Путеводитель по лексике

Разделы: Русский язык


Введение

Учебное пособие «Электронный путеводитель по лексике» разработано по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в рамках республиканского проекта по разработке электронного учебно-методического комплекта «Электронные путеводители».

Пособие предназначено для обучающихся общеобразовательных школ и учителей. Он отражает программный учебный материал по предмету. В данном издании представлены основные лексические понятия, тестовый материал, упражнения, требования к знаниям и умениям, критерии оценивания выполненных работ. Книга содержит большой дидактический материал, рассчитанный, на учащихся с разным уровнем подготовки. Весь материал составлен в соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку.

Наличие у каждого ученика такого пособия может стать учебно-методической основой для дифференцированного подхода в обучении русскому языку.

Характеристика учебно-методический комплекта «Электронный путеводитель по лексике»

Структура путеводителя:

Путеводитель состоит из и 6 разделов:

  • Раздел №1 - Ключевые вопросы. В данном разделе представлены основные изучаемые понятия лексики. Отвечая на вопросы, ученик откроет для себя новый материал и повторит пройденный.
  • Раздел №2 - Опорные схемы. Структурно - логические схемы являются материалом для наблюдения. В них заключены ответы на вопросы. Пошагово двигаясь от одной схемы к другой, учащийся приобретет навыки систематизации знаний. В каждой схеме есть указания на соответствующие номера ключевых вопросов - «К»; тестов - «Т» и упражнений - «У».
  • Раздел №3 - Обучающие тесты. Тесты представляют собой задания различной степени сложности для контроля за усвоением программного материала по русскому языку. Они помогут быстро подготовиться к зачетной работе, опросу или самостоятельно проверить правильность выполненной работы, что крайне необходимо при подготовке к ЕГЭ.
  • Раздел №4 - Упражнения и творческие задания. Упражнения и творческие задания помогут ученикам лучше разобраться в сложных вопросах лексики русского языка. Большое значение в данном разделе придается различным видам тренировочных работ, практическим и творческим заданиям.
  • Раздел №5 - Подсказки и ответы. Он состоит из трех частей. В первой и третьей-даны подсказки для вопросов и заданий 1-4 разделов. Во второй - ответы для 3 раздела данного пособия. Таким образом, учащийся сможет самостоятельно оценить выполненную работу, а благодаря подсказкам у него появится возможность двигаться вперед в более глубоком освоении темы.
    Оценивает продвижение ученика по учебному маршруту учитель. Критерии оценивания размещены в конце каждого раздела. Отслеживать выполненные задания учащийся сможет, пользуясь ЛИСТОМ САМОКОНТРОЛЯ

Цель создания: Путеводитель по предмету создавался с целью повышения уровня самостоятельности учащегося-старшеклассника в организации собственного учения.

Путеводитель по предмету выполняет три функции:

  1. функцию детально раскрытой перед учащимися учебной программы по предмету (предстоящего учебного маршрута) на трех уровнях сложности;
  2. функцию предмета договоренности между учителем и учащимся о содержании и объемах предстоящей работы ученика, которые будут оцениваться учителем, а также о критериях этого оценивания;
  3. функцию методической помощи учащемуся в самостоятельном преодолении им типичных учебных трудностей.

Определение программ трех уровней сложности:

  • уровень А - базовый: умение давать определения главных понятий, умение давать качественное объяснение явлений с их помощью, умение производить простейшие расчеты, основанные на их использовании
  • уровень В - профильный: уровень А + освоение алгоритмов действий с новыми понятиями, умение их использования в комбинированных задачах;
  • уровень С - углубленный: уровень А + уровень В + умение использовать новые понятия и способы действия с ними в сложных и нестандартных ситуациях.

Путеводитель предоставляет ученику на каждом уровне сложности следующую информацию:

  1. Раскрывает понятийный стержень учебного материала, главное и существенное в нем через ключевые вопросы и структурно-логические схемы.
  2. Раскрывает содержание и объемы работ, которые предстоит выполнить ученику, в виде обучающего теста и задач (заданий) для самостоятельного выполнения.
  3. Предоставляет широкий набор педагогического сопровождения в преодолении учеником трудностей в освоении учебного материала в виде ответов, подсказок, указаний, примеров выполнения заданий.
  4. Предоставляет условия для самооценки своих учебных достижений путем раскрытия критериев оценивания каждого вида его работы.
  5. Предоставляет ученику условия для самоконтроля своего темпа работы в виде «Листа самоконтроля».

Общий принцип разработки: путеводитель разрабатывался таким образом, что ученик, имея его, может самостоятельно освоить учебный предмет (экстерном)

Назначение каждого раздела путеводителя, принципы их составления

Раздел 1. Ключевые вопросы

Ключевые вопросы - это сформулированные в логической последовательности вопросы, отвечая на которые ученик раскрывает основные понятия учебного раздела, главное и существенное в нем.

Задачи раздела:

Задачи обучения:

  • освоение учеником новых понятий на абстрактном уровне: уметь давать определения новым понятиям, обосновывать логику их введения, уметь отвечать на главные и существенные вопросы;
  • формирование умения самостоятельно оценивать качество своих ответов (универсальное умение);
  • развитие устной речи на языке предмета (универсальное умение).

