Урок обобщения по теме «Состав, номенклатура и классификация неорганических соединений». 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: неорганическая химия


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель урока: обобщить, систематизировать и скорректировать знания учащихся о номенклатуре и систематике веществ важнейших классов неорганических соединений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизировать знания о составе и классификации оксидов, кислот, солей, оснований;
  • повторить номенклатуру неорганических соединений;
  • продолжать формировать умение определять по химической формуле класс неорганических соединений;
  • выполнить упражнения на классификацию основных классов неорганических соединений;

Развивающие:

  • развитие "химического" мышления, умения использовать терминологию,
  • ставить и разрешать проблемы,
  • анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающие:

  • формирование интереса к учению, создание положительной психологической атмосферы,
  • воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Оборудование: ПК, проектор или интерактивная доска, карточки-задания для практического эксперимента, индивидуальные дифференцированные многовариантные карточки, авторская презентация-путешествие.

Форма проведения: сюжетно-ролевая игра.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по теме «Состав, номенклатура и классификация неорганических соединений» в занимательной форме.

II. Обобщение и повторение

Учитель: Любой человек, независимо от возраста, любит тайны и путешествия (слайд 1). Вот и я вас приглашаю в морское путешествие по химическим островам, жители которых - химические вещества. Их заколдовал волшебник, и они не помнят кто они такие, как их зовут и где они живут. Им можно помочь, но для этого необходимо выполнить желания Волшебника. Поможем химическим жителям? Давайте представим себе, что вы пассажиры корабля, я - капитан, и мы с вами в открытом океане (слайд 2). У каждого из вас на столе лежит лист из судового журнала. Быстро подпишите его. В течение всего урока вы будете выполнять задания, оставленные волшебником, отмечая их на этом листе.

Внимание! Впереди Рифы формул (слайд 3). Давайте их основательно исследуем. Преодолевать формульные рифы будем так: вы в своих «судовых журналах» записываете химические формулы, зашифрованные волшебником.

Первое задание в судовом журнале. Составьте формулы по степени окисления: I) вариант: С+2О-2, Н+1Cl-2, Al+3O-2; II) вариант N+4O-2, Fe+3O-2, Mg+2O-2.

Второе задание в судовом журнале. Химическое лото: соедини подходящие половинки в формулы - Na…; Al2…; Na2…; …SO4; …(SO3)3; Ca3…; Na3…; …(PO4)2.

К следующему заданию мы можем приступить при условии, что зашифрованные формулы вы разгадали правильно. Обменяйтесь судовыми журналами на парте и произведите взаимопроверку.

Корабль держит курс на острова (слайд 4). На островах расположены страны: Кислотостан, Соляндия, Основайские острова и острова Оксидонии. Кто догадался: как называется каждая из стран? (т.е. назвать класс неорганических веществ и дать им определение, названия классов записать в судовом журнале (задание №2 судового журнала).

Химические вещества волшебник смешал в химическом море (слайд 5). Но им удалось спастись на плотах. Их нужно распределить по родственному признаку и принадлежности к своим странам. Предстоит парная работа: каждой парте волной выбросило плот с химическими веществами. Разнесите их в четыре столбика (работа с вариативными карточками по распределению химических формул по классам неорганических соединений (задание №3 судового журнала).

Справились ли вы со своим заданием? Волшебник хочет убедиться в этом. Всегда ли вы узнаете вещества одного класса неорганических веществ? (Фронтальная работа по заданиям слайдов презентации).

SO2

NaOH

Cu(OH)2

Н2S

HСlO3

Н2СO3

Na2O

H2SO4

CO2

HNO3

CO2

O2

SO2

CuO

NaOH

SO2

MgO

ZnSO4

А) Игра крестики - нолики (слайд 6,7). Выберите выигрышный путь, в первом случае формулы оксидов, во втором - формулы кислот.

Б) Подчеркните формулы оснований (слайд 8):

KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al2O3, HNO3.

В) Пройдите по болоту, но запомните: наступать можно только на радом стоящие химические формулы солей (слайд 9-10, подчеркнуть соли на интерактивной доске)

CaSO3, BaO, H2SO4, Fe(OH)3, Ba, SO3, BaCl2, Ba(OH)2, H2, HBr

SiO2, K2O, Mg(OH)2, Si, NaOH, H2SiO3, Na, AgCl, K2SiO3, Al2O3

CuO, H3PO4, C, H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, CuSO4, Fe(OH)2, N2

Г) Игра «Третий лишний» (слайд 11)

BaO
HNO3
Na2SO4
Ca(OH)2
P2O5

CO2
HCl
H2SO4
Al(OH)3
SO2

CaO
H2O
BaCl2
Al(NO3)3
MgO

Д) А теперь определим классы неорганических веществ на слух. Волшебник желает видеть ваши ответы и придумал шифр в действиях.

Игра - физминутка «Соответствие движению». Учитель называет вещества, учащиеся выполняют соответствующее действие (слайд 12).

Класс соединений

Действие

кислота

поднять правую руку

основание

поднять левую руку

оксид

коснуться пальцем носа

соль

хлопок в ладоши

Задания игры: гидроксид кальция, оксид азота (V), фосфорная кислота, нитрат магния, гидроксид меди (II), оксид натрия, серная кислота, хлорид серебра.

Давайте подведем итог, какие классы неорганических веществ мы с вами изучили? (оксиды, основания, кислоты и соли)

Теперь поможем жителям этих стран получить молекулярные паспорта, чтобы вещества могли заселить свои страны. Игра «Змейка»: прочтите химическую формулу на слайде, дайте ей название и укажите ее принадлежность к классу неорганических веществ (устная фронтальная работа, слайд 13).

