Урок окружающего мира в 1-м класс по теме "На что похожа наша планета?"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир


Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму.

Задачи:

  • Обучающийся научиться приводить простейшие доказательство шарообразности планеты;
  • Определить цель работы на уроке и цель выполнения каждого задания;
  • Формирование умение слушать собеседника, вести диалог и развивать монологическую речь.
  • Строить осознанные произвольные высказывания (доказательства, обобщать, выдвигать гипотезы).

Планируемые результаты:

Предметные

  • Иметь представление о форме и движении Земли;
  • Иметь представление о глобусе;
  • Приводить простейшие доказательства шарообразности планеты.

Метапредметные

Личностные

  • Формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие учебной деятельности и личностного смысла учения.

Познавательные:

  • умение делать выводы после выполнения самостоятельной работы;
  • овладение логическими действиями (сравнение, анализ);
  • ориентирование в своей системе знаний;
  • умение извлекать информацию из иллюстраций в учебнике, на доске и из раздаточного материала;
  • выделять существенную информацию из беседы;

Регулятивные:

  • оценивать организацию своей учебной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осуществлять самоконтроль, взаимопроверку;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, проявление активности во взаимодействии;
  • оценивать свою работу по предложенным критериям.

Коммуникативные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • формировать речь в режиме высказывания;
  • умение слушать учителя, собеседника и вести диалог;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • учитывать мнение других;
  • формулировать своё мнение.

Презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Я, ты, он, она
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу слева!
Улыбнись соседу справа!
За работу нам пора.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие школьных принадлежностей.

2. Актуализация пройденных знаний

- Начнём урок с небольшой разминки. Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Поиграем в игру «Опасно-безопасно». Называю предмет, ели этот предмет может, быть опасным один раз хлопаете в ладоши, если нет - не хлопаем.
(Стол, ножницы, подушка, спички, утюг, рубашка, конфета, книга, таблетка, дорога.)

- Ребята, что же нужно помнить об обычных вещах, которые нас окружают дома и на улице? Могут оказаться опасными, без спроса ничего не брать, дорогу переходить по пешеходному переходу.
3. Определение темы урока и самоопределение деятельности - Переходим дальше к изучению курса «Окружающий мир».
- Поднимите руки те, кто любит путешествовать?
Слайд 1.
Муравьишка тоже очень любит путешествовать. Он говорит, что очень интересно бывать в разных уголках нашей страны, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы мальчики и девочки. А все вместе мы живём на одной большой планете.
- Кто знает, как она называется? Земля.
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? О планете Земля.

- Какие задачи поставим в уроке? Слайд 2.

Какую форму имеет наша планета.
Кто предположил, что Земля - шар?
Движется ли она вообще?

4. Открытие новых знаний Рассмотрите предметы, которые принёс Муравьишка (тарелка, мяч). Форму, какого предмета напоминает форма Земли?
- Ваши мнения разошлись. Нам необходимо провести исследование.
- Сегодня мы будем исследовать этот вопрос, узнаем больше о нашей планете.
Ответы детей.
- Как вы думаете, почему это важно? Мы здесь живём, планета - наш общий дом. Должны знать больше о своём земном доме, как заботиться о нём, как не навредить.
- Земля, по вашему мнению, похожа на мяч. Слайд 3.
- Какая это форма?
Шарообразная.
- Когда мы смотрим в окно, какой нам видится Земля? (плоская или круглая) Плоская.
- А видим ли мы, что она имеет форму шара?
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Слайд 4.
- Представьте, что на ней расположились дома, деревья, люди и животные, машины, целые города и страны. (Учитель расставляет фигурки на блюде). Слайд 5.
Нет.
- Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (Показ с помощью фигурок человечка, как можно дойти с одного края тарелки на другой) Да.
- Но пока никому не удалось. Почему? Ответы детей.
- Но вы сказали, что Земля похожа на мяч, т.е. имеет форму шара можно ли дойти до края? (Показ с помощью фигурок человечка и мяча). Слайд 6. Нет, будем ходить вокруг, у неё нет края.

- Рассмотрите изображение Земли на первом и втором рисунке на стр. 48.
- Скажите, на каком из них плоская Земля, а на каком - шарообразная?
- С помощью рисунков 3 и 4 докажите правильность своего ответа.

