Цели: познакомить с биографией и творчеством детского писателя Н.Н.Носова, вызвать у учащихся желание читать детские книжки через ознакомление с произведениями Н.Н.Носова, через драматизацию отдельных эпизодов донести до маленьких читателей «литературный смех» Н.Носова.
Задачи:
- познакомить детей с произведениями детского писателя Н.Н.Носова;
- воспитывать личностные качества: дружелюбие, отзывчивость, уважительное отношение к старшим, любовь к животным;
- развивать познавательную активность, коммуникабельность, творчество, воображение, мышление, активизировать словарь;
- формировать у школьников чувство коллективизма, внимания и чуткости друг к другу и окружающим.
Оборудование: видеозапись песни «В траве сидел кузнечик», 2 телефона, пластилин, дневник, шляпа, кастрюля, огурец, яйцо, воздушные шары, рисунки детей.
Ход мероприятия
(звучит музыка, на сцене ведущий, на экране портрет Н.Н.Носова)
Ведущий: Здравствуйте, наши юные друзья. Сегодня мы с вами познакомимся с биографией и творчеством замечательного детского писателя - Н.Н.Носова и полистаем страницы его книг.
Писателем он стал неожиданно. Он всегда любил наблюдать за детьми, что помогло ему впоследствии стать детским писателем. Первые свои сказки он сочинял для своего сынишки. Свои рассказы и повести Носов пишет для детей младшего и среднего школьного возраста. Первый рассказ появился в журнале «Мурзилка», а затем была издана первая книга рассказов «Тук-тук-тук». А потом друг за другом появились «Весёлые рассказы», «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», и, конечно же, замечательные сказки о Незнайке и его друзьях.
- Итак, ребята, мы с вами отправляемся в литературное путешествие по произведениям Носова.
Внимательно ли вы читали (слушали) книги Н.Носова? Я опишу героя одной из книг Н.Носова, а вы постарайтесь угадать, о ком идет речь. Он «...носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу... У него был друг по имени Гунька, который жил на улице Маргариток и с которым он по двадцать раз на день ссорился и мирился...».
Дети - Незнайка!
(Открывается дверь, входит Незнайка.)
Незнайка: А, что вы тут делаете, а?
Ведущий: Ну, во-первых, воспитанный человек, входя в дом, обязательно здоровается, а потом уже задаёт вопросы.
Незнайка: Подумаешь… Ну, здравствуйте. А что вы тут делаете?
Ведущий: Мы в нашей литературной гостиной будем говорить о творчестве и книгах Н.Носова.
Незнайка: О! Здорово! Да это же мой литературный папа! Вы разве не знаете? Можно и я послушаю, о чём вы будете говорить? Да, и у меня тоже книжка есть (показывает большую потрёпанную книгу).
Ведущий: Кто из вас знает, сколько всего книг о Незнайке написал Николай Носов?
- В сказочной трилогии о Незнайке писатель ведет читателя к знаниям, далеко выходящим за пределы его житейского опыта: он пишет о воздухоплавании, ракетостроении, о сложнейшей технике будущего.
В основе каждой из сказок трилогии - история путешествия. Путешествуя на воздушном шаре, его герои буквально сваливаются с неба в Зеленый город, где обитают одни малышки («Приключения Незнайки и его друзей»); на волшебном автомобиле катят они в край благоденствия и фантастической техники («Незнайка в Солнечном городе»); наконец, на космическом корабле навещают лунных жителей («Незнайка на Луне»).
Ведущий: Ну, что же, Незнайка, расскажи нам о себе. Мы знаем, что ты дружишь с коротышками. А вот и первый твой друг коротышка Цветочек или Цветик.
Незнайка: У меня есть друг Цветик. Он так здорово стихи сочиняет. Я тоже хочу стать поэтом, научите меня сочинять стихи.
Цветик: Ты знаешь, что такое рифма?
Незнайка: Рифма? Нет, не знаю.
Цветик: Для хорошей рифмы надо, чтобы слова были похожи. Например: печка - свечка, птица - спица, тучка - кучка - авторучка. Понял?
