Пояснительная записка к программе факультативного курса по английскому языку «Традиции Великобритании» для 8-9 классов
Основная цель курса - формирование коммуникативной и социокультурной компетенции обучающихся. Особое внимание уделяется изучению истории Великобритании и ее проектирование на реалии современной жизни, поскольку знание истории необходимо для правильного понимания явлений и фактов, относящихся к повседневной действительности англоговорящих народов. Акцент делается на межкультурное общение.
Данный факультатив предназначен для обучения учащихся 8-9 классов средней школы. В ходе изучения данного курса, обучающиеся познакомятся с физической географией и достопримечательностями страны изучаемого языка, с ее обычаями и традициями, искусством и литературой. Обучающиеся узнают о географическом положении страны, о ее климате, о государственных деятелях, о правительстве Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Курс предусматривает знакомство с некоторыми историческими фактами страны, с праздниками британцев, их национальной одеждой и кухней. В ходе занятий происходит знакомство с биографией таких известных исторических личностей как О.Кромвель, сэр К.Рен, адмирал Г.Нельсон. Кроме того, обучающиеся познакомятся с событиями, в которых они принимали участие.
В курсе предусмотрено знакомство с некоторыми произведениями английского фольклора, героями легенд и баллад. На ряду с этим активизируется лексика по темам «Семья», «Продукты», «Одежда».
Факультатив рассчитан на 35 часов, из расчета 1ч. в неделю.
Данный курс предполагает и позволяет:
- развивать и поддерживать интерес к стране изучаемого языка;
- отрабатывать и повторять учебный материал в занимательной форме;
- пополнять активный словарный запас;
- развивать творческие способности обучающихся;
- учить культуре общения и взаимодействию;
- расширять кругозор обучающихся;
- знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся личностей в истории Соединенного Королевства и его достопримечательностями.
Обоснование актуальности курса
Актуальность курса состоит в необходимости расширения обучающимися сферы практического применения английского языка в занимательной форме для достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.
Новизна программы заключается в уверенном овладении языковыми средствами общения при решении коммуникативной задачи в занимательной форме. Работа над лексическими и грамматическими навыками общения основывается на активизации навыков чтения, говорения и письменной речи при работе с различными источниками информации.
Цель программы - развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и познавательной. Эта цель реализуется через достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Содержание курса
Недостаточное владение различными средствами выражения речевых намерений и оформления иноязычной речи приводит к тому, что обучающиеся не могут в полной мере без ошибок построить высказывание или адекватно воспринимать и понимать иноязычное сообщение. Организация занятий факультативного курса в форме изучения отдельных моментов в истории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии способствует созданию различных ситуаций общения, погружению в язык, развитию грамматически правильной речи и лучшему пониманию менталитета английского общества. Интерактивные задания стимулируют воображение, требуют от участников умения добывать запрашиваемую информацию и работать в команде, приносят радость поиска и нахождения правильного решения. Интересные задания учат добиваться успеха во взаимодействии, способствуют развитию мотивации к изучению иностранного языка. Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся. Игровые элементы, включённые в учебный процесс, способны помочь сделать процесс обучения языку динамичным и интересным. А проявление интереса к изучаемому предмету - первая ступень в достижении успеха.