Например:

NaOH - «натрий о аш», гидроксид натрия, класс - основания;

BaSO4 - «барий эс о четыре», сульфат бария, класс - соли.

Химические формулы на слайде: Mg(OH)2, HBr, BaO, K2CO3, P2O5, Al(OH)3, HNO2, Na2SO4.

Пришло время познакомиться с народностями, населяющими каждую из стран. Задание на соответствие: найти классификационные группы для каждого класса неорганических веществ (слайд14).

Классификационные группы

Классы веществ

Растворимые

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Нерастворимые

Оксиды нМе

Кислородсодержащие

Бескислородные

Оксиды Ме

Одно-, двух-, трехосновные

Средние, кислые

Давайте посетим каждую страну и выполнить задания, оставленные Волшебником.

Итак, якорь брошен у побережья оксидов. На какие группы можно разделить оксиды? Работа в судовом журнале (задание №4 судового журнала, слайд 15).

По карточке найти выигрышный путь: а) оксиды Ме, б) оксиды нМе. Запишите по два примера (продолжение задания №4 судового журнала).

Течение принесло нас на острова Оснований. Как классифицируют основания? Задание: из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания (задание №5 судового журнала, слайд 16).

NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.

Корабль держит курс в бухту Кислот. По каким двум признакам классифицируют кислоты? (по числу атомов водорода и по наличию атомов кислорода). Работа в судовых журналах (задание №6 (а, б) судового журнала, слайд 17, 18).

И теперь волшебник хочет проверить, можете ли вы классифицировать кислоты?

А) Устная работа по вариантам (слайд 19).

Вариант

Химические формулы веществ

1.

CaSO3, BaO, H2SO4, Fe(OH)3, Н2S, НCl, Ba(OH)2, H3РО4

2.

SiO2, Н2SO3, Mg(OH)2, Si, NaOH, H2SiO3, Na, НJ, Н2SiO3

3.

H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, H3PO4,CuSO4, Fe(OH)2, HBr

Выберите:

а) формулу двухосновной кислоты;

б) формулу односновной кислоты;

в) формулу кислородсодержащих кислот;

г) формулу безкислородной кислоты.

Б) Имеется ли на корабле следователь, обладающий дедуктивным мышлением, которым обладал Шерлок Холмс? В химическом море нашли очень важный документ, вода в нем смыла некоторые записи. Их нужно восстановить. Задание по вариантам: восстановить недостающие записи в судовых журналах (задание №6(в) судового журнала, слайд 20)

Вариант

Формулы
кислот

Название кислоты

Кислотный остаток (Ко)

Название Ко

I

1

H F

2

хлороводородная

3

Br-

II

4

сульфид

5

серная

6

NO3-

III

7

карбонат

8

H2SO3

9

РО43-

В) Есть ли на нашем корабле доктор Ватсон? Ему необходимо осуществить эксперимент на практике.

Задание: в двух пробирках даны растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Распознайте вещества с помощью индикатора.

Ребята, а как вы думаете, вещества какого класса соединений скрываются в данных растворах? Нам в этом поможет точный прибор по определению среды раствора (слайд 21, 22). А на слайде вы найдете специальную шкалу - подсказку.

(Исследуются растворы лимонада, яблочного сока, средства для мытья посуды, стирального порошка с помощью датчика определения рН), данные заносятся в судовой журнал (задание №7 судового журнала).

Причаливаем к последней Солевой бухте (слайд 23).

Какие бывают соли? (средние, кислые) Чем они отличаются? (на слайде общие формулы средних и кислых солей), приведите их примеры в судовом журнале (задание №8(а) судового журнала). Какая еще существует классификация солей? (растворимые, малорастворимые, нерастворимые).

Приведите по одному примеру в каждой классификации:

BaCl2, BaO, NaHSO4, Fe(OH)3, Н2S, Ba(OH)2, К3РО-, CaSO3 (задание №8(б) судового журнала)

Последнее задание волшебника сложное, но он утверждает, что его необходимо и обязательно научиться выполнять каждому, и тот, кто с ним справиться, сразу же окажется в кабинете химии. Превратите данные названия в химические формулы (слайд 24):

  1. вариант - сульфид серебра, нитрат натрия, хлорид железа (III);
  2. вариант - хлорид алюминия, карбонат натрия, сульфат меди (II). Можно использовать таблицу растворимости (задание №8(в) судового журнала).

III. Закрепление

Теперь вам не составит труда ответить на пять вопросов обобщающего теста (выполняется вариативная работа по карточкам)

I Вариант

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) Na2О; б) Na(OH); в) H3PO4.

2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

II Вариант

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) СО2; б) Са(ОH)2; в) K24.

2) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).

3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) красный; в) синий.

4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основания; б) кислоты; в) соли.

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков, называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

IV. Подведение итогов урока

(слайд 24)

Наконец-то химические вещества освобождены от чар злого Волшебника. И я рада приветствовать вас в кабинете химии.

Самыми любопытными и активными путешественниками были (поощрение обучающихся). Остальные члены экипажа получат оценки после проверки судовых журналов, сдайте их для оценивания.

V. Домашнее задание

(слайд 25)

Все настоящее путешественники ведут дневники о своих приключениях. Вот и я вам предлагаю в качестве домашнего задания написать сказку, придумать загадку или стихотворение о веществах, которые вы встретили в путешествии по Химическому морю или которые окружают вас дома.

Приложение