Незнайка: Понял, понял! Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил про своих друзей коротышек.
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Ведущий: Одну минуточку, Незнайка, когда это Знайка прыгал через овечку?
Незнайка:
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
Ведущий: Что он про Торопыжку сочиняет? Никакого холодного утюга Торопыжка не глотал.
Незнайка: У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.
Ведущий: Никакой ватрушки там не было! Довольно! Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки. Цветик научи его рифмам.
(Диалог Цветика и Незнайки)
Незнайка: Может быть среди ребят есть поэты?
Конкурс «Поэтический - рифма»
- подушка - ……….кормушка, погремушка;
- речка - …………печка, свечка;
- шишка - ………...мишка, мартышка;
- кошка - ………...картошка, ладошка;
- бочка - …………..точка;
- огурцы ………….вы большие молодцы.
Цветик: Незнайка оказался плохим поэтом. А вы сможете подобрать рифму в стихотворении? Я читаю две строки, а вы говорите последнее слово. Правильный ответ будет появляться на экране.
Я захотел устроить бал.
И гостей к себе… (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый… (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут.
Но что-то гости… (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту… (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек… (не нашли).
- Молодцы, ребята! Рифму вы умеете подбирать.
Как Незнайка был художником
Тюбик: (дает Незнайке палитру, кисти) Ну, ладно, рисуй, потом покажешь.
Тюбик уходит. Незнайка увлеченно рисует и раскладывает рисунки. В дверь выглядывает Гунька.
Незнайка: О, Гунька! Заходи скорее, я тебя буду рисовать.
Гунька: А ты умеешь?
Незнайка: Чего тут уметь? Садись, садись. Только не вертись, а то нехорошо получится. (Гунька садится и замирает)
Гунька: А сейчас хорошо получится? Похоже?
Незнайка: Очень похоже!
Гунька: Ну-ка, покажи, что получилось?
Незнайка показывает портрет.
Гунька: (с разочарованием) Да разве я такой?!
Незнайка: Конечно такой! Какой же ещё?
Гунька: А усы, зачем нарисовал? У меня ведь нет усов!
Незнайка: Ну, вырастут когда-нибудь.
Гунька: А нос, почему красный?
Незнайка: Это чтоб красивее было!
Гунька: А волосы, почему голубые?
Незнайка: Ну, если тебе не нравится, то я могу нарисовать их зелёными.
Гунька: Нет, это плохой портрет. (Возмущенно) Дай я его порву!
Незнайка: Зачем же уничтожать художественное произведение?
Гунька и Незнайка начинают тащить друг у друга картину.
Гунька: (с обидой смотрит на портрет в своих руках) Тут какое-то пугало огородное нарисовано.
Незнайка: Потому что здесь подписи нет. Я сейчас подпишу и всё будет понятно!
Незнайка вырывает рисунок и подписывает внизу под портретом «Гунька».
Незнайка: Пусть висит. Все могут смотреть, никому не запрещается!
Гунька: (со злостью) Всё равно, когда ты ляжешь спать, я приду и разорву этот портрет!
Незнайка: А я ночью не лягу спать, а буду портрет стеречь.
Гунька, расстроенный уходит.
Сценка «Незнайка и Пилюлькин»
(Вбегает доктор Пилюлькин в белом халате с большим градусником.)
Пилюлькин: Где, где этот больной?
Ведущий: Что случилось? Кого вы ищете? И кто вы такой? (Незнайка прячется под парту)
Пилюлькин: Я - доктор Пилюлькин из Цветочного города. Я лечу коротышек от всех болезней. Коротышка Незнайка сбежал из больницы, он очень болен, ему необходимо срочно поставить градусник и дать касторки.
Ведущий: А почему вы решили, что он болен?
Пилюлькин: Потому что он заявил астроному Стекляшкину, что от солнца оторвался кусок и ударил его по голове! Такого же быть не может! Значит, у коротышки Незнайки большая температура.
Ведущий: Да разве вы не знаете, уважаемый доктор, что Незнайка - большой выдумщик и фантазёр? Он всё это выдумал!