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты | ||
|
Обучающиеся научатся |
Обучающиеся получат возможность научиться |
Речевая компетенция |
||
диалогическая речь |
вести диалоги в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета |
брать и давать интервью; |
монологическая речь |
рассказывать о семье, своих интересах, планах на будущее; описывать события с опорой на зрительную наглядность и вопросы, давать краткую характеристику людей и событий |
делать сообщение на заданную тему, описывать фото, комментировать факты из прочитанного текста и прослушанного сообщения, аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному, кратко высказываться без подготовки в соответствии с ситуацией общения, кратко излагать результаты выполненной работы |
аудирование |
воспринимать на слух запрашиваемую информацию, содержащую как изученные языковые явления, так и некоторое количество незнакомой лексики; |
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух сообщении, использовать языковую догадку и переспрос для компенсации непонятой информации |
чтение |
читать и понимать основное содержание аутеничных текстов, содержащих некоторое количество незнакомой лексики; читать и выборочно понимать запрашиваемую/ значимую/нужную информацию в текстах; |
читать и полностью понимать различные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале, догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту, игнорировать незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста, выстраивать логическую последовательность событий текста |
письменная речь |
заполнять анкеты, формуляры, таблицы полученной общения информацией, делать краткие записи, составлять рассказы |
кратко излагать в письменном виде результаты своей деятельности |
Языковая компетенция |
||
Фонетическая сторона речи |
соблюдать ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
|
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации |
Лексическая сторона речи |
распознавать и употреблять в речи:
|
• распознавать части речи по словообразовательным элементам;
|
Грамматическая сторона речи |
• оперировать в процессе общения основными синтаксическими конструкциями речи и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
|
распознавать в речи и употреблять условные предложения нереального характера;
|
Социокультурная компетенция |
||
|
• представлять родную страну и родную культуру на английском языке;
|
• использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
|
Компенсаторная компетенция |
||
|
• выходить из положения при дефиците языковых средств;
|
• использовать в качестве опоры при формулировании собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т.д.;
|
Специальные учебные умения |
||
|
• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
|
• осуществлять словообразовательный анализ;
|
Метапредметные результаты |
||
Познавательные УУД |
строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать по критериям, делать самостоятельные выводы;
|
|
Регулятивные УУД |
самостоятельно определять цели деятельности, формулировать задачи, определять последовательность действий;
|
|
Коммуникативные УУД |
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
|
участвовать в работе над краткосрочным проектом;
|
Личностные результаты |
умение ориентироваться в нормах, правилах поведения и сотрудничества в группах;
|
формирование:
|
Результативность курса
Использование программы курса в учебном процессе позволит добиться положительной динамики в показателях качества знаний по английскому языку, что будет способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка и участию в олимпиадах и конкурсах.
Познавательный интерес и умение решать проблемы помогает обучающимся разрабатывать и успешно защищать исследовательские проекты, темы которых связаны с английским языком и межкультурной коммуникацией, а также способствует расширению кругозора обучающихся.
Факультатив не подлежит обязательному оцениванию знаний обучающихся, но процесс самостоятельного оценивания учащимся собственной деятельности, поведения и своих образовательных навыков и умений имеет очень большое педагогическое значение: во-первых, на занятии обеспечивается обратная связь, благодаря которой обучающийся видит своё продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность; во-вторых, повышается учебно-познавательная активность обучающегося, что положительно сказывается на результативности образовательного процесса; в-третьих, обучающийся овладевает навыками рефлексии - одной из ключевых компетенций современного человека. Исправление языковых ошибок проходит в обобщенной форме на этапе рефлексии на каждом занятии.
Поурочное планирование факультатива для 8-9 класса «Традиции Великобритании»
№
|
Тема занятия |
Лексика и грамматика |
Творческие задания |
1 |
Великобритания. Вводное занятие |
Названия частей Великобритании |
Просмотр видеоролика. Работа с контурной картой. |
2 |
Природные условия Великобритании. Население |
Названия рек, озер, гор.
|
Работа с контурной картой.
