Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
Метапредметные:
- Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные:
- Сформировать представление о новой единице измерения длины - метре, умение сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах; записывать и сравнивать длины отрезков, если они заданы в различных единицах измерения.
- Тренировать умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни.
Заметки на полях:
В курсе последовательно раскрывается аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер. На уроке 19 вводится новая единица измерения длины - метр.
На уроке тренируются умение выполнять следующие виды математических действий:
- исследовать ситуации, требующие перехода к счету сотнями;
- образовывать, называть, записывать число 100;
- строить графические модели круглых сотен, называть их, записывать, складывать и вычитать.
- решать простые и составные задачи (2−3 действия), сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие;
- решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение, называя компоненты действий.
- исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений;
- обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу;
- устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней числа;
- выполнять задания поискового и творческого характера;
- осуществлять перебор вариантов с помощью некоторого правила.
Основные структурные элементы урока:
- Новое знание: новая единица длины - метр.
- Пробное действие: измерить длину тесёмки меркой в 1 дм.
- Фиксация затруднения: «Я пока не смог измерить длину тесёмки меркой в 1 дм».
- Фиксация причины затруднения: Я не знаю удобной мерки для измерения больших отрезков.
- Цель деятельности учащихся: «Узнать удобную мерку для измерения больших отрезков.
- Фиксация нового знания: новая единица длины.
Вариант проведения урока
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Д-19.3 Алгоритм измерения отрезков;
Д-19.4 Карточка с взаимосвязью дм и см;
Д-19.5 Алгоритм построения отрезка заданной длины;
Д-19.6 Карточка с взаимосвязями между единицами длины;
Д-19.7 Карточка с взаимосвязями между счетными единицами;
Д-19.8 Подробный образец выполнения задания в парах;
Д-19.9 Подробный образец выполнения СР.
2) Раздаточный материал:
Р-19.1 Карточки с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см;
Р-19.2 Модели клубочков - тесёмка длиной 2 м 1 дм, свёрнутая как серпантин;
Р-19.3 Модель дециметра.
3) Презентация: слайды
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Высказывание на доске осетинская пословица «Адæймагæн йæ тых йæ зонды ис.» (слайд) 1
Перевод: «Сила человека в его уме.» как вы понимаете это высказывание?
- И Сегодня знания, которые у вас уже есть помогут вам в изучении новой темы. А как надо действовать, чтобы научиться чему-то? повторить пройденные темы, (сложение двузначных чисел, счет сотнями, вычитание по частям).
(Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал, скорее всего, не получится. Потом надо понять причину трудности, поставить цель и самому построить способ)
- А чему вы будете учиться на уроке, подскажут вам эти три весёлых лягушонка.
Открыть на доске изображение трёх лягушат (слайд 2):
- Они очень любят соревноваться по прыжкам в длину. А что такое длина?
Длина (Величина, свойство предмета, которое характеризует его протяжённость и т.д.)
- Какие единицы измерения длины вам известны? (Дециметр и сантиметр.)
- Единицам измерения длины и будет посвящён сегодняшний урок.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Начнём работу мы с чисел, сосчитаем хором круглыми сотнями от 100 до 900. (100, 200, 300, …)
- Что-то лягушата наши заскучали… Вы знаете, когда они были маленькими и учились прыгать, мама-лягушка измерила и отметила на листе отрезками длину их первых прыжков.
- Раздать листы с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см: (Р-19.1): На столе у вас листочки, измерьте длину отрезков и узнайте, на какую длину прыгнул каждый лягушонок.
- Вывесить на доску алгоритм измерения отрезков (Д-19.3):
- Отрезки какой длины у вас получились? (15 см и 10 см.)
- Запишем их длину в листочек.
Учитель пишет на доске: 15 см; 10 см.
- Как вы измеряли длину отрезков? (Приложили линейку делением с отметкой 0 к краю отрезка и посмотрели, сколько мерок-сантиметров уложилось в отрезок.)
- Какую ещё единицу измерения длины вы знаете? (Дециметр.)
- Что вы о ней знаете? (В 1 дециметре 10 сантиметров.)
Вывесить на доску карточку (Д-19.4):
1 дм = 10 см
- Длину прыжка третьего лягушонка мама не отметила на листе. Запишите в листочек длину его прыжка - 1 дм 2 см.
Учитель дописывает на доске, дети - в тетрадях: 15 см; 10 см; 1 дм 2 см.
- Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см.
Вывесить на доску алгоритм построения отрезка заданной длины (Д-19.5):
- Выясним, кто из лягушат прыгнул дальше. Что для этого надо сделать? (Надо сравнить длины отрезков.)