Пилюлькин: Да? Ну, тогда другое дело…(уходит).
Незнайка (вылезает из-под парты и говорит) Ой, спасибо, братцы, выручили. Повели себя как настоящие друзья!
Ведущий: У Н. Носова много рассказов о том, как дети дружат. Я знаю, что вы знакомы с пословицами о дружбе.
Игра «Закончите пословицы»
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Друг за друга держаться, никого не бояться.
- Без друга - на сердце вьюга.
- Друзья познаются в беде.
- Дружба дороже всякого богатства.
- Нет друга - ищи, а нашел - береги.
- Не мил и свет, когда друга нет.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Ведущий. Николай Николаевич Носов много писал о дружбе, о друзьях. Вот рассказ о двух друзьях Косте и Шурике, называется он «Замазка».
Инсценировка отрывка из рассказа «Замазка»
Выбегают два мальчика-Костя и Шурик.
Костя: Я Костя!
Шурик: Ну а я Шурик!
(хором) И у нас есть замазка!
Костя: Посмотри, что у меня получилось.
Шурик: Ливерная колбаса. (Костя обижается и прячет замазку в карман) Где замазка?
Костя: Вот она в кармане. Не съем я ее.
Шурик: Ты уже съел свой пряник?
Костя: Нет еще. А ты?
Шурик: Я тоже нет. Давай есть.
Костя: Давай. (едят, Костя вдруг плюет) Послушай, у тебя пряник вкусный?
Шурик: Угу.
Костя: А у меня невкусный, мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.
Шурик: А замазка где?
Костя: Замазка? Вот, в кармане. Только, постой. Это не замазка, а пряник. Тьфу! Я все перепутал! (убегают)
Ведущий: Замечательный рассказ о двух друзьях, у которых появились телефоны. Сценка из рассказа Носова «Телефон»
Мишка: Алло!
Дениска: Алло!
Мишка: Слышно?
Дениска: Слышно.
Мишка: Хорошо?
Дениска: Хорошо.
Мишка: - И у меня хорошо. Давай разговаривать.
Дениска: Давай. О чём разговаривать?
Мишка: Ну, о чём… О чём - нибудь…Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Дениска: Правда.
Мишка: Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Дениска: Правда.
Мишка: Ну?
Дениска: Что «ну»?
Мишка: Чего же ты не разговариваешь?
Дениска: А ты, почему не разговариваешь?
Мишка: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь…
Дениска: Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.
Мишка: Ладно.
Дениска: Ну, придумал?
Мишка: Нет ещё, не придумал.
Дениска: Я тоже ещё не придумал.
Мишка: Зачем же ты звонишь, раз не придумал?
Дениска: А я думал, что ты придумал.
Мишка: Я сам тогда придумал бы.
Дениска: А я думал, что ты не догадаешься...
Мишка: Что ж я, по-твоему, осёл?
Дениска: Нет, какой же ты осёл! Ты совсем не осёл! Разве я говорю, что ты осёл!
Мишка: А что ты говоришь?
Дениска: Ничего. Говорю, что ты не осёл.
Мишка: Ну ладно, хватит про осла твердить. Давай лучше уроки учить.
Дениска: Давай.
Инсценировка отрывка из рассказа «Веселая семейка»
На сцену выходят Костя и Мишка. У Кости в руках корзина с яйцами, у Мишки книга о птицеводстве.
Мишка: Ты знаешь, мы их чуть не задушили!
Костя: Кого?
Мишка: Яйца. Они, оказывается, живые.
Костя: Что ты?! Яйца живые?
Мишка: Правда, правда! Вот почитай: «Яйца-это живые существа. Только жизнь не заметна в них. Она как будто дремлет внутри яйца. Но если яйцо начать нагревать, жизнь пробуждается, и внутри яйца начинает развиваться зародыш, который постепенно превратится в маленького птенца. Как и все живые существа, яйца дышат …» Понял? Мы с тобой дышим, и яйца дышат.
