Дидактические материалы «Использование песен на уроках иностранного языка как эффективный метод обучения»

Разделы: Иностранные языки


«If you learn it with pleasure
you will never forget it»

«Если ты учишься с удовольствием,
ты никогда это забудешь»

Изучение иностранного языка - это задача, которая не каждому под силу, но сама постановка задачи способствует успеху. Владение иностранным языком становится одной из базовых компетенций, которой должен владеть человек в XXI веке. При обучении детей и подростков иностранному языку мы сталкиваемся с большой проблемой, а именно, как сохранить интерес к изучению языка на протяжении всего периода обучения. Следовательно, учитель должен быть очень креативен при выборе техник и методов обучения. Именно поэтому при выборе темы самообразования я решила обратиться к теме музыки, песен. Что же делает музыку великолепным инструментом обучения? Это ее связь со всеми языками и культурами. Песня - одно из лучших средств мотивации на уроке. Песни на уроках английского языка вносят в процесс обучения не только креативность и разнообразие, но также это отличный способ снять напряжение, разграничить учебные блоки занятий и переключиться с одного вида работы на другой. Легкий, непринужденный мотив и простая рифма быстро запоминаются, причем не только на период обучения, а на всю жизнь.

Процесс выбора песни один из самых сложных аспектов использования музыки на уроке. Чтобы быть уверенным в правильном выборе песни, следует, на мой взгляд, учитывать следующие моменты:

Тщательно проанализировать, на что вы хотите обратить внимание конкретно на данном уроке.

Будет ли это урок, сфокусированный на лексике, грамматике, произношении? Одну и ту же песню мы можем использовать при изучении разных аспектов языка. Например, песню «American Saturday» by Brad Paisley мы можем использовать как при изучении лексики (национальности), так и при обучении монологической речи. Можно организовать дискуссию о национальных стереотипах. В этой песне также встречаются сленговые выражения ain't, got, на них мы можем обратить внимание, если говорим о сленговой грамматике.

Учитывать уровень языковой подготовки.

От этого зависит не только, какие песни вы будете выбирать, но и выбор приемов работы с песней. Это могут быть игры или письменные задания. На начальном этапе обучения учащиеся столкнутся с трудностями и непониманием, если мы предложим им песни с быстрым темпом, сложной лексикой и т.д. С другой стороны песни с простым текстом, с повторяющимися словами будут не интересны на старшем этапе обучения.

Учитывать возрастные особенности учащихся.

Здесь имеется в виду тематика песен. Если мы выбираем песню для начальной школы, то она должна быть очень простой с точки зрения наполняемости текста, повторяющиеся слова, соответствующие их уровню, одним словом детские песни. Подросткам будут интересны песни в стиле рэп, поп музыка, рок. Можно провести опрос в старших классах, какие песни им нравятся, что сегодня круто слушать. Исходя из их запросов, планировать выбор песни на урок.

Принимать во внимание специфические культурные аспекты.

Речь идет о менталитете, о культуре страны, о многонациональности. Есть вещи, которые являются неприемлемыми для обсуждения в разных странах. Поэтому не следует при выборе песни исходить исключительно из культурных норм, принятых в нашей стране.

Приемы работы с песнями, выбор заданий могут быть самыми разнообразными. Мне хотелось бы представить базовый план, набросок, как можно работать с песней на уроке.

1) Прослушать песню.

Стартовый этап - это просто прослушать песню. Важно помнить, что музыка - это просто удовольствие. Не нужно воспринимать это как нечто слишком серьезное. Можно показать видеоклип, спросить учащихся, слышали ли они эту песню раньше, не загружать сразу заданиями. Просто позволить им наслаждаться музыкой.

2) Задать несколько вопросов к названию песни.

Например, песня «Earth song» by Michael Jackson

  1. с какой темой может ассоциироваться название?
  2. какие ассоциации вызывает у вас слово "Earth" (составить кластер)?

«We are the champions» by Queen:

- What is a champion?

- What kinds of champions are there in the world?

- What activities have champions?

Такие вопросы направлены на «разогрев», в английском это термин «Warm Up». Учащихся можно разделить на группы и затем выслушать их ответы. Также можно предложить учащимся несколько слов из песни, и попросить их придумать рифму к этим словам.

3) Прослушать песню еще раз, но уже наглядно с текстом.

Одно из распространенных заданий может быть текст с пропусками слов, и учащиеся при прослушивании должны вставить их.

4) Сфокусировать внимание на определенном грамматическом аспекте речи.

Песня позволяет вводить новое или повторять старое грамматическое явления.

Можно начать с вопросов типа:

  1. сколько примеров времени Past Simple вы нашли в тексте песни?
  2. почему в этой песне используется именно это время, например, Present Continuous?

