12 августа 2022 года Приказом № 732 Министерство Просвещения утвердило обновления в стандарт среднего общего образования. В обновленном документе конкретизировали требования к планируемым результатам и структуре образовательных программ. Исходя из анализа обновленного стандарта школам предстоит редактировать все разделы ООП среднего общего образования. Рассмотрим какие все же изменения придется вносить в образовательные программы, а также остановимся на важных требованиях ФГОС СОО для учителя-предметника, которые не претерпели изменений.
1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Требования к планируемым результатам
В обновленной редакции ФГОС СОО, как и прежней версии ФГОС, применяется системно-деятельностный подход, но более подробнее описываются результаты освоения: личностные, метапредметные, предметные. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания, а заместителю директора - контролировать качество обучения. Так, например, личностные результаты сгруппированы по направлениям: гражданское; патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое; трудовое; экологическое; ценность научного познания. На первом месте - гражданская идентичность и патриотизм. Школа должна сформировать чувство уважения к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, воспитать чувство патриотизма, готовность к служению и защите Отечества, ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России.
Требования к метапредметным результатам
Метапредметные результаты также сгруппировали, но уже по видам универсальных учебных действий и по трем направлениям.
- овладение универсальными учебными познавательными действиями - базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями - общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями - самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
При этом, для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность коммуникативного УУД «Совместная деятельность» - умение обучающегося понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы, сформированность регулятивного УУД «Эмоциональный интеллект» - умение понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.
Требования к предметным результатам
В обновленной версии ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по иностранному языку обучающийся должен воспринимать на слух и понимать звучащие до 2,5 минут аутентичные тексты, читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 600-800 слов, содержащие отдельные неизученные языковые явления, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения.
Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне обучающиеся должны понимать значимость России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, должны уметь характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, должны знать решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX - начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России).
Для учебных предметов «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология» установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня.
В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору.
2. Учебный план: предметные области и предметы
В обновленной версии ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно.
Изменился перечень учебных дисциплин в старшей школе: исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс - «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история».
Предметные области |
Учебные предметы
|
Учебные предметы
|
|||
Русский язык
|
и |
Русский язык |
Русский язык |
||
Литература |
Литература |
||||
Родной язык родная литература |
и |
Родной язык |
Родной язык и (или)
|
||
Родная литература |
Родная литература |
||||
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Иностранный язык |
|||
Второй иностранный язык |
Второй иностранный язык |
||||
Математика
|
и |
Математика |
Математика |
||
Информатика |
Информатика |
||||
Общественно-научные предметы*
|
История |
История |
|||
Обществознание |
Обществознание |
||||
География |
География |
||||
Экономика |
- |
||||
Право |
- |
||||
Россия в мире |
- |
||||
Естественно-научные предметы*
|
Физика |
Физика |
|||
Химия |
Химия |
||||
Биология |
Биология |
||||
Астрономия |
- |
||||
Естествознание |
- |
||||
Физ. культура, экология и основы безопасности жизне-ти |
Физ. культура |
Физ. культура |
|||
Основы
|
безопасности |
Основы
|
безопасности |
||
Экология |
- |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, изучаемые на уровне среднего общего образования (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся. Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в указанной организации необходимых условий.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального (-ых) проекта (-ов).
Также организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный). Важно понимать, если ранее, по ФГОС СОО (до 12.08.2022 г.) универсальный профиль позволял не изучать предметы на базовым уровне, то, согласно обновленному ФГОС СОО при наборе обучающихся в 10 класс, например, в тот же универсальный профиль, будет изучаться минимальное определенное количество предметов на углубленном уровне. И только для адаптированных основных образовательных программах могут предусматривать изучение всех учебных предметов на базовом уровне.
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов (даже на универсальном профиле) на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В учебных планах АООП физическую культуру заменят на адаптивную физическую культуру.
В старшей школе изменили объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.
3. Программа коррекционной работы
В обновленной версии ФГОС СОО уточнили требования к программе коррекционной работы.
С учетом требований обновленного ФГОС СОО, в средней школе будут корректировать недостатки психического и физического развития учеников и помогать в освоении программы. В рамках программы в школе будут осуществлять комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение всех старшеклассников, которым нужна помощь в освоении ООП. Сопровождение школьников с ОВЗ будут проводить по рекомендациям ПМПК.
Также для школьников с ОВЗ школы создадут специальные условия обучения и воспитания, разработают адаптированное учебно-дидактическое обеспечение. А еще в школах будут следить за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ, предоставят услуги ассистента и техническую помощь.
Структуру программы скорректировали и уточнили. Программа должна содержать:
- цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего образования;
- перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы;
- систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
- механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций, осуществляющих образовательную деятельность и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
- планируемые результаты коррекционной работы.
4. Требования ФГОС СОО для учителей (что не изменилось)
Уровень среднего общего образования регламентирует требования к профессиональным компетенциям педагога, поэтому в стандарте эти требования жестко регламентированы.
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают три основные позиции:
- укомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность педагогическими, руководящими и иными работниками;
- уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу.
Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации.
Из всего вышесказанного делаем вывод, что основным ориентиром деятельности учителя является должностная инструкция. Должностная инструкция разрабатывается на основе единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих по должности учитель. Но на смену ЕКС вводят профессиональные стандарты и поэтому те учителя, которые вновь устраиваются на работу с 01.01.2020г. подписывают должностную инструкцию, разработанную на основе профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Квалификация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должна отражать:
- компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;
- сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность;
- общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога (с учетом рабочей программы воспитания в любом учебном предмете и не зависит от классного руководства);
- самоорганизованность, эмоциональную устойчивость;
- обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
- осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
- разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
- выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
- организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
- реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;
- использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, т.е если учитель преподает русский язык и имеет диплом о педагогическом образовании (учитель русского языка), то этот учитель должен пройти курсы повышения квалификации.
Дополнительные профессиональные программы бывают двух видов: программы повышения квалификации (трудоемкость от 16 часов, выдается удостоверение о повышении квалификации) и программы профессиональной переподготовки (трудоемкость от 256 часов, выдается диплом о профессиональной переподготовки с присвоением квалификации).
В организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для:
- реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
- оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы, использования инновационного опыта других организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- стимулирования непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- повышения эффективности и качества педагогического труда;
- выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- осуществления мониторинга результатов педагогического труда;
- выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- осуществления мониторинга результатов педагогического труда.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая адаптированную основную образовательную программу, должна быть укомплектована педагогическими работниками, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
Нормативно-правовые источники:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" (Зарегистрирован 12.09.2022 №70034) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/70188902/
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. https://fgosreestr.ru/uploads/files/69794bfca0da4ae81cb56e282fa696a6.pdf
- Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. N 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=379742