XXI век - век инноваций, абсолютно точно вносит свои изменения в традиционное преподавание. Ежедневно на ребенка обрушивается большое количество информации, в которой он должен уметь разбираться, выбирать для себя необходимое и отбрасывать лишнее. Современный темп жизни требует от ребёнка: быстрого переключения своего внимания с одного вида деятельности на другой, умения правильно анализировать ситуацию, устанавливать взаимосвязь явлений. И не принимать во внимание все появляющиеся новшества в обществе, и новейшие тенденции в искусстве, просто не возможно. Поэтому одним из главных условий организации занятий изобразительного искусства в учреждении является всестороннее развитие личности ребёнка и внедрение инновационных методов в обучение. Задача педагога - по возможности гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах. Важно, чтобы всякий раз наставник изобретал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить приобретенные ранее ЗНУ, с другой - осуществляли поиск новых решений, творческих подходов. Ребенок получит от таких занятий не только удовольствие, он познакомиться с цветом, свойствами красок, у него разовьется художественный вкус и пространственное воображение, фантазия.
Также, в настоящее времени достаточно снижен уровень учебной мотивации, и прежде всего учебно-познавательных мотивов обучающихся. Не стало исключением и изобразительное искусство. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность ребят к нетрадиционным методам и технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Изобразительное искусство». Новая обстановка, интересное начало работы, разнообразие материалов, интересные для детей многовариативные задания, возможность выбора и много других факторов - вот что поможет не допустить в детское изобразительное творчество однообразие и скуку, обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Для решения этих задач в современном учреждении используют следующие инновационные методы: метод проектов, метод обучения в сотрудничестве, «портфолио ученика», модульное обучение, «нетрадиционные техники» и другие. Остановимся более подробно на нетрадиционном рисовании.
Одним из способов совершенствования изобразительных умений, мотивации интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности является использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов и инновационных методов. Нетрадиционное рисование - это не значит что-то сложное. Наоборот - именно нетрадиционная техника превращает занятие изобразительного искусства в простую, плодотворную и увлекательную работу. Нет необходимости вырисовывать сложные элементы, не нужно в совершенстве владеть кисточкой. Нетрадиционные техники для того и созданы, потому что они упрощают труд ребенка и дают ему потрясающий творческий опыт с очень хорошим итоговым результатом.
Одним из методов иновационной техники рисования является штампирование. Это техника получения картинки на бумаге с помощью штампов, которые предварительно погружают в баночки с гуашью. Штампы можно изготавливать из кусочков поролона, пенопласта, частей свежих овощей, пробок и других подручных материалов. Используют также готовые фабричные штампы с изображениями животных, персонажей мультфильмов и буквенно-цифровыми символами.
Я хочу поделиться своим опытом работы - рисование штампами из картонных трубочек. Трубочки можно изготовить из картона самим, а можно использовать бросовый материал (втулки от туалетной бумаги). Используя данную технику, можно создавать самые разнообразные рисунки: звездное небо, букеты цветов, праздничный салют, одуванчики. И сейчас я предлагаю вам изобразить цветочный луг. Делаем фон для нашего рисунка с помощью поролоновой губки: тонируем бумагу в светло-голубой цвет.
Теперь берем трубочки - втулки, чтобы ими рисовать. Берем одну втулку целиком и разрезаем на тонкие полосками, приблизительно до середины, по кругу целиком. Вторую втулку разрезаем на две части и тоже разрезаем на полоски. Края втулки отгибаем. Большая - для солнышка, а маленькие - для цветов и травки. Маленькие втулки делаем разного диаметра. Из самой большой трубочки делаем солнышко.
Обмакиваем трубочку в желтую краску. В левый верхний угол прикладываем нашу трубочку несколько раз. Если краски мало, можно добавить ее кисточкой на полоски
Оставшуюся незакрашенную середину закрасим с помощью кисточки. Теперь сделаем цветы. Их закрашиваем любым цветом. У нас синий, красный и желтый. Делаем цветы также как и солнышко, прикладывая трубочку несколько раз. Серединку также закрашиваем. На цветочки можно наносить разные краски одновременно. Так делаем все цветы. Кисточкой наносим стебли. Теперь наносим травку. Для этого можно воспользоваться любой трубочкой, предварительно срезав половину полосок. Наносим на наш фон.
Круглый край трубочки можно приплюснуть с двух сторон и получиться заостренный овал - эта форма цветочного лепестка, или ушек зайчика.
Также вы можете край трубочки нарезать в виде фигурных лепестков - и получатся готовые лепестки для цветов. Такие штампы просто находка для быстрого рисования букетов и клумбы для детей младшего школьного возраста.
Все дети любят эту технику рисования. Она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неумелого художника получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как волшебство, увлекательную игру с магическим эффектом возникновения картины.
Занятия с применением нетрадиционных методов имеют отличие от классической системы обучения. Это и новая роль педагога - он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача наставника - это подбор средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями детей, а также с их умениями. Использование данного метода на занятиях изобразительного искусства позволяет разнообразить формы работы, деятельность детей, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности. Работа по использованию данных техник в учебно-воспитательном процессе строится по многим направлениям.
Хочется отметить плюсы применение инновационных методов и технологий (Например, нетрадиционного рисования - штампирования) приводят к целому ряду положительных результатов:
- обогащение ребенка знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- облегчает процесс усвоения материала;
- пробуждает живой интерес к процессу познания;
- расширяет общий кругозор ребенка;
- повышается производительность труда педагога и ребенка на занятии.
Очень важно проводить уроки изобразительного искусства с применением различных методов познания, при использовании которых ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать различные персонажи как по пластике, так характеру и настроению, а не останавливаться на каком-то одном методе или технологии. Это достаточно захватывающий и увлекательный процесс.
Литература
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
- Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; Образовательные проекты. М.: Сфера, 2011.
- Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 7-12 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Интернет-ресурсы:
- htts://semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/06/netradicionnoe-risovanie-58.jpg