Одной из важнейших задач воспитания и обучения детей является развитие речи. Младший дошкольный возраст (3-4 лет) - сензитивный период ее становления. Большинство сторон и компонентов речи уже могут быть сформированы у нормально развивающегося ребенка, но, однако, вполне допустимо присутствие определенных речевых изъянов.
Давно доказана взаимосвязь моторной и речевой сферы. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что их зоны проекции близко расположены относительно друг друга в коре головного мозга. Е.И.Тихеева отмечала, что в процессе речевой активности проявляют себя в действии моторные механизмы ребенка в целом, а не только моторные функции речевого аппарата. Задержки в речевом развитии и недостатки речи взрослого человека часто зависят от недостатков его моторного развития в детстве [3]. Наиболее ярко взаимовлияние движения и речевой функции мы видим на примере исследований заикающихся детей, а также при ориентации на результаты коррекционной работы по нормализации темпо-ритмической организации речи. Г.А.Волкова в своих исследованиях пришла к выводу, что между речевой функцией и двигательной системой имеется тесная функциональная взаимосвязь [6]. По наблюдению исследователей ребенок с заиканием при отбивании ритма начинал говорит более плавно, без запинок. В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская объяснили связь движения и речи с характером ритма. В их работах мы находим способы вариации деятельности детей: акцент на определенном слове в связке с адекватным движением рук, воспитание насыщенной паузы, упражнения на дирижирование [1].
Наибольшая эффективность развития речи детей дошкольного возраста достигается благодаря закреплению вырабатываемых навыков во всех видах деятельности, особенно двигательной.
Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей, являющаяся источником информации, методом обучения и воспитания. Помимо этого, процесс ее реализации зачастую сопровождается положительными эмоциями, неподдельным интересом и удовольствием, а это является мощным стимулом для проявления речевой инициативы у детей.
Младший дошкольный возраст является периодом активного физического развития, стремлением к непрерывному осуществлению двигательных актов. Детям трудно усидеть на месте в виду еще недостаточно хорошо развитого самоконтроля, небольшого по времени интервала концентрации внимания, что обуславливает их стремление и предрасположенность к подвижным играм. В теории игр под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон. В детском коллективе подвижные игры представляют собой пространство для динамичного взаимодействия группы детей друг с другом под руководством взрослого, сопряженное с выполнением определенных правил и предписаний. Взаимодействие, какое бы оно не было, всегда предполагает коммуникацию. В данном случае мы видим как вербальную, так и невербальную ее формы. Это позволяет детям проявлять себя среди сверстников, заявлять о себе, учиться выражать свои мысли, желания, стремления. В то же время, слово является способом воздействия на самого себя, свое поведение. Таким образом в процессе игры не только создаются предпосылки к развитию самоконтроля, но и развивается коммуникативная сторона речи, как необходимая ступень для формирования определенной позиции ребенка в социуме.
Особую эффективность показали занятия, дополненные музыкой. Организуя подвижные игры с музыкальным сопровождением в сочетании с четким ритмом и голосовыми командами, мы воздействуем сразу на несколько сторон развития ребенка. Ритм не только позволяет регулировать дисциплину и оказывать воздействие на двигательный акт, но и слово, как базовая единица языка [5], влияет на динамическую сторону речи.
По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни [4]. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!», «Держи» и др.
Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач - вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса [3]. У младших дошкольников еще часто диагностируются нарушения в звукопроизношении, что, как правило, связано с недостаточным развитием фонематического слуха. Преодолеть данные затруднения возможно регулярной, правильной демонстрацией речевого материала со стороны взрослого, а впоследствии многократным его повторением детьми. Подвижные игры позволяют успешно объединить в себе все названные условия.
При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра «Лохматый пес», а при знакомстве с медведем - «У медведя во бору». В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям и звукам.
Целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например: «Воробушки и автомобиль». Воспитателю следует вызывать звукоподражания: «чик-чирик» - кричат воробушки, «би-би-би» - гудит автомобиль. Также игры: «Кот и мыши», «Поезд», «Зайка», «Барашек» и другие. Для подвижных игр используются атрибуты (маска мишки, кошки, зайки), всё это позволяет детям лучше примерить на себя роль [2].
Организация игры должна соответствовать нескольким важным требования. Педагог должен четко, внятно с грамотно расставленными логическими ударениями и выразительной интонацией транслировать предлагаемый материал. Все это будет способствовать концентрации внимания детей на занятии, а также будет рождать у них интерес к предлагаемой деятельности, любопытство и мотивацию для ее реализации. Рекомендуется не разучивать текст упражнений с детьми заранее, а усваивать их в совокупности в выполняемыми движениями в процессе занятия, что постепенно приведет к их устойчивому запоминанию.
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, а главное - осваивает речь.
Список используемой литературы
- Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л.З.Арутюнян. - М.: Эребус, 1993. - 160 с.
- Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. / М.М.Борисова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 48 с.
- Загребельная, Е.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре [Текст]/ Е.В.Загребельная // Наука и современность. - Т.,2011. - № 11. - С. 162-167.
- Мотылянская Р.Е. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни/ В.К.Велитченко, Э.Я.Каплан, Р.Е.Мотылянская // Теория и практика физической культуры. - М.,1990. - №1. - С. 14-22.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С.И.Ожегов; под общ. ред. Л.И.Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М.: Мир и образование, 2015. - 1375 с.