Открытый урок по математике "Метр". 2-й класс

Разделы: Математика, Классное руководство

Класс: 2

Ключевые слова: математика, метр


Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

Метапредметные:

  • Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Предметные:

  • Сформировать представление о новой единице измерения длины - метре, умение сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах; записывать и сравнивать длины отрезков, если они заданы в различных единицах измерения.
  • Тренировать умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни.

Заметки на полях:

В курсе последовательно раскрывается аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер. На уроке 19 вводится новая единица измерения длины - метр.

На уроке тренируются умение выполнять следующие виды математических действий:

  • исследовать ситуации, требующие перехода к счету сотнями;
  • образовывать, называть, записывать число 100;
  • строить графические модели круглых сотен, называть их, записывать, складывать и вычитать.
  • решать простые и составные задачи (2−3 действия), сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие;
  • решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение, называя компоненты действий.
  • исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений;
  • обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу;
  • устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • выполнять задания поискового и творческого характера;
  • осуществлять перебор вариантов с помощью некоторого правила.

Основные структурные элементы урока:

  1. Новое знание: новая единица длины - метр.
  2. Пробное действие: измерить длину тесёмки меркой в 1 дм.
  3. Фиксация затруднения: «Я пока не смог измерить длину тесёмки меркой в 1 дм».
  4. Фиксация причины затруднения: Я не знаю удобной мерки для измерения больших отрезков.
  5. Цель деятельности учащихся: «Узнать удобную мерку для измерения больших отрезков.
  6. Фиксация нового знания: новая единица длины.

Вариант проведения урока

Оборудование

1) Демонстрационный материал:

Д-19.3 Алгоритм измерения отрезков;
Д-19.4 Карточка с взаимосвязью дм и см;
Д-19.5 Алгоритм построения отрезка заданной длины;
Д-19.6 Карточка с взаимосвязями между единицами длины;
Д-19.7 Карточка с взаимосвязями между счетными единицами;
Д-19.8 Подробный образец выполнения задания в парах;
Д-19.9 Подробный образец выполнения СР.

2) Раздаточный материал:

Р-19.1 Карточки с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см;
Р-19.2 Модели клубочков - тесёмка длиной 2 м 1 дм, свёрнутая как серпантин;
Р-19.3 Модель дециметра.

3) Презентация: слайды

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Высказывание на доске осетинская пословица «Адæймагæн йæ тых йæ зонды ис.» (слайд) 1

Перевод: «Сила человека в его уме.» как вы понимаете это высказывание?

- И Сегодня знания, которые у вас уже есть помогут вам в изучении новой темы. А как надо действовать, чтобы научиться чему-то? повторить пройденные темы, (сложение двузначных чисел, счет сотнями, вычитание по частям).

(Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал, скорее всего, не получится. Потом надо понять причину трудности, поставить цель и самому построить способ)

- А чему вы будете учиться на уроке, подскажут вам эти три весёлых лягушонка.

Открыть на доске изображение трёх лягушат (слайд 2):

- Они очень любят соревноваться по прыжкам в длину. А что такое длина?

Длина (Величина, свойство предмета, которое характеризует его протяжённость и т.д.)

- Какие единицы измерения длины вам известны? (Дециметр и сантиметр.)

- Единицам измерения длины и будет посвящён сегодняшний урок.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Начнём работу мы с чисел, сосчитаем хором круглыми сотнями от 100 до 900. (100, 200, 300, …)

- Что-то лягушата наши заскучали… Вы знаете, когда они были маленькими и учились прыгать, мама-лягушка измерила и отметила на листе отрезками длину их первых прыжков.

  1. Раздать листы с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см: (Р-19.1): На столе у вас листочки, измерьте длину отрезков и узнайте, на какую длину прыгнул каждый лягушонок.
  2. Вывесить на доску алгоритм измерения отрезков (Д-19.3):

- Отрезки какой длины у вас получились? (15 см и 10 см.)

- Запишем их длину в листочек.

Учитель пишет на доске: 15 см; 10 см.

- Как вы измеряли длину отрезков? (Приложили линейку делением с отметкой 0 к краю отрезка и посмотрели, сколько мерок-сантиметров уложилось в отрезок.)

- Какую ещё единицу измерения длины вы знаете? (Дециметр.)

- Что вы о ней знаете? (В 1 дециметре 10 сантиметров.)

Вывесить на доску карточку (Д-19.4):

1 дм = 10 см

- Длину прыжка третьего лягушонка мама не отметила на листе. Запишите в листочек длину его прыжка - 1 дм 2 см.

Учитель дописывает на доске, дети - в тетрадях: 15 см; 10 см; 1 дм 2 см.

- Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см.