- Почему мы их не можем сравнить? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)
- В какие единицы измерения предлагаете перевести длИны отрезков? (Или всё в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры.)
- Выполним это задание.
- Который из лягушат прыгнул дальше всех? (Первый.)
- Ну что ж, это всё, что я выбрала для повторения. Что вы повторили? (Счёт сотнями, построение и измерение отрезков, единицы измерения длины.)
- Что будете делать дальше? (Выполнять задание для пробного действия.) Переходим к следующему этапу нашего урока.
Перед выполнением задания для пробного действия послушайте продолжение истории.
Однажды мама-лягушка собралась связать лягушатам тёплые шарфы. Но сначала решила она померить длину ниток в своём клубке. Что ей для этого нужно сделать? (Выбрать мерку и измерить, можно с помощью линейки.)
Сейчас мы поработаем в группах (Слайд)
- Я приготовила для всех одинаковые модели клубочка мамы-лягушки и мерку, которая у неё была.
Учитель раздаёт модели клубочков и модели 1 дециметра (Р-19.2, 19.3):
- Чему равна длина мерки? (1 дециметру.)
- Слушайте задание для пробного действия: измерьте длину тесёмки меркой в 1 дм.
Дети измеряют длину тесёмки, постепенно разворачивая её. Учитель ограничивает время.
- У кого нет результата? (Мерка маленькая)
− В чем ваше затруднение? (Я не смог измерить длину клубочка меркой в 1 дм.)
− У кого есть результат, удобно ли было вам измерять длину? (Мерка неудобная, а удобную мерку я не знаю.)
3. Выявление причины затруднения
- Давайте думать.
- Что же в задании было для вас новым? (Надо было измерить длинный отрезок.)
- Какой единицей измерения длины вы пользовались? (Дециметром.)
4. Проблемное объяснение нового знания
- Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения? (Метр.)
- Это - тема нашего урока: «Метр».
- Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины - метре, научиться измерять метром длины бóльших отрезков и т.д.)
- А знание, о какой единице счёта вам может помочь? (Знание о сотне.)
Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать новую укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 дециметров.)
Учитель вывешивает на доску карточку (Д-19.6):
1 м = 10 дм |
пока закрыто |
- Значит, сколько сантиметров в одном метре? (В одном метре 100 сантиметров.)
Открыть всю карточку:
1 м = 10 дм = 100 см |
- Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины. (Соотношение единиц счёта.)
Вывесить карточку с соотношением единиц счёта на доску над карточкой с соотношением единиц измерения длины (Д-19.7):
1 с = 10 д = 100 |
- Для чего нужен метр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний,...)
- Что вы можете сказать о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины? (Соотношения между единицами длины такие же, как и между единицами счёта.)
- Молодцы! Вот и нет больше затруднения.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Чтобы ваши знания о метре стали более прочными, что надо сделать? (Надо научиться пользоваться новыми знаниями.)
№ 2 (РТ), стр. 37.
Задание выполняется фронтально. Готовое показать на доске. (Слайд)
№ 4 (РТ), стр. 37 (1 строка).
Задание выполняется в парах с проверкой по подробному образцу (Слайд) на доску. Не забудьте обратиться к эталонам.
3 м = 30 дм, т.к. 1 м = 10 дм
|
− У какой пары возникли затруднения?
− В чем была ваша ошибка?
− У кого все правильно?
Физминутка! Видео
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу. Карточки
(Слайд)
- Ну что ж, я думаю, пора вам проверить свои знания.. Как это сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)
Проверьте себя по подробному образцу.
- Какие возникли затруднения?
- У кого не было ошибок, поставьте себе «+».
7. Включение в систему знаний и повторение
- Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре?
Что в жизни измеряют метрами?
Большие предметы: длину и ширину класса, размеры садового участка, длину аллеи, длину ткани и т.д.
С меркой которой вы познакомились, что можно измерить?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)
- Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с метром и узнали, что в одном метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)
(Она помогла нам узнать, что соотношения единиц счёта такие же, как соотношения единиц длины.)
Рефлексия
- А теперь я хочу, чтобы вы оценили свои достижения. У каждого из вас на партах лежат «лягушенки», с помощью карандашей красного, зеленого и желтого, покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке.
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь - левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке - соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.
Оценить детей. Оцените свою работу.
Домашнее задание: Измерьте длину и ширину самой большой комнаты. (Слайд)
Карточки
2 м = 20 дм |
6 м =__ дм =__см |
30дм = __м |
70дм = __ м = |
400 см = __м |
800см = __м |