Участники Великой Отечественной войны в моей семье

Разделы: Патриотическое воспитание, Руководство учебным проектом, Конкурс «Они сражались за Родину»


Подготовила:
Мурашкинцева Д.В.,
обучающаяся 10 класса

Руководители:
Мурашкинцева Р.С.,
учитель башкирского языка
и литературы

Ахмадеева Н.Н.,
учитель русского языка
и литературы

Введение

Данная работа посвящена моим прадедам - участникам Великой Отечественной войны. Тема выбрана не случайно. Накануне 77-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне я хочу рассказать о своей семье, о своих прадедушках, которые с первых дней были призваны на фронт.

Мне всегда была близка эта тема, потому, что это история моей семьи и моей страны. Мне стало важно собрать и систематизировать документы семейного архива и факты военной биографии из жизни моей семьи в годы Великой Отечественной войны. Более четко представить события тех лет мне было трудно. Поэтому я решила изучить тему Великой Отечественной войны со слов близких мне людей (дедушки) постараться воспроизвести в своем сознании события тех лет.

Актуальность работы: Каждый человек должен знать историю своих предков, людей, живущих рядом с нами. Без прошлого нет настоящего, а без настоящего не будет и будущего. Мы - дети можем многому научиться у наших предков, узнать историческое прошлое.

Предметом исследования является изучение истории Родины через внесение личного вклада в общую победу отдельно взятого солдата.

Цель исследования:

  • изучить события автобиографии моих прадедов Галляметдина Габдулахата Ахляковича, Гильманшина Салимьяна Гильмановича, связанные с Великой Отечественной войной;
  • собрать информацию о войне, изучить биографии военных и послевоенных лет своих родных.

Задачи исследования:

  • расширить знания о Великой Отечественной войне;
  • рассмотреть вклад моей семьи в Победу;
  • изучить и проанализировать архивные данные моей семьи;
  • познакомить с военной историей моих прадедов;

Гипотеза: я считаю, что знать историю своих предков, изучать свои корни, должен каждый, иначе мы не сможем построить своё будущее, не опираясь на своё прошлое.

Методы исследования:

  • изучение материалов семейного архива,
  • беседы с бабушкой и членами ее семьи;
  • изучение интернет источников.

В ходе проведённого исследования я опиралась на воспоминания бабушки, свидетеля военных лет.

Новизна исследования заключается в том, что данная работа направлена на создание проекта, который соединит воедино воспоминания о прадедушках, участниках Великой Отечественной войны.

Проект важен и необходим для нового осмысления исторического наследия. Ведь прочитать о войне в книге - это способ узнать историю то, как это было. Услышать из уст членов твоей семьи о минувшем прошлом - возможность переосмыслить события и осознать вклад именно твоих близких в общую Великую Победу страны. Любовь к Родине, патриотизм - начинается в семье с личного примера.

Презентация

Глава 1. Участники Великой Отечественной войны в моей семье

Я только раз видала рукопашный...
Раз наяву и тысячи во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю.Друнина

Великая Отечественная война была самой страшным и тяжелым временем для нашей страны, народа, семьи. Война принесла советскому народу неслыханные потери и разрушения. На защиту Отечества встали миллионы. Каждая семья испытала боль утраты отцов, сыновей. 4 года смерть и голод летали над нашей страной, забирая всех на своем пути. Это были невинные дети, мирные жители, солдаты.

Обо всех этих событиях я знаю только по рассказам своих родных. Но я счастлива за то, что я не знала войны.

И нашу семью не обошла война стороной. Прадедушки были участниками Великой Отечественной войны. Прадедушка Галляметдин Габдулахат Ахлякович прошел всю войну. Родился в деревне Азикеево Мечетлинского района Республики Башкортостан.

Записи в военном билете прадедушки:

  • «1941 год - призван в армию и начал воевать в Сталинграде в 37 авиабатальоне;
  • Техвинд - 51 батальон;
  • 1942-1943 годы - 501 батальон;
  • 37 авиабатальон - 1249 полк, взвод разведки.
  • В 1944 году воевал на Волховском фронте, в Карелии и Эстонии в 72 дивизии.
  • В 1944-1946 годах в составе той же 72 дивизии 133 полка был наводчиком артиллерии, Берлин - рядовой.
  • Вернулся в 1946 году».

По рассказам мамы, у прадедушки Габдулхата была большая географическая карта. Он всегда стелил карту на пол и рассказывал внукам и своим детям про войну, показывая весь свой пройденный путь, медали, ордена. Получил множество ранений, остались шрамы, один осколок от взорвавшейся мины остался на плечах навсегда. Изредка давал знать о себе как память о страшной войне. Прадедушка Габдулахат рассказывал, как солдаты из последних сил вставали и шли в атаку со словами "За победу!". Многие были измождены холодом, голодом, но не сдавались. Кто-то перечитывал письма из тыла, кто-то пел песню, кто-то писал прощальные письма родным перед тяжелым боем.

