Урок развития речи "Описание состояния человека"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: развитие речи


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Технологическая карта урока

Предмет: русский язык.

Класс: 7.

УМК: М.М.Разумовской.

Тема

Описание состояния человека

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые результаты (УУД)

Предметные:

  • актуализировать знания учащихся о типах речи, видах описания
  • ввести понятие описание состояния человека
  • развить умение анализировать текст, находить в тексте типовые фрагменты;
  • формировать умение составлять предложения, используя различные синтаксические конструкции;
  • формировать навык использования в речи фразеологизмов
  • развивать устную речь учащихся
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;

Метапредметные:

  • Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала;анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
  • Регулятивные:искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее;соотносить цели и результаты своей деятельности;определять степень успешности работы.
  • Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание;представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Тип речи, описание, данное и новое, описание состояния человека, текст

Решаемые проблемы

Что такое описание состояния человека? Как оно строится, какие конструкции можно использовать? Как в тексте можно использовать этот вид описания?

Деятельностный компонент урока

Уметь:
- строить предложения с описанием состояния человека;
- находить в текстах нужные типовые фрагменты;
- создавать собственнй текст, включая описание состояния человека

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный, практический
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный, частично-поисковый

Приемы обучения

Фронтальный опрос, эвристическая беседа, мозговой штурм, работа в группах, письменные упражнения..

Эмоционально-ценностный компонент урока

Развитие эмоционального интеллекта

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор, приложение.
Бумажные: карточки с заданиями, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент
1 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать в такое замечательное весеннее утро! Откроем тетради, запишем число 10 марта. Классная работа. Тема урока "Описание состояния человека"

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, делают записи в тетради.

Слайд 1,2

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1 мин

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1
Мы с вами очень часто говорим о нашем психологическом состоянии. Например, спрашиваем друг у друга: "Как у вас дела?" "Ты хорошо себя чувствуешь?" Сегодня мы поговорим об этом с точки зрения языка.

Эмоционально включаются в работу

Слайд 3

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
2 мин

Организация учебного процесса на этапе 2
Как вы думаете, значение каких языковых понятий нам нужно повторить?Вспомните всё, что вы знаете. Работа в группах (парах). Проверка

Формулируют свои предположения. Мозговой штурм

Слайд 3

3. Выявление места и причины затруднения
1 мин

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
Формулирование темы урока.
- Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Описание состояния человека»)
- Какова же цель урока и его задачи? (ответы учащихся)
- Узнать о новом виде описания.
- Научиться находить его в тексте.
- Узнать, как создать такой вид описания.
- Научиться самостоятельно создавать тексты, используя этот тип речи.
- Развивать устную речь.
- Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Важные вопросы:
- Какие конструкции используются для создания этой разновидности описания?
- Как применить на практике те знания, которые мы получим?

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

Слайд 4,5

4. Повторение изученного
5 мин.

Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Речь, типы речи)
Систематизируем имеющиеся знания. Повторим понятия, необходимые для изучения новой темы.
Пометьте
+ знаю,
- не изучали,
? хочу повторить.
Запишите кратко. Приведите примеры. Разделите работу в группе.
Проверка работы.

+
-
?

Типы речи

Повествование описание рассуждение

Виды описания, их строение

Описание предмета.
Д-предмет и его части, Н-признаки
Описание места.
Д- место, Н-предметы
Описание состояния окружающей среды
Д - нет или элементы окружающей среды (небо, ветер) Н-состояние

Данное и новое

Д - имеющаяся информация, обычно повторяет часть предыдущего высказывания, стоит в начале предложения, служит для связи предложений в тексте.
Н - содержит новую информацию, стоит обычно в конце предложения, служит для развития мысли.

Слова категории состояния

Незменяемые части речи, выражают состояние живых существ, природы, окружающей среды. В предложении являются сказуемыми.

Безличные глаголы

Обозначают действия, процессы, состояния, совершающиеся без действующего лица.

Описание состояния человека, его строение

Не изучали

Поиск и фиксация информации
"Корзина идей"
Осуществляют поиск и фиксацию информации в группах и парах
(понятия типы речи, виды описания, их строение, данное и новое, слова категории состояния, безличные глаголы)

Учащиеся выполняют самопроверку.

Слайд 6

Слайд 7

4. Построение проекта выхода из затруднения
2 мин

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Что нам нужно сейчас узнать (сделать)?
(Как строится описание состояния человека?
Какие конструкции, части речи нам можно использовать?
Давайте попробуем выяснить это, не открывая учебник. Скажите что-нибудь о вашем состоянии (сейчас или утром, когда вы встали, в любой другой ситуации)
Что будет данным? А новым? Чем будет выражено данное? а новое?)

Учащиеся обсуждают ситуацию. Ответы учащихся. Составление учащимися плана действий

Слайд 8,9

5. Реализация построенного проекта
4 мин.

Цель этапа:практическое воплощение плана действий.
Работа с учебником
Стр. 136. Самостоятельное изучение правила. Запись в тетради и на доске.
Д - лицо (сущ и мест. в падежной форме)
Н-состояние лица (глаголы, СКС, фразеологизмы, им.сущ, краткие прилаг и прич.)
Теперь изучим типы конструкций, которые мы можем использовать.
Запишем по одному примеру, проговорим, чем выражено Д. и Н.

Учащиеся изучают информацию учебника, записывают в тетрадь новый материал в виде схем и таблиц) Выполнение задания, фиксация нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
10 мин. (с перерывом на физкультминутку)

(Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.)
Закрепим полученные знания. Сейчас о состоянии человека, изображённого на экране, мы будем говорить тремя разными способами, в том числе используя фразеологизмы и записывать получившиеся конструкции в тетрадь.У вас на парте есть список устойчивых сочетаний, обозначающих психологическое состояние человека. Нужно будет найти подходящие. Итак...
Образец записи:
Мне радостно. Мама рада. Всё радовалось весне. Радость охватила его. Он был на седьмом небе от счастья.

Учащиеся составляют предложения, используя предложенные конструкции.

Слайд 10-14

7. Самостоятельная работа

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа.
Поиск и анализ описания состояния человека в тексте.

Упр. 363, 364, 367 выполняются устно.

Учащиеся осуществляют анализ текстов, находят предложения типа описание состояния человека

Слайд 16

Этап 8 Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить полученные знания.
Задание: составить небольшой текст по картине, включив в него описание состояния героя.

Подведём итог:
- Что вспомнили о типах речи?
- Что узнали нового?
- Как можем применить эти знания на практике?

Учащиеся выполняют самостоятельную работу

Учащиеся отвечают на вопросы, обобщают изученное, включая в систему имеющихся знаний

Слайд 17

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 9.
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Написать небольшое сочинение по картине "Опять двойка", описать состояние всех героев картины.

Записывают задание.

Слайд 18