Флегматики замедленно реагируют на вопрос и может сложиться впечатление, что они не знают ответа или не хотят общаться. Нужно быть очень терпеливым и не торопить флегматика с ответом. И, наоборот, поспешность сангвиника или порывистость холерика могут вести к необдуманности ответа, что также нужно учитывать. Особенно нужно быть внимательным и чутким к меланхолику, очень чувствительному, а потому и легко ранимому человеку. По отношению к меланхолику неуместны ни шутка, ни ирония. Вместе с тем педагог должен тактично, но постоянно, постепенно усложняя определенные испытания и практику ответов, добиваться совершенствования недостаточно развитых свойств темперамента и затормаживать отрицательные его проявления. Педагогическое воздействие, организация деятельности могут повлиять на проявление того или иного темперамента.
Холерики. В отношении учащихся с холерическими чертами тактика учебной работы заключается в том, чтобы формировать у них выдержку, дисциплинированность, поскольку они вспыльчивы, раздражительны, легко возбудимы, аффективны, конфликтны, требуют частой смены деятельности и постоянного контроля. Порывистости холерика нужно противопоставить тактичное сдерживание и корректность. Если холерик на что-то жалуется необходимо дать возможность ему успокоиться, а затем разобраться в сути вопроса. Если же учитель горячится, начинает доказывать неправоту ученика, то неизбежны обида, недоверие, а иногда и длительный конфликт.
Учащийся с холерическими чертами темперамента может во всем проявлять поспешность; не дослушав объяснения задать вопрос; не поняв сути задания приступить к его выполнению. Не достигая желаемого результата, проявляет недовольство собой или условиями учебы.
Сангвиники. В отношении учащихся с сангвиническими чертами тактическая линия воспитательных воздействий заключается в том, чтобы не давать им разбрасываться, требовать доведения любого начатого дела до конца. Их поведение и деятельность требуют постоянного и тщательного контроля, поскольку они быстро включаются в работу и также быстро выключаются. Для них характерны гибкость ума и склонность к остроумию. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Учащийся с сангвиническим типом темперамента может быть надежен учебной деятельности, но не в автоматической, однообразной и медлительной. Он более приспособлен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Врабатывается в какое-либо дело сравнительно быстро, без особых затруднений. Однако не терпит помех в работе с чьей либо стороны. В случаях таких задержек в работе проявляет безразличие к делу.
Флегматики. С учащимися флегматиками - тактика педагогической работы должна быть несколько другой. Здесь важно помнить, что они замедленны и склонны к спокойствию. Поэтому не следует давать им возможностей для ухода в самих себя, нужно создавать обстановку, требующую активизации и энергичности, что связано с наличием у них перспективы. Важно также поддерживать у них интерес, преодолевать равнодушие и лень и формировать целенаправленность и целеустремленность. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие.
Флегматические черты учащегося наиболее соответствуют такой учебной работе, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп его работы сравнительно не высок. Однако производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к своей работе, но не стремится сделать больше и лучше чем от него требуется. Учащийся с такими чертами темперамента не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо освоенной работе. Учиться флегматик старается средне, не выделяясь среди других, хотя задания выполняет, но делает ровно столько, сколько от него требуется. Обладая целеустремленностью и настойчивостью он занимается с напряжением, внешне это проявляется в некоторой скованности и присущей ему медлительности.
Учащегося флегматика приходится поторапливать. При этом его нельзя упрекать в медлительности, поскольку это свойство его темперамента. Его нужно поторапливать помогая и подбадривая. Он не страдает излишней впечатлительностью, поэтому в случае упущений с его стороны из-за неповоротливости и медлительности в работе от него следует требовать более энергичных действий.
Меланхолики. К учащимся меланхоликам в процессе учебной деятельности не следует применять резкого повышенного, а тем более раздражительного тона. Это может привести к уходу ученика в себя, к пассивности и депрессии. Эта категория лиц требует, чтобы они постоянно были на людях, учить их общению, чаще отмечать их успехи, что формирует у них уверенность в собственных силах и возможностях.
Учащийся с меланхолическим типом темперамента в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности - полная противоположность учащемуся-флегматику, правда их некоторое сходство проявляется лишь в вялом реагировании на те или иные раздражители, да в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Ученики с этим типом темперамента могут успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время переживая обиды и даже незначительные "уколы" самолюбия, часто отвлекаются в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатываются в нормальный ритм труда медленно и сохраняют его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Плодотворность труда может быть высокой при бодром настроении и низкой - при подавленном.
Ученик меланхолического типа темперамента обычно не ставит перед собой цели добиться высокого качества работы, за исключением случаев, когда он стремится показать свою значимость. Обычно он стремится работать и учиться так, чтобы не отставать от других и не иметь неприятности из-за отставания в учебе. Этим и объясняется его склонность работать в одиночку, чтобы никто его не тревожил.
Для формирования успешности его учебной работы необходимо благожелательное отношение к нему преподавателей, которое исключало бы резкие "перепады" его настроения и вселяло бы уверенность.
Таким образом, чтобы добиться высоких результатов в учебной деятельности педагог должен индивидуально подходить к каждому ученику тактично добиваться совершенствования недостаточно развитых свойств темперамента и затормаживать его проявление. Всё это требует от преподавателя компетентности, проницательности и гуманистической направленности.