Образовательная область: речевое развитие.
Содержательные компоненты ОО: художественно-эстетическое развитие (аппликация), познавательное развитие, физическое развитие.
Возрастная группа: 3-4 года.
Цель: Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством знакомой сказки; формирование творческого навыка и активности.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в умении чтения по мнемотаблицам;
- формировать умение отвечать на вопросы;
- закрепить знание русской народной сказки;
- обогащать словарь;
- побуждать детей к связному составлению знакомой сказки;
- способствовать творческому навыку;
- продолжать формировать навык ориентировки на плоскости.
Развивающие:
- продолжать развивать психические процессы;
- развивать связную речь детей;
- уточнять знание животных, их внешний вид;
- развивать умственные способности;
- закреплять названия геометрических фигур;
- закреплять название основных цветов.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг - друга;
- Воспитывать уважение к пожилому возрасту.
Предварительная работа:
- чтение сказки «Теремок»;
- повторение названия животных, с описанием их внешнего вида;
- разучивание движений в физкультурной паузе «Теремок»;
- рассматривание картинок данной сказки.
Методы и приемы:
- сюрпризный момент (появление бабушки-рассказчицы);
- рассказывание сказки учителем-логопедом;
- наблюдение (упражнение в умении чтения по мнемотаблицам);
- игровой (дидактическая игра «Кто, где живет?», физкультурная пауза «Теремок»);
- словесный (беседа по мнемотаблицам);
- практический (расставление картинок в нужной последовательности);
- наглядно-практический (пересказ сказки детьми с опорой на мнемотаблицы);
- постановка игровой и учебной задачи (теремок развалился, давайте построим новый);
- показ и объяснения выполнения работы воспитателем;
- самостоятельная деятельность детей;
- индивидуальная помощь детям;
- анализ выполненных работ, рефлексия;
- поощрение.
Материалы и оборудование:
- доска магнитная;
- магниты.
Демонстрационный материал:
- мнемотаблицы размером 15х20 (каждая карточка) в количестве 1 штуки.
Раздаточный материал:
- цветная изолента (четырех основных цветов: синяя, зеленая, желтая, красная), на подгруппу детей 5 человек;
- досочки на каждого ребенка с изображенным на них теремка из геометрических фигур (геометрические фигуры выделены определенным цветом).
Ход занятия
I. Вводная часть
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а кто это сегодня к нам в гости пришел?
- Правильно! Это бабушка - рассказчица.
Логопед (в костюме бабушки): Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: А вы знаете кто такая «рассказчица»?
Дети: нет.
II. Основная часть
Логопед: Это тот, кто рассказывает… Вот я вам сегодня хочу рассказать сказку «Теремок», которую вы все знаете, а потом послушать как вы ее рассказываете.
(Логопед рассказывает сказку, выставляя на магнитную доску картинки мнемотаблиц в правильной последовательности)
Логопед: Ой, что-то устала я! Дайте посижу…
Воспитатель: Пока бабушка отдыхает, давайте с вами вспомним кто приходил в гости в Теремок?
(Предполагаемые ответы детей: мышка, лягушка, заяц, волк…)
Воспитатель: Правильно!
Дидактическая игра «Кто, где живет и как выглядит?»: Скажите, кто изображен на этой картинке?
Дети: Мышка!
Воспитатель: Правильно - мышка, расскажите мне, как выглядит мышка?
Воспитатель: А мышка где живет?
Дети: В норке!
Воспитатель: Правильно, в норке, а это кто?
Дети: Лягушка!
(Дети отвечают на вопросы воспитателя по каждому животному из данной сказки)
Логопед: А вы запомнили, что обозначают эти картинки?
(Ответы детей)
(Логопед проводит беседу по каждой мнемотаблице, рассказывая, что на ней изображено; снимает картинки с доски и перемешивает их)
Логопед: Ой, ребята, кажется я перепутала картинки! Помогите мне, пожалуйста, расставить их обратно на доску в правильной последовательности.
(Дети помогают бабушке - рассказчице)
Воспитатель: Вы, молодцы, ребята, помогли бабушке!
Физкультурная пауза «Теремок»
Стоит в поле теремок (поднять руки над головой домиком)
Он не низок, не высок (опустить руки через стороны вниз)
На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)
Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили, покрутили (вращение ладонями)
Потянули и открыли (потянуться сцепленными руками в стороны, расцепить пальцы)
Логопед: А теперь я хочу послушать, как вы рассказываете сказку!
(Дети рассказывают сказку «Теремок» бабушке с опорой на мнемотаблицы. Воспитатель подсказывает детям)
Логопед: Мне очень понравилось, как вы рассказываете. Можно я еще приду к вам в гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А сейчас давайте пройдем с вами за столы и сделаем новый теремок для животных.
(На раздаточных досочках изображены домики из геометрических фигур основных цветов (2 прямоугольника - синего цвета, 1 прямоугольник - желтого цвета, 1 прямоугольник - зеленого цвета, треугольник - красного цвета). По образцу воспитателя дети должны наклеить отрезки изоленты определенного цвета на цвет изображенного контура)
Воспитатель: Ребята, мы с вами должны наклеить синюю изоленту на синюю полосочку (наклеивают изоленту на все стороны прямоугольника), а красную - на красную полосочку (и т.д. с каждой геометрической фигурой)
(Воспитатель проводит индивидуальную помощь каждому ребенку при наклеивании изоленты и по отрезанию нужной длины изоленты)
III. Заключительная часть
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, какую сказку мы с вами сегодня пересказывали?
- Кто приходил в теремок первым?
Дети: Мышка!
Воспитатель: Кто вторым?
- А кто последним?
(Ответы детей)
- Вы, молодцы! Вечером покажем родителям какие красивые теремки у нас получились.