Методические задачи:

  • раскрыть перед учеником в форме вопросов понятийный стержень учебного материала, главное и существенное в нем - на трех уровнях сложности
  • раскрыть критерии оценивания ответов на ключевые вопросы

Принципы составления вопросов:

Типы ключевых вопросов:

  1. вопросы на определение новых понятий
  2. вопросы, требующие сформулировать правило
  3. вопросы, отражающие главные и существенные утверждения, сравнения, обоснования в логике материала

Оформление

  • в перечень вопросов не включены вопросы на умение использовать новые понятия - эти вопросы появятся в обучающем тесте
  • вопросы без звездочек - вопросы, обязательные для всех уровней (А, В, С)
  • вопросы с одной звездочкой * - вопросы, дополнительные для основного и углубленного уровней В и С
  • вопросы с двумя звездочками ** - вопросы, дополнительные для углубленного уровня С.
  • вопросы различных уровней не разделяются пространственно. Этот принцип выдерживается для того чтобы, во-первых, сохранить последовательность логики учебного материала, а во-вторых, провоцировать ученика к попытке ответить на вопросы более сложного уровня

В конце раздела размещается описание:

  • критерии оценивания ответов ученика.

Раздел 2. Опорные схемы. Структурно-логические схемы

Структурно-логические схемы - это конспект учебного материала, но не в текстовой форме, а в форме структурно-логических схем.

Задачи раздела:

Задачи обучения:

  • создать условия для формирования у ученика потребности и умения структурировать самостоятельно любую логически связанную информацию (элемент информационной компетенции)

Методические задачи:

  • раскрыть перед учеником определения новых понятий, логику их введения, главные и существенные утверждения в этой логике;
  • помочь структурно-системному освоению материала за счет включения логической и зрительной памяти;
  • ускорить процесс повторения учебного материала, так как структурно-логические схемы «читабельнее», чем текст;
  • указать, какие номера ключевых вопросов, тестов и задач из путеводителя относятся к данной теме.

Принципы составления

  1. каждая структурно-логическая схема отражает материал одной или двух тем из учебного раздела;
  2. схемы отражают и поясняют все(!) ответы на ключевые вопросы (при этом в определениях новых понятий могут быть пропущены некоторые слова для самостоятельной работы ученика над их формулировкой);
  3. каждая дидактическая единица (логически законченная информация) обведена визуально для структурности восприятия материала;
  4. в логических цепочках стрелочки отделяют пространственно существенные и главные утверждения;
  5. новые понятия выделены жирным шрифтом и цветом;
  6. схемы включают в себя пояснительные примеры;
  7. схемы пронумерованы в одном стиле;
  8. в каждой схеме указывается следующая информация: номера ключевых вопросов - К, номера из обучающего теста - Т, и номера упражнений из путеводителя - У, которые относятся к данной теме.

Раздел 3. Обучающие тесты

Обучающий тест - вопросы, которые дают «почувствовать» ученику все особенности новых понятий; они выстроены в такой последовательности, в которой ученику предлагается использовать новые понятия в постепенно усложняющихся ситуациях - на трех уровнях (А, В, С).

Задачи раздела:

Задача обучения:

  • перевод восприятия учеником нового понятия с абстрактного уровня на конкретный уровень. Методическая задача:
  • подготовить ученика к освоению новых понятий на функциональном уровне

Принципы составления

Типы вопросов в тесте: вопросы с выбором ответов

Содержание вопросов:

  • включаются вопросы, направленные на понимание всех нюансов нового понятия
  • включаются вопросы, на использование нового понятия.

При составлении тестов выдерживалась логическая последовательность в сторону усложнения вопросов. Ученик может работать над тестом в черновике, не предоставляя учителю письменного отчета. Поэтому количество вопросов достаточно большое.

Оформление

  • вопросы без звездочек - вопросы, обязательные для всех уровней (А, В, С)
  • вопросы с одной звездочкой * - вопросы, дополнительные для профильного и углубленного уровней В и С.
  • вопросы с двумя звездочками ** - вопросы, дополнительные для углубленного уровня С.
  • вопросы различных уровней не разделяются пространственно, для того чтобы, во-первых, сохранить последовательность логики учебного материала, а во-вторых, провоцировать ученика к попытке ответить на вопросы более сложного уровня;
  • отдельные темы отделены дополнительным межстрочным интервалом и жирным шрифтом.

В конце раздела размещено: описание, в какой форме будет проводиться зачет по тестам и по каким правилам оцениваться результаты (то есть формы и критерии оценивания).

Раздел 4. Упражнения и творческие задания

Этот раздел представляет собой: творческие задания по темам.

