Читательский марафон «Читаем о войне. Рассказы Анатолия Митяева»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Пояснительная записка

Марафон «Читаем о войне. Рассказы Анатолия Митяева» приурочен ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В рамках Марафона дети будут читать рассказы о войне А.Митяева, проводить рефлексию прочитанного, и выполнять творческие задания по сюжету рассказов, а также заполнять читательский дневник. Победители читательского марафона определятся по суммарному количеству баллов.

Актуальность

Марафон направлен на воспитание гражданственности и патриотизма у детей младшего школьного возраста на примере лучших образцов художественной литературы о Великой Отечественной войне. Марафон позволяет окунуться в военные годы, понять то суровое время, когда мужеством, стойкостью, самоотверженным трудом советского народа была спасена наша Отчизна.

Приобщение ребёнка к чтению книг об истории нашей Родины способствует формированию гражданского мировоззрения, социальной активности.

Цель: Создание условий для формирования гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей у детей младшего школьного возраста на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Задачи:

  • приобщение детей к чтению книг о войне;
  • формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
  • формирование навыков работы с текстом, навыков осмысленного чтения;
  • популяризация чтения как формы проведения досуга детей;
  • выявление и поощрение самых активных и талантливых читателей.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за участников Великой Отечественной войны, за свою Родину, её историю;
  • развитие умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев, формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному.

Метапредметные результаты:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о Родине и её людях, об участниках великой Отечественной войны, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
  • формирование потребности в систематическом чтении;
  • овладение умениями самостоятельно работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий, элементарными приѐмами анализа художественных текстов;
  • овладение умениями устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делать несложные выводы;
  • овладение умениями писать отзыв на прочитанное произведение.

Организация читательского марафона

Целевая аудитория: учащиеся 2-4 классов.

Продолжительность: 1 месяц.

Примерные сроки проведения: апрель-май. Сроки являются примерными. Месяц проведения и продолжительность марафона каждый учитель выбирает сам. В зависимости от личных предпочтений и уровня класса.

Условия проведения марафона: марафон проводится в форме внеклассного чтения.

В комплект читательского марафона входит:

  1. Читательский дневник (Приложение №1)
  2. Ответы для учителей (Приложение №2).
  3. Сертификаты участников и дипломы (Приложение №3)

Каждый участник получает читательский дневник (Приложение №1), в котором будет выполнять задания.

Структура читательского дневника:

  • 1 страница - данные об участнике марафона
  • 2 страница - список рассказов, внизу страницы дана цветовая шкала, отражающая впечатления ученика от прочитанной книги (оранжевый - рассказ захватывающий, зеленый - рассказ интересный, синий - рассказ не понравился). Прочитав книгу, ученик закрашивает прямоугольник справа от названия книги цветом, соответствующим его впечатлениям.
  • 3 страница - маршрутный лист, заполняется учителем.
  • 4-5 страницы - задание 1, кроссворд по рассказам А.Митяева.
  • 6-7 страницы - задание 2, узнать произведение по его иллюстрации.
  • 8-9 страницы - задание 3, узнать произведение по его отрывку.
  • 10 страница - написать отзыв по одному из прочитанных произведений.
  • 11 страницы - нарисовать иллюстрацию к одному из прочитанных рассказов.
  • 12 страница - сведения об Анатолии Митяеве.

После прохождения марафона читательские дневники сдаются учителю на проверку.

Подведение итогов читательского марафона

Каждый участник читательского марафона получает сертификат.

Победители награждаются дипломами I, II, III степени.

Список литературы

  1. Митяев А.В. Землянка: рассказы. - М.: Дет.лит., 2020.
  2. Митяев А.В. Шестой-неполный: рассказы. - М.: Дет.лит., 2017.
  3. Рассказы о войне/ А.Платонов, Л.Касиль, А.Толстой, К.Симонов и др. - М.: РОСМЭН, 2020.