Во всём мире уже несколько десятилетий обсуждают вопросы качества школьного образования, его соответствия потребностям общества, проблему социальной и экономической эффективности государственных расходов на образование. Для достижения этих целей ученые, политики, практики пытаются найти новые подходы и к тому, чему учить, и к тому, как учить. Глобальные изменения в культурной, социальной и экономической сферах во второй половине XX века вызвали новые бурные дискуссии о содержании школьного образования. Во-первых, усилились позиции «компетентностного подхода», ориентированного на обучение использованию знаний. «Прикладное знание» стало рассматриваться как новая часть обязательного минимума школьного образования. Во-вторых, предприниматели, ученые и политики поставили под сомнение привычное понимание «необходимых знаний и навыков». Речь шла не только о сомнениях в традиционном наборе «предметных» знаний, но и о новом соотношении специальных (предметных) и общих (непредметных) знаний и навыков. То есть частью обязательного образовательного результата стали считаться и «универсальные навыки».
Компетентность - это интегрированный набор знаний, навыков и деятельностных установок, которые мобилизуются в определенном контексте для решения определенной задачи, для достижения определенного результата, при этом:
- знания включают факты, цифры, идеи, теории, которые уже известны и способствуют пониманию данной задачи или предмета;
- навыки - это способности совершать конкретные действия и использовать имеющиеся знания для достижения результатов;
- деятельностные установки - принципы, влияющие на то, как человек реагирует на идеи, людей и ситуации.
Универсальные компетентности - это компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включенности и активной гражданственности. Они развиваются в процессе непрерывного обучения на протяжении всей жизни, в том числе с помощью формального, неформального обучения и спонтанного образования.
Компетентность мышления (познания):
- способность понимать, анализировать и интерпретировать задачу, искать и выявлять закономерности и тенденции в массиве фактов; идентифицировать неявные свойства предметов и процессов, находить скрытые ресурсы, нужные для решения задачи; выстраивать причинно-следственные цепочки, в том числе разветвленные, с необходимой степенью детализации; применять формальную логику в случае недостаточного знания; выявлять, различать и классифицировать первичные и вторичные факторы, противоречия и сходства и т.д.;
- креативное мышление, изобретательность, инновационное мышление (включая субъективное и объективное творчество); генерация и исследование идей; эффективное принятие решений в ситуациях новизны и неопределенности;
- системное и интегративное мышление, выявление и интерпретация закономерностей, их ограничений и универсальности; симуляция и моделирование сложных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе в сетевой, управление рисками, умение компенсировать провалы и поддерживать устойчивость системы, выбирать баланс между скоростью при выполнении известного алгоритма решения и адаптивностью к изменившимся условиям) и т.д.; выбор способа решения сложных задач, включая открытые задачи с несколькими решениями, умение предлагать несколько решений и т.д.
Компетентность взаимодействия с другими людьми:
- способность сотрудничать и взаимодействовать, устанавливать, развивать и поддерживать социальные связи в качестве лидера и участника команды, брать и распределять ответственность, координировать командную работу;
- способность вести переговоры (способность убеждать других, обосновывать свою позицию, уважать интересы других, учитывать социальное и культурное разнообразие), разрешать конфликты, понимать возможность объективных конфликтов интересов между социальными группами; способность поддерживать с людьми сильные и слабые связи.
Компетентность взаимодействия с собой:
- саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное осознание и регуляция эмоций;
- самоорганизация, планирование своих действий (способность действовать интуитивно и осознанно, мобилизовать себя на выполнение задач, выбирать стратегию настойчивости или гибкости).
Для формирования универсальных современных компетентностей в процессе обучения необходимо использовать следующие методы и подходы: «большие идеи», обучение через открытия, обратное обучение, групповая и проектная работа.
«Большие идеи» - это такой способ структурирования (упаковки) учебного контента, чтобы вместо множества разрозненных фактов ученики могли уловить целостную картину: видеть связи между явлениями, понимать логику происходящих в мире процессов, переносить имеющиеся знания из одного контекста в другой. ⠀Идею можно считать «большой», если она помогает увидеть связи между на первый взгляд не связанными друг с другом фактами и разобраться в обилии информации, которая часто кажется беспорядочной.
Обратное обучение - популярный формат, который активно внедряется в школах. Вместо домашнего задания по пройденной в классе новой теме, учащиеся самостоятельно проходят новый теоретический материал, а всё аудиторное время, когда учитель или преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий.
Среди популярных форм классной работы в такой модели - выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
В своей работе я, как учитель английского языка, преподающий в начальной школе использую метод проектных задач. Метод проектных задач позволяет органично интегрировать знания, учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Его преимущества - это прагматическая направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, он позволяет органично интегрировать знания, учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, заключается в том, чтобы перенести акцент с упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями: работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, умение работать с разнообразным справочным материалом.
Проектная задача - это система заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Результат решения может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа описания и представления результатов работы. Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределительной деятельности учащихся - работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).
Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объеме.