На первом - плоская, на втором - шарообразная.

Ответы детей.

5. Физминутка

«Космос».

6. Продолжение изучение нового материала - О том, какую форму имеет Земля, люди разных стран задумывались ещё в старину. Давайте послушаем выступление ребят.
Слайд 7-8.
- А кто же предположил, что Земля - шар?
Слайды 9.
- Португальский и испанский мореплаватель Ф.Магеллан. совершил первое кругосветное путешествие.
Слайд 10.
- Ф. Магеллан на 5 кораблях отправляется в путь вдоль побережья Южной Америке, затем обходит её с Юга и доходит до Малаг через Запад.
Слайд 11.
- Долгие месяцы…
Слайд 12. (со слов «Виктория»)
- С экспедиции вернулось 18 человек и 1 корабль, а отправлялось 5 кораблей с экипажем на борту в 280 ч. Большинство членов экипажа умерло от болезней, нехватки продуктов питания и военных столкновений с населениями туземцев.
- В наше время, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля действительно имеет форму шара. Слайд 13.
Выступление ребят.
- А знаете ли вы имя первого в мире космонавта? Как его звали? Слайд 14.
- Вот такой увидел нашу планету Ю.А.Гагарин.
Слайд 15.
Ю.А.Гагарин.
- Итак, смогли ли мы ответить на поставленные задачи в начале урока? На какие?
- Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Слайд 16.
Какую форму имеет наша планета и кто предположил, что Земля - шар.
- Что ещё осталось узнать? Движется Земля или нет.
Послушайте загадку
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Учитель демонстрирует глобус). Слайд 17.
Глобус
- Что держит в лапках Мудрая черепаха? Глобус
- А, что это такое - глобус? Правильно. Для того, чтобы лучше представить нашу планету, люди создали модель Земли - глобус. Он изображает форму Земли и её поверхность. Что на нём изображено? Слайд 18.

Модель Земли.

Моря, океан, суша, горы.

- Первый европейский глобус Земли изготовил астроном Мартин Бейхам из Германии. И назвал его «Земным яблоком». Как вы думаете, почему?
Слайд 19.
Предположения детей.
- Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? Предположения детей.

- Рассмотрите рисунки-схемы на стр. 49 они помогут вам понять, как движется Земля.
- Что изображено на нижнем рисунке?
- У карусели и у волчка есть ось. И у Земли есть ось, только она невидимая.
- Земля вращается вокруг своей оси как волчок.
Слайд 20.
- Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходит 24 ч., т.е. сутки - день и ночь.
- Посмотрите, на втором рисунке стрелочкой показано движение Земли. Земля вращается вокруг Солнца как карусель. Слайд 21.
- Впервые польский учёный Николай Коперник установил, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.
Слайд 22.

Карусель, волчок.

7. Закрепление нового. Моделирование

- У вас на партах лежит пластилин. Вам нужно построить модель Земли, применяя полученные знания на уроке. (Звучит песня «Не крутите пёстрый глобус»).

Работа в парах.

- Посмотрим, что получилось. Дети демонстрируют модели Земли.
- Нашли ответ на третью задачу? Да.
- Как на неё ответим? Земля движется вокруг своей оси, и вокруг Солнца.

8. Подведение итогов

Мы живём с вами на самой удивительной планете Земля.
Слайд 23.
- Скажите, как нужно относиться к планете?
- Могут ли люди нанести вред нашей планете? Слайд 24.
- Чем мы можем помочь?
- Какие вы знаете правила поведения в природе?
Слайд 25.
- Главное помнить, что планета наш дом, а человек должен в своём доме соблюдать чистоту, порядок и аккуратность.
- Ю.А.Гагарин, увидев планету, Земля из космоса, воскликнул: «Какая она красивая!» Существуют и другие планеты. Но только на Земле есть жизнь. И от нас с вами, жителей планеты, зависит, каким будет наш общий дом. Слайд 26.

Ответы детей.

Ответы детей.

9. Рефлексия

- А теперь давайте покажем, какая планета красивая. У вас лежат на столах цветы зелёного и красного цветов. Если вам урок понравился и вам всё понятно, то приклейте зелёный цветок, а если что-то не получилось - красные.
- Наше путешествие подошло к концу.
- Спасибо за урок.
Слайд 27.

Выбирают подходящий цветок.