Цель: воспитывать у обучающихся (воспитанников) гражданственность и патриотизм.
Задачи
- формирование представления воспитанников о долге, мужестве, героизме как слагаемых высоких нравственных качеств;
- пробуждение интереса к героическому прошлому Отечества;
- расширение представления о подвиге как о поступке смелого человека;
- воспитание чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки;
- развитие связной речи воспитанников, пополнение словарного запаса;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Форма проведения: беседа.
Время проведения: 30 мин.
Место проведения: учебный класс.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование
Наглядные пособия:
- Презентация
- Словарь: патриотизм, герой, героизм, подвиг, мужество, гражданственность, слава
- Плакаты «Подвиг», «Поступок»
- Табличка «Какие качества характеризуют героя»
- Материал задания «Доброта»
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить о вечных человеческих ценностях. А начнём с того, что все мы живём в одной стране, которая называется Россия, это наша Родина.
А что вы вкладываете в понятие «Родина»?
- место, где родился;
- история моей страны;
- наша культура, наши обычаи;
- мои близкие люди, мои друзья;
- имена людей, которыми гордится наша страна;
- красота родной природы;
- это земля, где трудились наши предки.
Всё, что вы сказали - это и есть родина. А любовь к Родине у каждого человека возникает в своё время. Подрастая, мы начинаем испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, городу. Взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознаёт величайшую истину - что мы принадлежим Родине, отвечаем за неё.
Давайте посмотрим несколько слайдов.
(1 Слайд) Репродукция художника Виктора Васнецова «Три богатыря».
Воспитатель: Кто эти личности?
Славные богатыри, знаменитые защитники Русской земли - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович»
(2 Слайд) Дмитрий Донской
Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон. Именно с этой битвы начались новые времена в истории нашей страны - времена московского государства.
(3 Слайд) Дмитрий Пожарский и Козьма Минин
Полководец (военный) Дмитрий Пожарский и городской староста (мер) Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей и изгнали польских захватчиков с русской земли. С этим сражением связан праздник 4 ноября - День народного единства.
(4 Слайд) Михаил Илларионович Кутузов
Прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Именно он выбрал для решающего сражения с французской армией Наполеона Бородинское поле и победил в этом сражении.
(5 Слайд) Георгий Константинович Жуков
Великий полководец Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. За четыре года борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых он проявил свою сообразительность, смекалку, мужество, отвагу, чтобы победить фашистов.
Воспитатель: Каким одним словом можно назвать всех этих людей разных эпох.
- ГЕРОИ
Воспитатель: - Их можно назвать мужественными людьми, совершившими подвиг во имя своей Родины?
Итог: Защита родной земли - долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.
Воспитатель:- А вот такими героическими и мужественными личностями они стали сразу, прямо с рождения?
И вот мы подошли к теме нашего занятия «Героями не рождаются, героями становятся».
Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопрос: «Герой. Кто он? Какой он?»
2. Определение важных понятий
Воспитатель: Давайте прежде обратимся к тем понятиям, которые мы будем использовать сегодня во время беседы.
Задание «Подобрать понятия к терминам»
(6 Слайд) На экране даны определения понятий. Вам надо вспомнить эти понятия и назвать их.
- Преданность и любовь к своему отечеству, своему народу - Патриотизм
- Храбрость, присутствие духа в опасности - Мужество
- Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке - Героизм
- Героический самоотверженный поступок - Подвиг
- Человек, совершивший благородный поступок, связанный с риском для его жизни - Герой
- Осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране - Гражданственность
- Известность, признание высоких человеческих качеств, заслуг - Слава
Воспитатель: - Кто из вас считает себя героическим, мужественным человеком? Почему? Не готовы к подвигам
- Правильно ли сказать, что подвиг можно совершить в любом возрасте и в любое время.
И мы попробуем сегодня это доказать.
Я зачитаю отрывок из стихотворения Иосифа Уткина «О героях».
Герой не тот, что грудь горою.
И голос - во! И руки - во!
Не громким голосом героя
Мы измеряем рост его,
Другой, глядишь, и скажет скупо,
И вид не тот, и ростом мал,
Но как высок его поступок!
Как звонок мужества металл!
3. Задание «Сможете ли вы отличить обычный поступок от подвига?»
1 - подвиг:
2 - обычный поступок:
Спасти утопающего, вытащить из огня человека, помочь малышу, задержать преступника, донести сумку старушке, навестить больного товарища, слетать в космос, испытать на себе действие новой вакцины, разбить клумбу у школы, помочь перейти дорогу, хорошо учиться, посадить неисправный самолёт, покормить бездомного животного, закрыть от пуль своего товарища, быть волонтёром.
