Знакомство с литературным жанром – басня

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: басня


Технологическая карта урока

Класс: 3.

Предмет: литературное чтение.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: знакомство с новым литературным эпическим жанром - басней.

Задачи:

  • раскрыть смысл понятия басня;
  • развивать умение соотносить данное понятие с его признаками;
  • развивать логику суждения.

УУД как основа умения учиться в работе с текстом:

Предметные УУД:

  • развиваем умения анализировать произведение, давать характеристику главным героям, определять жанр произведения по его признакам.

Познавательные УУД:

  • развиваем умение осуществлять сбор и выделение существенной информации из текста.

Регулятивные УУД:

  • развиваем умения определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком произведения, с содержанием и иллюстрацией учебник;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать речь других;
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение работать в группе.

Личностные УУД:

  • развиваем умения выказывать своё отношение к поступкам героев, выражать эмоции;
  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемый результат:

  • учащиеся научатся определять основные признаки басни, анализировать произведение, делать выводы из изученного материала.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы: у учащихся: листы для индивидуальной и групповой работы (составления кластера, тексты для чтения и анализа), ручка и цветные карандаши; клей.

Этапы
урока

Деят-ть учителя

Деят-ть обуч-ся

Формы организ. деят-ти

Доска, оборуд.

Оргмомент

Приветствует обучающихся.
Создает эмоциональный настрой.

Отвечают на приветствие учителя.
Вспоминают правила работы в группе.
Включаются в ритм урока.

Вызов

1. Актуализация знаний и мотивация.

Предлагает карточки с признаками различных жанров. (Приложение 1) Распределяют карточки с признаками жанров и приклеивают их на «экране». Работа в группах Кластер «Литературные жанры»
Организует проверку. Группа представляет свою работу. Другие группы предлагают уточнения или свои версии.

2. Создание проблемной ситуации.

Предлагает произведения для определения литературных жанров. (Приложение 2)

Предлагает обсудить результаты работы в группах и сделать вывод.

Определяют жанр предложенных произведений и подписывают.

Группа представляет свою работу. Другие группы предлагают уточнения или свои версии.

Делают вывод, что жанр произведения «Две лягушки им не знаком».

Второй вариант, называют жанр - басня, но затрудняются в определении особенностей жанра.

Работа в группах

Произведения для определения литературных жанров

Стадия осмысления

1. Работа с текстом.

Предлагает отрывок из методического текста для определения особенностей жанра басня. (Приложение 3)

Читают и подчёркивают в тексте название жанра - басня и его признаки. Работа в парах Отрывок из методического текста для определения особенностей жанра басня
Предлагает обсудить результаты работы пар в группах. Обсуждают результаты работы пар в группах. Работа в группах
Организует проверку результатов работы групп Группа представляет свою работу. Другие группы предлагают уточнения или свои версии.
2. Соотносят признаки басни с произведением «Две лягушки» Фронтальная работа
Предлагает соотнести выписанные признаки басни с содержанием текста с доказательствами. (Приложение 4) Соотносят выписанные признаки басни с содержанием текста с доказательствами. Слайд №2

3.Рассказывает о первом баснописце Эзопе. (Приложение 5)

Слушают рассказ о первом баснописце Эзопе.

Слайд №4

Рефлексия

Предлагает провести рефлексию.

На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось….
Сегодня я сумел…

Фронтальная работа

Слайд №5

Домашнее задание

Предлагает познакомиться с новым произведением. С.Михалкова «Как познаются друзья» на с. 124-125. Определить жанр произведения.

Записывают домашнее задание.