|
3 |
Лондон - столица Великобритании |
Употребление артикля с географическими названиями. Работа с текстом. |
Работа с контурной картой. |
4 |
Население Лондона. Вероисповедание |
Употребление артикля с географическими названиями. Работа с текстом, выполнение послетекстовых заданий. |
Заполнение круговой диаграммы. |
5 |
История основания Лондона |
Активизация навыков чтения, говорения и письменной речи. Работа с текстом, выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр презентации. Написание рассказа по картинке, пересказ. |
6 |
Лондон во времена англо-саксов |
Активизация навыков чтения, письма и говорения. Работа с текстом и составление рассказа по картинке. |
Просмотр презентации. Работа с контурной картой. Составление рассказа по картинке. |
7 |
Легенда о короле Артуре |
Активизация навыков поискового чтения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр презентации. |
8 |
Норманское завоевание |
Активизация навыков поискового чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр презентации. Работа с контурной картой. |
9 |
Жизнь в Англии во времена норманского правления |
Активизация навыков чтения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Заполнение диаграммы. |
10 |
Легенда о Робин Гуде |
Активизация навыков поискового чтения и говорения. |
Просмотр презентации. Проект «Сравнительный анализ текста и баллады о Робин Гуде», составление диалогов. |
11 |
Тауэр. Белая башня |
Активизация навыков аудирования. |
Просмотр видеороликов. Работа с контурной картой. |
12 |
Томас Мор |
Активизация навыков чтения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр видеоролика. |
13 |
Лондон в средние века |
Активизация навыков поискового чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр презентации. Пересказ текста. |
14 |
Лондон в начале нового времени |
Активизация навыков поискового чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр видеоролика. |
15 |
Торговый Лондон |
Активизация навыков поискового чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Составление рассказа по картинке. |
16 |
Ночь Гая Фокса |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр презентации. Проект «Изготовление чучела Гая Фокса». |
17-18 |
Герои А.Дюма в Лондоне |
Активизация навыков поискового чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение предтекстовых и послетекстовых заданий. |
Проект «Маршрут и продолжительность путешествия Д'Артаньяна».
|
19 |
Герои Англии. Герцог Бекингем |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. Пересказ текста. |
Пересказ текста. |
20 |
Герои Англии. О.Кромвель. Английская революция. |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр презентации. Краткий пересказ текста.
|
21 |
Великая чума в Лондоне |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр отрывка из фильма «Пир во время чумы». |
22 |
Великий лондонский пожар |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр видеоролика. Заполнение таблицы. |
23 |
Герои Англии. Адмирал Нельсон. Битва при Трафальгаре |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр видеоролика. Работа с контурной картой. |
24 |
Культурное значение Лондона |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Работа с контурной картой. |
25 |
Королевская семья |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Проект «Составление генеалогического древа». |
26 |
Вестминстерский дворец |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр видео экскурсии по дворцу. |
27 |
Собор Св. Павла |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Знакомство с историей и архитектурой собора. |
28 |
Замки Лондона |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Работа с контурной картой. |
29 |
Традиционные церемонии |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Сопоставление церемонии с ее описанием и изображением. Составление рассказа. |
30 |
Театры Лондона |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр презентации. Проект «Театральная афиша». |
31 |
Лондон - туристический центр |
Активизация навыков чтения и говорения. |
Просмотр видеоролика. Ролевая игра «Экскурсия». |
32 |
Клан Кокни |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр презентации. Разгадывание ребусов на языке кокни. |
33 |
Английская мода |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр презентации. Проект «Эскиз одежды будущего». |
34 |
Английская традиционная кухня |
Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. |
Просмотр презентации.
|
35 |
Викторина «Лондон» |
Обобщение и повторение изученного материала. |
Викторина «Лондон». |
Оборудование и формы работы
В ходе работы по КТП факультатива «Традиции Великобритании» для 8-9 классов потребуется следующее оборудование: ПК, ТВ или видео проектор; принтер для печати материалов; канцелярские товары для выполнения проектов.
Формы работы: «Mозговой штурм»; составление рассказов; составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; парная и групповая работа; самостоятельная работа; сбор и анализ информации; анализ и коррекция ошибок.
Список литературы
- Три д'Артаньяна: Исторические прототипы героев романов «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон» - М.: Астрель: ACT CORPUS, 2009. - 411 c.
Список интернет-источников
- Фильм Д'Артаньян и три мушкетёра
- https://100legend.ru
- https://bystudin.ru/
- https://bystudin.ru/
- https://dzen.ru/a/YjAPxHRGfkNt4h6l
- https://history-thema.com/normandskoe-gosudarstvo-v-anglii/
- https://ozhegova-slovar.ru/russkij-yazyk/kto-napisal-roman-tri-mushketera.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- https://stories-of-success.ru/tomasa-mora
- https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/puteshestvie-v-starinnyiy-london/
- https://valyarzhevskaya.wordpress.com/2014/10/08/robinsquires/
- https://www.weblitera.com/book/?id=33&lng=1&ch=1&l=ru