Обобщающий урок-игра по теме "Покрытосеменные растения"

Разделы: Биология


Цель: обобщить и закрепить знания по систематике цветковых растений.

Задачи:

  • выявить уровень подготовки учащихся, систематизировать знания и умения по теме;
  • воспитывать самостоятельность мышления;
  • продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе;
  • развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы;
  • продолжить формирование умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные.

  • Характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности представителей растительного мира; давать характеристику растениям отдела Покрытосеменные, уметь выделять признаки классов Однодольные и Двудольные. Различать и описывать представителей цветковых растений; называть их характерные признаки.

Метапредметные.

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение организовывать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Личностные.

  • Развитие творческой деятельности, формирование основ экологической культуры, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Форма: игра.

Оборудование: видеоролик «Цветы», музыкальное сопровождение «Вальс цветов», лепестки цветика-семицветика, жетоны для команд.

Ход урока

I. Приветствие учащихся

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш сегодняшний урок. Вы готовы?

Дети: Да!

Учитель: Тогда начинаем!

II. Актуализация знаний

Видеоролик «Цветы». Под музыкальное оформление «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» учитель читает стихотворение:

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него - услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, вокруг -
Глядят «антенны» в Космос повсеместно
Земля - концертный зал, цветы - оркестр,
Цветок - волшебный инструмент оркестра.

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ответ учащихся.

- Сегодня на уроке мы повторим все, что изучили по теме «Покрытосеменные растения». Но проведем наш урок в необычной форме, а как игру. Класс разбит на три команды, каждая имеет своего капитана. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон.

III. Проведение игры

Конкурс 1 «Разминка»

Командам по очереди зачитывается утверждение. Они, отвечают «да» или «нет».

  1. Покрытосеменные растения еще называют цветковыми, так как у них есть цветки (да)
  2. Семяпочка у них защищена завязью, поэтому такие растения называются покрытосеменными (да)
  3. Покрытосеменные растения - самая древняя группа растительного мира (нет)
  4. Цветковые растения растут во всех климатических зонах (да)
  5. Наличие плодов обеспечивает распространение семян (да)
  6. Ткани цветковых растений характеризуется высокой специализацией (да)
  7. Цветковые растения размножаются спорами. (нет)
  8. Цветковые растения произрастают только на суше (нет)
  9. Покрытосеменные растения включат два класса (да)

Конкурс 2. «Признаки растений класса Однодольные и класса Двудольные растения»

На доске под номерами выписаны термины (признаки растений) и названия семейств:

  1. сетчатое;
  2. мочковатая;
  3. Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые;
  4. одна семядоля;
  5. Злаковые, Лилейные;
  6. две семядоли;
  7. параллельное или дуговое;
  8. стержневая.

Каждая команда получает текст. По ходу чтения дети находят ответ и записывают в тексте.

Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных - .... У двудольных зародыш семени имеет ... , а у однодольных - .... У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных - ... . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных -...».

Ответ: 2. 8. 6. 4. 7. 1. 3. 5.

Конкурс 3 «Узнай семейство»

Каждая команда получает список растений и определяет принадлежность каждого к определённому семейству.

Растение

Семейство

Растение

Семейство

Фасоль

Сурепка

Подсолнечник

Мятлик

Томат

Черемуха

Рябина

Рябчик

Яблоня

Табак

Астра

Ландыш

Земляника

Баклажан

Дурман

Тюльпан

Абрикос

Капуста

Пшеница

Лилия

Одуванчик

Кукуруза

Картофель

Паслен

Конкурс 4. "Цветик-семицветик"

Команде предлагается цветок с 7 лепестками. Отрывая любой из них по очереди, ученики получают описание одного из семейств, записанное на обратной стороне лепестка. По этому описанию они должны определить, о каком семействе идет речь:

- Основное отличие растений этого семейства - симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты - клубеньки. (бобовые)

- В основном это однолетние и многолетние травы - древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название. (злаковые)

- В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные)

- В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные)

- Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Плоды могут иметь парашютики. (сложноцветные)

- Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека).

- Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные)

Конкурс 5 «Викторина»

Каждая команда получает вопросы викторины. Пять минут на ответы.

  1. Какую траву знают даже слепые? (Крапива)
  2. Какое растение любят кошки? (Валериана)
  3. Какое растение говорит о том, где оно живет (Подорожник)
  4. Какое растение является символом горечи? (Полынь)
  5. Какая ягода поможет больному горлу (Малина)
  6. Ягоды на этом дереве можно увидеть даже зимой (Рябина)
  7. Какое дерево стало символом нашей родины (Береза)
  8. Какой чай носит мужское имя (Ивар-чай)
  9. Эта ягода поможет нормализовать зрение (Черника)
  10. Какая трава поможет излечиться от кожных заболеваний? (Чистотел)
  11. На каком овоще спала принцесса? (Горох)
  12. Стоят в поле сестрички - желтые глазки, белые реснички (Ромашка)
  13. Что без боли и печали доводит до слез (Лук)
  14. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет (Смородина красная и черная)
  15. Цветами, какого овощного растения украшала себя французская королева (Картофель)
  16. Какой цветок называют водяной красавицей (Белая кувшинка)
  17. Какой овощ римляне называли головой? (Капуста)
  18. Какая самая большая ягода на земле (Арбуз)
  19. Из плодов, какого дерева изготовляют курагу (Абрикос)
  20. Из плодов, какого дерева изготовляют шоколад (Какао)
  21. Это растение называют кормильцем Востока (Рис)
  22. Какие ягоды похожи на малину, но черного цвета? (Ежевика)
  23. Какой овощ называют корнем здоровья (Редька)
  24. Венком из листьев этого дерева раньше награждали победителей (Лавр)
  25. Ветка, какого растения украшает фуражку лесника (Дуб)

Конкурс 6 «Лабораторная работа»

Тема: «Определение принадлежности растений к различным семействам класса двудольные по внешнему виду цветка или соцветия»

Цели: формировать умения распознавать растения с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами.

Оборудование: цветки растений семейства бобовые, розоцветные, крестоцветные, пасленовые, соцветия растений семейства сложноцветные; гербарии этих растений, школьный определитель высших растений, препаровальные иглы, препаровальный нож, лупы.

Ход работы

  1. Рассмотрите цветок. Определите характер цветка (правильный или неправильный). Зарисуйте внешнее строение цветка, подпишите его основные части.
  2. Определите характер околоцветника (простой или двойной). Найдите венчик и чашечку. Укажите их характер (сросшиеся или свободные).
  3. Подсчитайте число чашелистиков и лепестков.
  4. Аккуратно разрежьте цветок вдоль. Рассмотрите тычинки и пестик. Определите характер тычинок (сросшиеся или свободные), количество пестиков.
  5. Напишите формулу цветка.
  6. Зарисуйте строение цветка в разрезе, подпишите его основные части.
  7. На основании характеристик цветка сделайте вывод о принадлежности цветка к тому или иному семейству класса двудольных.

IV. Рефлексия

На столах у каждой команды лежат смайлики (радость, безразличие, недовольство), оцените вашу работу на уроке.

V. Подведение итогов игры. Выставление оценок

Вот и подошел к концу наш урок. Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Подводится итог работы в группах, озвучивается результаты игры. Оценки выставляются в журнал.