Ведущий: Одна из книг Николая Николаевича называется «Фантазеры». Иногда это слово употребляют как обидное, укоряющее: «Эх ты, фантазёр!». А вы знаете кто такой фантазёр? (Ответы детей: Люди, которые фантазируют, придумывают разные истории.)
Фантазер - это мечтатель, сердце которого наполнено смелыми и неожиданными замыслами.
Давайте подслушаем разговор, который состоялся между друзьями Мишуткой и Стасиком. Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
Сценка «Фантазёры»
Мишутка и Стасик развалившись сидят на стульях и разговаривают.
Мишутка: Сколько тебе лет?
Стасик: Девя… Девяносто пять. А тебе?
Мишутка: А мне… сто сорок пять. Раньше я был большой - большой, (поднимается на носках, тянет руки вверх) а потом сделался … маленький (приседает).
Стасик: А я, - сначала был маленький (приседает), а потом вырос большой (забирается на стул, тянет руки вверх), а потом снова стал маленький (приседает на корточки на стуле и садится), а теперь опять скоро буду большой.
Мишутка: А я, когда был большой, море мог переплыть! (показывает, как будто плывет, делает круг вокруг стульев).
Стасик: Подумаешь - море! Я океан переплывал! (показывает, как будто плывет, делает круг вокруг стульев).
Мишутка: А я купался в море и на меня напала акула. Я её бац кулаком (Замахивается рукой) А она…меня «цап!» за голову. И откусила!!! Я выплыл на берег и пошёл домой.
Стасик: - Без головы?
Мишутка: - Да. Будто без головы ходить нельзя.
Стасик: - Почему же ты теперь с головой?
Мишутка: - Другая выросла.
Стасик: А я раз был в Африке (изображает охотника, на согнутых ногах прыгает вправо-влево, смотрит из-под руки, «стреляет» из ружья). И меня там … крокодил съел. (Важно прогуливается мимо Мишутки и гладит свой живот)
Мишутка: (рассмеялся) Вот так соврал!
Стасик: Вовсе нет.
Мишутка: Почему же ты теперь живой?
Стасик: Так он же меня потом (делает движение как будто вынимает из рта) выплюнул.
Мишутка и Стасик (вместе) Ха - ха - ха!!!
Ведущий: Ребята, а какие произведения Н.Н. Носова вы знаете? (ответы детей) Одно из произведений - «Живая шляпа». И я предлагаю поиграть в игру с этим
предметом.
Игра «Попади в шляпу» (картошкой попасть в шляпу)
«Заплатка» - шнуровка.
Раздаем детям картонные штаны с дырочками и картонную заплатку, с соответствующими отверстиями. Просим детей «зашить» дыру. Продев шнур через все отверстия. Победит команда, кто справились быстрее.
Незнайка: А я люблю всё делать наоборот.
Ведущий: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот».
Игра «Скажи наоборот»
Скажу тебе я далеко, а ты ответишь (близко).
Скажу тебе я глубоко, а ты ответишь (мелко).
Скажу тебе я хорошо, а ты ответишь (плохо).
Скажу тебе я высоко, а ты ответишь (низко).
Скажу тебе я быстро, а ты ответишь(медленно).
Скажу тебе темно, ответишь мне (светло).
Незнайка: Вы все такие умные!
Кто не знаком с веселыми рассказами Н.Носова, с их героями - затейниками, фантазерами, шалунами?
В рифму дай, дружок, ответ
Словом «ДА» иль словом «НЕТ».
Но, смотри, не торопись,
На крючок не попадись!
Пишет музыку поэт? (НЕТ)
С рукавами есть жилет? (Нет)
Первоклашкам десять лет? (Нет)
Волк живет на дне пруда? (не Да, а Нет)
Борщ - полезная еда? (Да)
На Луне есть города? (не Да, а Нет)
«Двойка» - Это не беда? (не Да, а Нет)
В небе мчатся поезда? (не Да, а Нет)
Есть у женщин борода? (не Да, а Нет)
После пятницы среда? (не Да, а Нет)
Пишет повар вам портрет? (Нет)
После завтрака - обед? (не Нет, а Да)
Есть колеса у ракет? (Нет)
Ест бензин велосипед? (Нет)
Кинешь камнем кошке вслед? (Нет)
Нужен вечером нам свет? (не Нет, а Да)
В море айсберг изо льда? (Да)
Вы веселые всегда? (Да)
Ведущий: Ну, что, Незнайка, легко быть поэтом?
