Укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи является одним из важнейших стратегических направлений развития общества, что отмечено в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» Данное направление выбрано в качестве ключевого проекта «Киноуроки в школах России», и заложено в основу создания воспитательной системы детей и молодежи.
Цель Проекта - создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.
Миссия Проекта - воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности.
В основе проекта лежит формирование нравственных понятий и ценностей (дружба, мужество, честь и др.) средствами короткометражных фильмов, снятых по рассказам Елены Дубровской.
С учетом положений Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года была сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов. В таблицу включено 99 понятий (качеств) в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников.
При проведении киноурока нужно придерживаться следующих этапов:
1) просмотр профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого - вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.
2) обсуждение фильма, выстроенное педагогом в соответствии с методическими рекомендациями к киноуроку, раскрывающими авторский замысел содержания, особенности выстраивания воспитательной беседы, позволяющей расставить верные акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления.
Обсуждение фильма, заложенного в киноурок, выстраивается с учетом методических рекомендаций. Ключевым этапом киноурока является рефлексия обучающихся, нацеленная на побуждение к действию и проявление инициативы к созидательному действию в жизни.
3) проведение социальной практики - общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего закрепить и проявить рассматриваемое качество личности на практике.
Обсуждение идей социальных практик проводится сразу после просмотра фильма и беседы о проявленных героями качеств личности. Необходимо зафиксировать в сознании детей возникшую потребность подражать положительному примеру, выраженную в стремлении к конкретному действию, и выстроить обсуждение так, чтобы инициатива выполнения социальной практики исходила от детей, а не была навязана педагогом.
Я работаю с проектом Киноуроки первый год. За это время я провела и опубликовала 7 практик (один раз в месяц). Практика «Сделаем счастливее других», по фильму «Новогодний подарок», которую я провела в декабре 2022 года стала номинантом Народной премии «Я созидаю будущее» в рамках Всероссийского народного проекта «Киноуроки в школах России».
В начале декабря был проведен классный час по фильму «Новогодний подарок». Дети разгадали ребус, подумали, чем подарок отличается от дара, посмотрели фильм.
После просмотра фильма был проведено его обсуждение и анализ. Дети сделали вывод, что дарить подарки приятнее, чем получать, что каждый может сделать что-то приятное для другого. Время перед Новым годом - особенное время, время чудес. Каждый человек может тоже «сотворить» чудо для другого, сделать кого-то счастливее.
Было принято решение поучаствовать:
- в акции «Навстречу друг другу» - сбор игрушек, книг, настольных игр, а так же сделать своими руками поделки детям-инвалидам;
- в ежегодной муниципальной природоохранной акции «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек и подкармливание птиц в течение всего зимнего периода;
- в сборе корма для приюта для бездомных собак «Право на жизнь»;
- во всероссийской акции «Добрые письма. Открытка солдату» - написать письма с новогодними пожеланиями участникам СВО.
В течение всего месяца дети старались делать добрые дела, готовили новогодние подарки своими руками для своих родных и близких. Свои добрые дела ребята решили творчески оформить: сделали «Чек-лист ДОБРЫХ ДЕЛ». Для родителей дети от всего класса сделали «Елочку пожеланий».
Таким образом, использование киноуроков способствует формированию моральных принципов у детей, знакомит их с системой вечных духовных ценностей человечества, решает задачи нравственного воспитания личности. Вокруг каждого фильма ведется активная социально-творческая работа: акции в поддержку создания фильма, совместные просмотры, обсуждения в группе, написание сочинений и т.д. Все это формирует систему, позволяющую ученикам полноценно погрузиться в творческий процесс и приобрести действенную социальную практику.
Проект раскрывает способ формирования гражданской идентичности, определяющей ментальную близость с родной страной, культурой, историческим прошлым и перспективой создания образа будущего, пропагандирует тему активного субъектного участия детей и молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях.
Большим плюсом данного проекта является то, он позволяет организовать воспитательный процесс в увлекательной и интерактивной форме.