Это послужит «трамплином» для обсуждения и более детального рассмотрения грамматического явления.

5) Сфокусировать внимание на лексике, устойчивых выражениях, идиомах.

Например, песня «We are the champions» by Queen и возможные вопросы к ней:

- What does 'I've paid my dues' mean?

- What does 'my share of' mean?

- What does 'I've taken my bows' mean?

Необходимо рассмотреть значения выражений, иллюстрированные примерами. Песни часто содержат кладезь идиом и устойчивых выражений. Следует удостовериться, что учащиеся понимают их смысл.

6) Проявить креативность.

Креативность является важной составляющей при сохранении мотивации к изучению иностранного языка. Заключительным этапом работы с песней должны быть задания, которые побуждают учащихся проявить и свою креативность, побудить их к продуктивной деятельности. Например:

  • сочините еще один куплет к песне, сохраняя ее стиль. Это задание можно выполнять как индивидуально, так и в группах. Затем представить результат классу.
  • предложить учащимся придумать план - сюжет видео к песне. Они могут сами определять место действия, персонажей, сюжет. Затем представляют свои идеи классу. Как вариант можно проголосовать за лучшую идею видеоклипа.
  • написать своего рода дневник одного из персонажей песни, описать его чувства и переживания, исходя из текста.

Работа над песнями на уроках английского языка способствует совершенствованию навыков произношения учащихся, усвоению и активизации грамматических конструкций, обогащению словарного запаса, развитию навыков и умений чтения и аудирования, стимуляции монологического и диалогического высказывания, развитию как подготовленной, так и спонтанной речи. Рассмотрим более подробно для чего можно использовать песни.

Песни как LEAD IN (введение в тему).

Песни можно использовать как введение в новый материал в начале урока. Попросить учеников закрыть глаза, послушать песню и представить картинку к данной песне. Например, для начала урока по фильмам можно включить песню из вестерна "The good the bad and the ugly". Затем учащиеся в парах обсуждают свои идеи, что происходило в песне. Спросить, какой тип фильма это может быть.

Песни как ENERGIZER (динамическая пауза).

При работе на начальном этапе обучения песни - это отличный способ сделать перерыв в процессе обучения, особенно когда дети начинают уставать. Даже взрослым сложно концентрироваться дольше 20 минут подряд, у детей максимум - примерно 10 минут. Mожно воспользоваться бодрящими пятиминутками, так называемыми "energizers", во время которых ученик отдыхает. Главное, чтобы песня была веселой, короткой и несложной. Вы можете спеть песню всем классом, используя движения или танцы. Тогда ученики повеселятся и зарядятся энергией для следующей части урока.

Песни для отработки грамматического и лексического материала.

Использование песен позволяет вводить новые лексические или грамматические единицы, опираясь сразу на несколько каналов восприятия одновременно. Музыка и песни в музыкальном сопровождении отлично воспринимаются аудиалами, если песня сопровождается движениями или танцами, то она легко запомнится и кинестетиками. Если к песне подобрать картинки по сюжету, то не будет проблем и у визуалов с запоминанием этой песни. Чтобы задействовать тактильную память ребенка можно использовать пальчиковые игры, жесты. Пожалуй, все дети любят данные песни:

Песни для развития навыка аудирования.

1) Listening for gist.

Задание для первого прослушивания должно быть легче, поэтому можно попроситеьучеников послушать песню и ответить на вопрос - эта песня позитивная или грустная, про дружбу или любовь, где находится исполнитель. В таких песнях как "Tom's dinner" by Suzanne Vega попросить учеников расставить картинки по порядку.

2) Listening for specific information.

Для второго прослушивания можно использовать следующие типы заданий:

  1. Вставьте пропущенные слова (с подсказками в виде списка слов, картинок, первой буквы слова или без подсказок);
  2. Выберите правильное слово из нескольких вариантов;
  3. Восстановить слова;
  4. Вставьте глагол из списка в правильной форме;
  5. Соедините две части строки;
  6. Подпишите картинки;
  7. Вычеркните лишнее слово;
  8. Исправьте ошибку;
  9. Расставьте строки по порядку;
  10. Правда / неправда;
  11. Измените часть речи.

3) Listening for detail.

Вместо listening for specific information можно выполнить более сложное задание, которое требует более полного понимания текста песни. Например, задание для песни "One Headlight" by The Wallflowers:

What is the meaning of the song? Find the proof in the lyrics.

  1. The singer feels lonely and deserted by friends and family. He can't find his place in life or see its meaning. The song is a cry for help.
  2. The singer has lost a close friend, but despite this, he believes there's light at the end of the tunnel and he will move on.
  3. The singer views life as a constant succession of parades, parties and joy. He enjoys every moment of it and wants all his friends to join the fun.

Сборник песен на английском языке