Незнайка: Нет!
Ведущий: Это только кажется, что все так легко. На самом деле любому ремеслу надо учиться, как например твои друзья из солнечного города - Винтик и Шпунтик.
Игра «Механик»
Незнайка: Ребята, для игры мне надо 6 человек. Вы механики. Вы видите 5 стульев, на них лежат мои любимые инструменты: плоскогубцы, винт, гаечный ключ, молоток, шуруп. Под музыку вы двигаетесь вокруг стульев, когда музыка заканчивается вы должны успеть взять инструмент и сесть на стул. Кому не досталось инструмента, тот выбывает из игры. Итак, пока у нас останется последний участник. Начинаем!
- Поаплодируем, нашему победителю! вы помогли собрать инструменты! Теперь газированный автомобиль будет отремонтирован.
Ведущий: Вот и хорошо. А сейчас нам пора прощаться.
Незнайка: Как прощаться, а награда????
Ведущий: Сегодня всех нас вместе собрал замечательный писатель Н.Носов. Мы прочитали много его рассказов, думаю, в дальнейшем вы уже сами с удовольствием будете читать произведения этого автора.
Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь»
Вам предлагается конкурс-игра «Ералаш»
На экране появятся стихи. В стихотворении все строки - перевертыши. Ваша задача - уничтожить ералаш, расставив правильно всё на свои места. (Игра со зрителями)
Слайд 15
- В аквариуме круглом Виталик славно жил.
- Карасик же с Сережкой давным-давно дружил.
Слайд 16
- Котёнок математику под арии решал.
- Федюшка в это время под шляпою лежал.
Слайд 17
- Наш Шурик у Барбоса в гостях недавно был.
- Калошей старой Бобик в пруду леща ловил.
Слайд 18
- Дружочек варит кашу, она кипит, пыхтит.
- Мишаня в чемодане свернувшийся лежит.
Персонажи произведений Николая Николаевича часто попадали во всякие курьезные ситуации, но всегда с достоинством выходили из них. Может быть, им и было страшно, но дружба побеждала любой страх. Так произошло и в рассказе «Живая шляпа».
Сценка «Живая шляпа»
(4-Б класс).
Слайды 20-33
У ребят в рассказе под шляпой оказался котенок. А кто еще мог бы сидеть под шляпой?
Предлагаю вам принять участие в конкурсе пантомимы «Живая шляпа». У меня в шляпе есть рисунки, а участникам нужно будет показать с помощью жестов, кто изображен на них. (Вызываю учащихся 4-х классов).
Слайд 34
- Молодцы, ребята! Вы очень внимательны и наблюдательны.
Ведущий: Незнайка, ребята хотят рассказать тебе как нужно обращаться с книгами.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С КНИГОЙ
Незнайка: Спасибо большое, но мне пора возвращаться в Цветочный город.
Ведущий: Спасибо Незнайка, что ты зашел к нам в гост
Итог. Выходят все участники выступления. В руках у них книги Н.Носова.
Все (хором)
Время даром не теряйте -
Книги Носова читайте!
Ведущий:
Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь»
Я благодарю всех за участие и надеюсь, что вы останетесь такими же активными и читающими участниками и в дальнейшем. На этом наша встреча окончена. Спасибо за внимание! Сегодня всех нас вместе собрал замечательный писатель Н.Носов. Мы прочитали много его рассказов, думаю, в дальнейшем вы уже сами с удовольствием будете читать произведения этого замечательного автора.
И мы вам говорим - спасибо за внимание, на этом - до свидания.
Ребята, Н.Н.Носов писал не только весёлые рассказы, но и удивительные сказки. А сейчас для вас - подарок от Н.Носова. Мы посмотрим мультфильм - сказку «Бобик в гостях у Барбоса», которую придумал для вас Николай Николаевич.