Итог: Поступок - достойное действие, которое мы совершаем довольно часто. А вот рисковать своей жизнью и здоровьем или даже отдать свою жизнь за жизнь другого человека способен не всякий. И это уже подвиг.
Воспитатель: У каждого человека с возрастом проявляется определённый набор нравственных качеств, которыми он руководствуется в жизни. Давайте подумаем, а какие качества характеризуют человека, способного на героический поступок.
4. Задание: «Какие качества характеризуют героя»
Дисциплинированность, Ложь, Честность, Самопожертвование, Хитрость, Смелость, Ответственность, Доброта, Сила воли, Безрассудство, Страх, Зависть
Милосердие, Храбрость, Равнодушие, Лень, Трусость, Бескорыстие, Мужество, Хвастливость
Воспитатель:
- Есть ли эти качества у вас?
- Где вы их применяете?
- А в учебе нужны эти качества?
Итог: Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью.
5.
Воспитатель: - Как вы думаете, есть ли в нашей жизни место героическому поступку, подвигу?
(7 Слайд) Каждый год у нас в школе проходит линейка, которая так и называется «Горячее сердце».
- Как вы думаете, кому может быть присуждена премия «Горячее сердце»?
Просмотр видеофрагмента «Герои премии Горячее сердце»
Воспитатель:
- Как вы расцениваете поступок девочки?
- Как вы думаете, стремилась она к славе и признанию?
- Почему она совершила этот поступок?
- На что она рассчитывала?
Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание ответственного отношения к своим обязанностям. Когда герой совершает поступок, он не думает о своем героизме. Он просто приходит на помощь людям.
6.
Воспитатель: Был летний воскресный день. Ласково светило солнце. Ничто не предвещало беды. И вдруг …
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину.
Началась Великая Отечественная Война советского народа против фашистских захватчиков.
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, почему война называется Великая?
Длилась долгие 4 года, участвовало огромное количество людей.
- Почему её называют Отечественная?
Эта война - справедливая, направленная на защиту своего Отечества.
- Зачем фашисты напали на нашу страну?
Они хотели лишить нас свободы, захватить наши города.
Итог: Во время войны весь народ встал на защиту своей Родины.
Люди не говорили громких слов о патриотизме и любви к Родине, они не испугались врага, совершая подвиги.
Сегодня я хотела рассказать вам об одном нашем отважном земляке.
(8 Слайд)
Рассказ о подвиге Виктора Турбина
Виктор Турбин родился 9 ноября 1923 года в Боброве. Окончил семилетку.
На фронте - с января 1942 года. Начал солдатом, потом сержантом и в конце стал офицером в звании младший лейтенант.
Летом 1944 года при форсировании реки Друть на территории Белорусской ССР Виктор Турбин во главе взвода, оказавшись на укреплениях противника первым ворвался в траншеи врага и в рукопашном бою лично уничтожил более 10 вражеских солдат.
Захваченный взводом плацдарм удалось удержать до подхода основных сил полка, сам командир действовал умело и отважно, подавая личный пример выдержки и отваги. И это не единственный подвиг в его жизни.
Виктор Турбин погиб в бою 18 августа 1944 года в Польше во время штурма вражеского укрепления. Ему было всего 20 лет.
(9 Слайд) Звание Героя Советского Союза Виктору Турбину присвоено посмертно 24 марта 1945 года.
(10 Слайд) В 1961 году в Боброве, на его Родине, улица Набережная переименована в улицу Виктора Турбина.
(11 Слайд) А на доме, где родился и жил герой, установлена мемориальная доска.
Воспитатель: - Как вы думаете, способны ли вы сами на геройский поступок?
- Какие маленькие поступки вы можете совершать уже сейчас?
- прекратить драку между детьми
- отговорить товарища от плохого поступка
- заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих
- создавать в интернате красоту и уют
- быть послушными
- защитить слабого
- участвовать во всех школьных мероприятиях
- Давайте подумаем, люди каких профессий постоянно совершают подвиги? (полицейские, медики, пожарные, военные)
- Ищут ли они признания, наград? Они выполняют свой гражданский долг.
7. Задание
Сейчас я буду открывать перед вами буквы. Каждая буква это начало названия определённого качества человеческого характера. Попробуйте его назвать.
Д - доблесть
О - отвага
Б - благородство
Р - решительность
О - ответственность
Т - терпение
А - авторитет (уважение)
У нас получилось слово ДОБРОТА.
- Какое отношение оно имеет к героям?
Итог: Злые люди не будут совершать героических поступков, потому что героические поступки совершаются во имя кого-то или чего-то. Доброта - это основа всех нравственных качеств человека.