Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму.
Задачи:
- Обучающийся научиться приводить простейшие доказательство шарообразности планеты;
- Определить цель работы на уроке и цель выполнения каждого задания;
- Формирование умение слушать собеседника, вести диалог и развивать монологическую речь.
- Строить осознанные произвольные высказывания (доказательства, обобщать, выдвигать гипотезы).
Планируемые результаты:
Предметные
- Иметь представление о форме и движении Земли;
- Иметь представление о глобусе;
- Приводить простейшие доказательства шарообразности планеты.
Метапредметные
Личностные
- Формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;
- Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие учебной деятельности и личностного смысла учения.
Познавательные:
- умение делать выводы после выполнения самостоятельной работы;
- овладение логическими действиями (сравнение, анализ);
- ориентирование в своей системе знаний;
- умение извлекать информацию из иллюстраций в учебнике, на доске и из раздаточного материала;
- выделять существенную информацию из беседы;
Регулятивные:
- оценивать организацию своей учебной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять самоконтроль, взаимопроверку;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, проявление активности во взаимодействии;
- оценивать свою работу по предложенным критериям.
Коммуникативные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
- формировать речь в режиме высказывания;
- умение слушать учителя, собеседника и вести диалог;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- учитывать мнение других;
- формулировать своё мнение.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Я, ты, он, она
|
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие школьных принадлежностей. |
2. Актуализация пройденных знаний |
- Начнём урок с небольшой разминки. Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Поиграем в игру «Опасно-безопасно». Называю предмет, ели этот предмет может, быть опасным один раз хлопаете в ладоши, если нет - не хлопаем.
|
|
- Ребята, что же нужно помнить об обычных вещах, которые нас окружают дома и на улице? | Могут оказаться опасными, без спроса ничего не брать, дорогу переходить по пешеходному переходу. | |
3. Определение темы урока и самоопределение деятельности |
- Переходим дальше к изучению курса «Окружающий мир».
- Поднимите руки те, кто любит путешествовать? Слайд 1. Муравьишка тоже очень любит путешествовать. Он говорит, что очень интересно бывать в разных уголках нашей страны, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы мальчики и девочки. А все вместе мы живём на одной большой планете. |
|
- Кто знает, как она называется? | Земля. | |
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? | О планете Земля. | |
- Какие задачи поставим в уроке? Слайд 2. |
Какую форму имеет наша планета.
|
|
4. Открытие новых знаний |
Рассмотрите предметы, которые принёс Муравьишка (тарелка, мяч). Форму, какого предмета напоминает форма Земли?
- Ваши мнения разошлись. Нам необходимо провести исследование. - Сегодня мы будем исследовать этот вопрос, узнаем больше о нашей планете. |
Ответы детей. |
- Как вы думаете, почему это важно? | Мы здесь живём, планета - наш общий дом. Должны знать больше о своём земном доме, как заботиться о нём, как не навредить. | |
- Земля, по вашему мнению, похожа на мяч. Слайд 3.
- Какая это форма? |
Шарообразная. | |
- Когда мы смотрим в окно, какой нам видится Земля? (плоская или круглая) | Плоская. | |
- А видим ли мы, что она имеет форму шара?
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Слайд 4. - Представьте, что на ней расположились дома, деревья, люди и животные, машины, целые города и страны. (Учитель расставляет фигурки на блюде). Слайд 5. |
Нет. | |
- Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (Показ с помощью фигурок человечка, как можно дойти с одного края тарелки на другой) | Да. | |
- Но пока никому не удалось. Почему? | Ответы детей. | |
- Но вы сказали, что Земля похожа на мяч, т.е. имеет форму шара можно ли дойти до края? (Показ с помощью фигурок человечка и мяча). Слайд 6. | Нет, будем ходить вокруг, у неё нет края. | |
- Рассмотрите изображение Земли на первом и втором рисунке на стр. 48.
|
На первом - плоская, на втором - шарообразная. Ответы детей. |
|
5. Физминутка |
«Космос». |
|
6. Продолжение изучение нового материала |
- О том, какую форму имеет Земля, люди разных стран задумывались ещё в старину. Давайте послушаем выступление ребят.
Слайд 7-8. - А кто же предположил, что Земля - шар? Слайды 9. - Португальский и испанский мореплаватель Ф.Магеллан. совершил первое кругосветное путешествие. Слайд 10. - Ф. Магеллан на 5 кораблях отправляется в путь вдоль побережья Южной Америке, затем обходит её с Юга и доходит до Малаг через Запад. Слайд 11. - Долгие месяцы… Слайд 12. (со слов «Виктория») - С экспедиции вернулось 18 человек и 1 корабль, а отправлялось 5 кораблей с экипажем на борту в 280 ч. Большинство членов экипажа умерло от болезней, нехватки продуктов питания и военных столкновений с населениями туземцев. - В наше время, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля действительно имеет форму шара. Слайд 13. |
Выступление ребят. |
- А знаете ли вы имя первого в мире космонавта? Как его звали? Слайд 14.
- Вот такой увидел нашу планету Ю.А.Гагарин. Слайд 15. |
Ю.А.Гагарин. | |
- Итак, смогли ли мы ответить на поставленные задачи в начале урока? На какие?
- Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Слайд 16. |
Какую форму имеет наша планета и кто предположил, что Земля - шар. | |
- Что ещё осталось узнать? | Движется Земля или нет. | |
Послушайте загадку
На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Учитель демонстрирует глобус). Слайд 17. |
Глобус | |
- Что держит в лапках Мудрая черепаха? | Глобус | |
- А, что это такое - глобус? Правильно. Для того, чтобы лучше представить нашу планету, люди создали модель Земли - глобус. Он изображает форму Земли и её поверхность. Что на нём изображено? Слайд 18. |
Модель Земли. Моря, океан, суша, горы. |
|
- Первый европейский глобус Земли изготовил астроном Мартин Бейхам из Германии. И назвал его «Земным яблоком». Как вы думаете, почему?
Слайд 19. |
Предположения детей. | |
- Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? | Предположения детей. | |
- Рассмотрите рисунки-схемы на стр. 49 они помогут вам понять, как движется Земля.
|
Карусель, волчок. |
|
7. Закрепление нового. Моделирование |
- У вас на партах лежит пластилин. Вам нужно построить модель Земли, применяя полученные знания на уроке. (Звучит песня «Не крутите пёстрый глобус»). |
Работа в парах. |
- Посмотрим, что получилось. | Дети демонстрируют модели Земли. | |
- Нашли ответ на третью задачу? | Да. | |
- Как на неё ответим? | Земля движется вокруг своей оси, и вокруг Солнца. | |
8. Подведение итогов |
Мы живём с вами на самой удивительной планете Земля.
|
Ответы детей.
Ответы детей. |
9. Рефлексия |
- А теперь давайте покажем, какая планета красивая. У вас лежат на столах цветы зелёного и красного цветов. Если вам урок понравился и вам всё понятно, то приклейте зелёный цветок, а если что-то не получилось - красные.
|
Выбирают подходящий цветок. |