Вывесить на доску алгоритм построения отрезка заданной длины (Д-19.5):

- Выясним, кто из лягушат прыгнул дальше. Что для этого надо сделать? (Надо сравнить длины отрезков.)

- Почему мы их не можем сравнить? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)

- В какие единицы измерения предлагаете перевести длИны отрезков? (Или всё в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры.)

- Выполним это задание.

- Который из лягушат прыгнул дальше всех? (Первый.)

- Ну что ж, это всё, что я выбрала для повторения. Что вы повторили? (Счёт сотнями, построение и измерение отрезков, единицы измерения длины.)

- Что будете делать дальше? (Выполнять задание для пробного действия.) Переходим к следующему этапу нашего урока.

Перед выполнением задания для пробного действия послушайте продолжение истории.

Однажды мама-лягушка собралась связать лягушатам тёплые шарфы. Но сначала решила она померить длину ниток в своём клубке. Что ей для этого нужно сделать? (Выбрать мерку и измерить, можно с помощью линейки.)

Сейчас мы поработаем в группах (Слайд)

- Я приготовила для всех одинаковые модели клубочка мамы-лягушки и мерку, которая у неё была.

Учитель раздаёт модели клубочков и модели 1 дециметра (Р-19.2, 19.3):

- Чему равна длина мерки? (1 дециметру.)

- Слушайте задание для пробного действия: измерьте длину тесёмки меркой в 1 дм.

Дети измеряют длину тесёмки, постепенно разворачивая её. Учитель ограничивает время.

- У кого нет результата? (Мерка маленькая)

− В чем ваше затруднение? (Я не смог измерить длину клубочка меркой в 1 дм.)

− У кого есть результат, удобно ли было вам измерять длину? (Мерка неудобная, а удобную мерку я не знаю.)

3. Выявление причины затруднения

- Давайте думать.

- Что же в задании было для вас новым? (Надо было измерить длинный отрезок.)

- Какой единицей измерения длины вы пользовались? (Дециметром.)

4. Проблемное объяснение нового знания

- Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения? (Метр.)

- Это - тема нашего урока: «Метр».

- Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины - метре, научиться измерять метром длины бóльших отрезков и т.д.)

- А знание, о какой единице счёта вам может помочь? (Знание о сотне.)

Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать новую укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 дециметров.)

Учитель вывешивает на доску карточку (Д-19.6):

1 м = 10 дм

пока закрыто

- Значит, сколько сантиметров в одном метре? (В одном метре 100 сантиметров.)

Открыть всю карточку:

1 м = 10 дм = 100 см

- Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины. (Соотношение единиц счёта.)

Вывесить карточку с соотношением единиц счёта на доску над карточкой с соотношением единиц измерения длины (Д-19.7):

1 с = 10 д = 100

- Для чего нужен метр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний,...)

- Что вы можете сказать о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины? (Соотношения между единицами длины такие же, как и между единицами счёта.)

- Молодцы! Вот и нет больше затруднения.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Чтобы ваши знания о метре стали более прочными, что надо сделать? (Надо научиться пользоваться новыми знаниями.)

№ 2 (РТ), стр. 37.

Задание выполняется фронтально. Готовое показать на доске. (Слайд)

№ 4 (РТ), стр. 37 (1 строка).

Задание выполняется в парах с проверкой по подробному образцу (Слайд) на доску. Не забудьте обратиться к эталонам.

3 м = 30 дм, т.к. 1 м = 10 дм
40 дм = 4 м, т.к. 10 дм = 1 м
2 м = 100 см, т.к. 1 м = 100 см

− У какой пары возникли затруднения?

− В чем была ваша ошибка?

− У кого все правильно?

Физминутка! Видео

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу. Карточки

(Слайд)

- Ну что ж, я думаю, пора вам проверить свои знания.. Как это сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)

Проверьте себя по подробному образцу.

- Какие возникли затруднения?

- У кого не было ошибок, поставьте себе «+».

7. Включение в систему знаний и повторение

- Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре?

Что в жизни измеряют метрами?

Большие предметы: длину и ширину класса, размеры садового участка, длину аллеи, длину ткани и т.д.

С меркой которой вы познакомились, что можно измерить?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)

- Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с метром и узнали, что в одном метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)

(Она помогла нам узнать, что соотношения единиц счёта такие же, как соотношения единиц длины.)

Рефлексия

- А теперь я хочу, чтобы вы оценили свои достижения. У каждого из вас на партах лежат «лягушенки», с помощью карандашей красного, зеленого и желтого, покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке.

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь - левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке - соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.

Оценить детей. Оцените свою работу.

Домашнее задание: Измерьте длину и ширину самой большой комнаты. (Слайд)

Карточки

2 м = 20 дм

6 м =__ дм =__см

30дм = __м

70дм = __ м =

400 см = __м

800см = __м