Справка о пулевом ранении прадедушки Габдулахата

Прадедушка никогда не любил смотреть фильмы про войну, просил выключать телевизор, когда слышал взрыв, выстрелы. Ему было настолько тяжело перенести через себя все события, ужасы войны заново. 9 Мая покупал разные сладости и раздавал детям в детском саду, желал им мира, добра. Приходя домой, садился на свою любимую скамейку и долго плакал, вспоминал свих товарищей. Перенес боль утраты родного брата Шамсимухамета, который умер в 1942 году, похоронен в Ленинградской области в деревне Люблино. Всегда говорил как завещание внукам: "Дай бог Вам мира. Желаю, чтобы не видели войну даже в фильмах. Война - это страшно!".

Всю оставшуюся жизнь прадедушка Габдулахат работал в детском саду как помощник повара. Из пекарни района каждый день привозил свежий хлеб для детей. Всегда отказывался от машины, запрягал лошадь и брал с собой иногда и маму во время каникул, по дороге всегда любовался природой и тишиной, слушал пение птиц. Каждый хлеб раскладывал с такой заботой и наслаждался свежим ароматом свежеиспеченного аромата: "Вот оно счастье!". На вопрос: " Зачем тебе эта работа?", отвечал: "Дети - эти радость, смех, добрый взгляд, спокойствие. "Поразило то, что мама запомнила его каждое слово, боль в глазах от пережитого на войне, любовь к жизни. Мой прадедушка умер 4 мая 2004 года, не дожив до очередного Дня Победы.

Второй прадедушка Гильманшин Салимьян Гильманович в первые дни войны сразу получил тяжелое ранение и был отправлен на завод. Здесь изготавливали оружие. День и ночь стояли у станка, не знали усталости, установленную норму выполняли в срок и отправляли на фронт. После тяжелой болезни был отправлен в тыл. В родной деревне стал работать председателем колхоза. Тяжело было и на фронте. Жалко было детей, женщин, которые работали день и ночь. Прадедушка Салимьян не любил рассказывать о тяжелой жизни в деревне в военные годы. Все пережитое отразилось на здоровье.

На могилах обоих дедушек установлены гранитные памятники, как дань чести и вечной памяти героизма, патриотизма.

Военный билет прадедушки Салимьяна

77 лет со Дня Победы, но память о героях должна жить вечно. Я горжусь, что и в моей семье есть свои герои. Прадедушки не имеют высокого звания, больших наград, но они заслужили вечную память. Буду рассказывать своим детям и внукам о цене Победы и мирного неба над головой. Ведь не зря говорится «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Глава 2. Исследовательская часть

Перед тем как приступить к изучению данной темы был проведен социологический опрос учащихся школы (7-8 классов), молодежи и жителей города. Мне хотелось узнать, как знают историю военных лет ученики нашей школы, поэтому разработал анкету «Моя семья в годы войны».

Всего опрошено 110 человек. Данные исследования показали:

  • 1 вопрос: «Что я знаю о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны?», «Хотели бы узнать больше?»
    В семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной войны - 72% респондентов, не знают - 28%. Хотели бы узнать больше - 93% опрошенных.
  • 2 вопрос: «Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните, и передается из поколения в поколение?
    Хранят семейные реликвии военных лет - 16% опрошенных респондентов.
  • 3 вопрос: «Интересовались ли вы подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?
    Интерес к подробностям участия родных в войне проявляют 68% опрошенных респондентов.

По результатам опроса учащихся, молодежи, жителей города можно сделать следующие выводы:

  • большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, не имеют представление об этом в основном школьники (7-8 классов).
  • небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фотографии, награды, похоронки, письма и прочее).

Ученики нашей школы интересуются событиями того времени, читают военную литературу, смотрят фильмы о войне. Но этого мало, для того чтобы хорошо знать историю Великой Отечественно войны.

Надеюсь, что моя работа послужит отличным примером и хорошим начинанием для наших учеников. И они будут узнавать историю своей семьи, в том числе и военное прошлое.

Заключение

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его Великая Победа над фашистской Германией.

Пришло мирное время, но отголоски той войны остались в каждом городе и селе. Человек должен помнить о своих корнях, тогда история страны не будет казаться далёкой. Вспоминая те трудные годы военного лихолетья, удивляешься, сколько горя и тяжёлых испытаний выпало на долю наших родных.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Выполняя исследовательскую работу, я изучила литературу, проанализировала воспоминания.

Достигая поставленной цели, я ещё раз убедилась, что события Великой Отечественной войны не обошли стороной и мою семью.

Мои прадеды были героями, они являлись непосредственными участниками исторических событий нашей Родины. А её история переплетается с историей моей семьи.

Память - наша история. А война живет в памяти народа. Война не должна повториться, но и забывать о подвиге и самопожертвовании людей нельзя, как и о страшном уроне.

Список литературы:

  1. Интернет-сайт podvignaroda.mil.ru.
  2. Официальный сайт движения «Бессмертный полк».
  3. Семейные архивы, мемуары и воспоминания фронтовиков о Великой Отечественной войне.