Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности.
Ежедневно дети проводят не менее семи часов в образовательном пространстве, которое мы называем «школами» и «классами». В этот важнейший для их развития период они взаимодействуют с педагогами и сверстниками, а также осваивают большой объем учебного материала и подвергаются воздействию различных стратегий обучения и воспитания. Для того, чтобы результатом стало эффективное обучение, необходимо, чтобы образовательное пространство было безопасным и развивающим. И поэтому, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата.
Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":
- Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
- Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
- Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад - преобладающее настроение, отношение к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе.
Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность);
У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности;
Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.
Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе необходимо знать характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
- В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
- В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
- В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
- Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
- Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
- В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество и т.п.
- В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
- Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
- Члены коллектива пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
- Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива.
- В трудных случаях класс не способен объединиться; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Хочу напомнить, что формирование и совершенствование социально-психологического климата - это в первую очередь, постоянная практическая задача классных руководителей и воспитателей, решение которой требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Учащиеся с умственной отсталостью часто испытывают эмоции, связанные с неудачей. Им всем приходилось сталкиваться с отторжением и даже враждебностью со стороны окружающих. В результате многие научились не доверять окружению. Педагоги должны понимать, что у таких учащихся существует риск формирования заниженной самооценки, развития депрессии, тревожности и страха, проявления гнева и др. Так же им сложно следовать социальным нормам и правилам. Некоторые даже специально ведут себя таким образом, чтобы эти правила нарушить. В свою очередь все это отрицательно сказывается на успеваемости и на поведении.
Педагоги должны уделять особое внимание тому, чтобы основные правила соблюдались необходимо:
- создавать окружение, которое усиливает положительные эмоции и ослабляет негативные;
- создавать атмосферу в классе, отвечающее следующим характеристикам: стабильность, повторяемость, безопасность, теплота, эмпатия, поддержка, уверенность, чувство сопричастности, справедливость, спокойствие;
- постоянно давать понять всем учащимся, что они нужны всему классу, что их полностью принимают как личности, такими, какие они есть, несмотря на различные сложности;
- научить ребенка доверять педагогам, создать атмосферу безопасности в школе, в случаях чрезвычайных или конфликтных ситуациях учить детей просить помощи и защиты у педагогов в первую очередь. О конфликтных ситуациях мы педагоги должны узнавать, до того, как включились родители в конфликт.
Качество психологического климата в классе предопределяет успеваемость учащихся. Они учатся лучше, если находятся в эмоционально-безопасном и предсказуемом окружении, которое их мотивирует и помогает ставить правильные цели.