Комплексное занятие по развитию речи в совместной деятельности учителя-логопеда с воспитателем второй младшей группы с использованием нетрадиционной техники аппликации «изолента» «Теремок для друзей»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: мнемотаблицы, аппликация, вторая младшая группа


Образовательная область: речевое развитие.

Содержательные компоненты ОО: художественно-эстетическое развитие (аппликация), познавательное развитие, физическое развитие.

Возрастная группа: 3-4 года.

Цель: Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством знакомой сказки; формирование творческого навыка и активности.

Задачи:

Образовательные:

  • упражнять детей в умении чтения по мнемотаблицам;
  • формировать умение отвечать на вопросы;
  • закрепить знание русской народной сказки;
  • обогащать словарь;
  • побуждать детей к связному составлению знакомой сказки;
  • способствовать творческому навыку;
  • продолжать формировать навык ориентировки на плоскости.

Развивающие:

  • продолжать развивать психические процессы;
  • развивать связную речь детей;
  • уточнять знание животных, их внешний вид;
  • развивать умственные способности;
  • закреплять названия геометрических фигур;
  • закреплять название основных цветов.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать друг - друга;
  • Воспитывать уважение к пожилому возрасту.

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Теремок»;
  • повторение названия животных, с описанием их внешнего вида;
  • разучивание движений в физкультурной паузе «Теремок»;
  • рассматривание картинок данной сказки.

Методы и приемы:

  • сюрпризный момент (появление бабушки-рассказчицы);
  • рассказывание сказки учителем-логопедом;
  • наблюдение (упражнение в умении чтения по мнемотаблицам);
  • игровой (дидактическая игра «Кто, где живет?», физкультурная пауза «Теремок»);
  • словесный (беседа по мнемотаблицам);
  • практический (расставление картинок в нужной последовательности);
  • наглядно-практический (пересказ сказки детьми с опорой на мнемотаблицы);
  • постановка игровой и учебной задачи (теремок развалился, давайте построим новый);
  • показ и объяснения выполнения работы воспитателем;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • индивидуальная помощь детям;
  • анализ выполненных работ, рефлексия;
  • поощрение.

Материалы и оборудование:

  • доска магнитная;
  • магниты.

Демонстрационный материал:

  • мнемотаблицы размером 15х20 (каждая карточка) в количестве 1 штуки.

Раздаточный материал:

  • цветная изолента (четырех основных цветов: синяя, зеленая, желтая, красная), на подгруппу детей 5 человек;
  • досочки на каждого ребенка с изображенным на них теремка из геометрических фигур (геометрические фигуры выделены определенным цветом).

Ход занятия

I. Вводная часть

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а кто это сегодня к нам в гости пришел?

- Правильно! Это бабушка - рассказчица.

Логопед (в костюме бабушки): Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: А вы знаете кто такая «рассказчица»?

Дети: нет.

II. Основная часть

Логопед: Это тот, кто рассказывает… Вот я вам сегодня хочу рассказать сказку «Теремок», которую вы все знаете, а потом послушать как вы ее рассказываете.

(Логопед рассказывает сказку, выставляя на магнитную доску картинки мнемотаблиц в правильной последовательности)

Логопед: Ой, что-то устала я! Дайте посижу…

Воспитатель: Пока бабушка отдыхает, давайте с вами вспомним кто приходил в гости в Теремок?

(Предполагаемые ответы детей: мышка, лягушка, заяц, волк…)

Воспитатель: Правильно!

Дидактическая игра «Кто, где живет и как выглядит?»: Скажите, кто изображен на этой картинке?

Дети: Мышка!

Воспитатель: Правильно - мышка, расскажите мне, как выглядит мышка?

Воспитатель: А мышка где живет?

Дети: В норке!

Воспитатель: Правильно, в норке, а это кто?

Дети: Лягушка!

(Дети отвечают на вопросы воспитателя по каждому животному из данной сказки)

Логопед: А вы запомнили, что обозначают эти картинки?

(Ответы детей)

(Логопед проводит беседу по каждой мнемотаблице, рассказывая, что на ней изображено; снимает картинки с доски и перемешивает их)

Логопед: Ой, ребята, кажется я перепутала картинки! Помогите мне, пожалуйста, расставить их обратно на доску в правильной последовательности.

(Дети помогают бабушке - рассказчице)

Воспитатель: Вы, молодцы, ребята, помогли бабушке!

Физкультурная пауза «Теремок»

Стоит в поле теремок (поднять руки над головой домиком)
Он не низок, не высок (опустить руки через стороны вниз)
На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)
Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили, покрутили (вращение ладонями)
Потянули и открыли (потянуться сцепленными руками в стороны, расцепить пальцы)

Логопед: А теперь я хочу послушать, как вы рассказываете сказку!

(Дети рассказывают сказку «Теремок» бабушке с опорой на мнемотаблицы. Воспитатель подсказывает детям)

Логопед: Мне очень понравилось, как вы рассказываете. Можно я еще приду к вам в гости?

Дети: Да!

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем с вами за столы и сделаем новый теремок для животных.

(На раздаточных досочках изображены домики из геометрических фигур основных цветов (2 прямоугольника - синего цвета, 1 прямоугольник - желтого цвета, 1 прямоугольник - зеленого цвета, треугольник - красного цвета). По образцу воспитателя дети должны наклеить отрезки изоленты определенного цвета на цвет изображенного контура)

Воспитатель: Ребята, мы с вами должны наклеить синюю изоленту на синюю полосочку (наклеивают изоленту на все стороны прямоугольника), а красную - на красную полосочку (и т.д. с каждой геометрической фигурой)

(Воспитатель проводит индивидуальную помощь каждому ребенку при наклеивании изоленты и по отрезанию нужной длины изоленты)

III. Заключительная часть

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, какую сказку мы с вами сегодня пересказывали?

- Кто приходил в теремок первым?

Дети: Мышка!

Воспитатель: Кто вторым?

- А кто последним?

(Ответы детей)

- Вы, молодцы! Вечером покажем родителям какие красивые теремки у нас получились.

Мнемотаблицы