Задачи раздела:

Задачи обучения:

  • освоение новых понятий и видов действий на функциональном уровне для уровней В и С;
  • продолжение освоения новых понятий на конкретном уровне для А;
  • наращивание учащимся опыта письменного оформления логики рассуждений;

Принципы составления:

  1. для уровня А предлагаются задачи на закрепление умений производить простейшие расчеты, основанные на использовании новых понятий
  2. при подборе задач для уровня В руководствовались уровнем задач, предлагаемых на ЕГЭ (в части В).
  3. при поборе задач для уровня С руководствовались уровнем задач, предлагаемых на ЕГЭ (в части В и С), а также предложены задания олимпиадного уровня (II этапа).
  4. задачи различных уровней не разделяются пространственно, для того чтобы, во-первых, сохранить последовательность логики учебного материала, а во-вторых, провоцировать ученика к попытке решать задачи более сложного уровня.
  5. применяется сквозная нумерация для удобства при взаимодействии с учащимися. Отдельные темы отделены дополнительным межстрочным интервалом и жирным шрифтом.

В конце раздела размещается: описание, в какой форме будет проводиться зачет по заданиям, и по каким правилам будут оцениваться результаты (то есть формы и критерии оценивания).

Раздел 5. Ответы, подсказки, примеры

Этот раздел представляет собой комплект ответов, подсказок и примеров решений (рассуждений) к вопросам теста и задачам.

Этот раздел путеводителя очень важный для фактической индивидуализации обучения. Каждый ученик пользуется своим набором подсказок: кто-то всеми («слабый» ученик или из «тугодумов»), а кто-то почти ими не пользуется. Таким образом, обеспечивается индивидуальный уровень самостоятельности учеников в преодолении возникающих учебных затруднений. Благодаря этому разделу у учителя отпадает необходимость работать с ориентацией на «среднего» ученика, когда часть детей его не понимают, а часть скучают из-за слишком подробных объяснений.

Этот раздел самый трудоемкий. Здесь нет ориентироваться на «среднего» ученика. При подборе подсказок, примеров решений ориентировались и на самого «слабого», и на «среднего», и на «сильного» ученика. Именно «слабые» ученики нуждаются в большем количестве подсказок и примеров. Этот раздел и для ученика, который по каким-то причинам не может посещать уроки, поэтому «подсказки и примеры» - это единственная для него учительская помощь в работе.

Задачи раздела:

Задачи обучения:

  • освоение новых понятий и действий с ними;
  • формирование умения самостоятельно выделять алгоритм в приведенном решении ключевых задач и переносить этот алгоритм на задания, вызвавшие затруднения

Методические задачи:

  • оказать индивидуальную обучающую поддержку ученику в преодолении трудностей в процессе самостоятельного продвижения в освоении учебного материала

Принципы составления:

Раздел состоит из двух частей:

  1. подсказки к ключевым вопросам
  2. ответы и подсказки к тесту
  3. ответы, подсказки и примеры к упражнениям и творческим заданиям

Ответы и подсказки к тесту:

  • Размещены правильные ответы ко всем вопросам теста.
  • Ко многим из них разработаны «подсказки» - это те пояснения или наводящие вопросы, которое обычно учитель дает на уроке при выполнении тренировочных упражнений.

Ответы, подсказки и примеры к упражнениям и творческим заданиям

  • Размещаются правильные ответы ко всем заданиям.
  • «Подсказки» - это те пояснения или наводящие вопросы, которые обычно учитель дает на уроке при выполнении заданий.
  • «Примеры» - это объяснение решения ключевых задач для уровней А, В и С

Раздел 6. Лист самоконтроля

Лист самоконтроля включает в себя таблицы: таблицы с вписанными номерами ключевых вопросов, обучающих тестов, заданий.

По мере выполнения работы с ключевыми вопросами, с тестом и заданиями ученик, если он уверен в правильности решения (ответа), вписывает в таблицы соответствующие номера. Это помогает ему визуально оценивать темп своей работы, а также сравнивать в этом отношении себя с одноклассниками.

Задачи раздела:

Задачи обучения:

  • приобретение учащимися навыков оценивания своих знаний
  • приобретение учащимися навыков оценивания темпа своей работы и самоорганизации своей деятельности

Методические задачи:

  • обеспечение обратной связи - наблюдение за темпом работы ученика

Принципы составления:

  1. в таблицы внесены номера всех уровней, то есть и со звездочками и без звездочек
  2. номера каждого раздела выделены своим шрифтом (Обычный шрифт - ключевые вопросы, жирный шрифт - обучающие тесты, курсив - упражнения и творческие задания)

Заключение

В основе построения путеводителя лежит принцип дифференциации обучения, что позволяет обучающемуся освоить материал на базовом, повышенном или высоком уровне сложности. Успешному освоению его при самообучении способствует методика пошагового освоения материала (6 шагов).

Работа с таблицами, содержащими полезные справочные материалы, заменит чтение большого количества страниц учебника, научит обучающегося классифицировать лексические явления в любом тексте, а система самооценивания позволит проконтролировать усвоение материала. Пособие содержит богатый материал и для тех, кто желает принять участие в олимпиаде по русскому языку или подготовиться к ГИА, ЕГЭ и устному собеседованию в 9 классе.

Учитель может использовать разделы пособия для объяснения нового и для повторения пройденного материалов, для промежуточного и итогового контроля на уроках и в качестве дидактического материала.

Пособие в полном объеме можно посмотреть в приложении.