Цель: обобщить и закрепить знания по систематике цветковых растений.
Задачи:
- выявить уровень подготовки учащихся, систематизировать знания и умения по теме;
- воспитывать самостоятельность мышления;
- продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе;
- развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы;
- продолжить формирование умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Предметные.
- Характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности представителей растительного мира; давать характеристику растениям отдела Покрытосеменные, уметь выделять признаки классов Однодольные и Двудольные. Различать и описывать представителей цветковых растений; называть их характерные признаки.
Метапредметные.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение организовывать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Личностные.
- Развитие творческой деятельности, формирование основ экологической культуры, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Форма: игра.
Оборудование: видеоролик «Цветы», музыкальное сопровождение «Вальс цветов», лепестки цветика-семицветика, жетоны для команд.
Ход урока
I. Приветствие учащихся
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш сегодняшний урок. Вы готовы?
Дети: Да!
Учитель: Тогда начинаем!
II. Актуализация знаний
Видеоролик «Цветы». Под музыкальное оформление «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» учитель читает стихотворение:
Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него - услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, вокруг -
Глядят «антенны» в Космос повсеместно
Земля - концертный зал, цветы - оркестр,
Цветок - волшебный инструмент оркестра.
- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Ответ учащихся.
- Сегодня на уроке мы повторим все, что изучили по теме «Покрытосеменные растения». Но проведем наш урок в необычной форме, а как игру. Класс разбит на три команды, каждая имеет своего капитана. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон.
III. Проведение игры
Конкурс 1 «Разминка»
Командам по очереди зачитывается утверждение. Они, отвечают «да» или «нет».
- Покрытосеменные растения еще называют цветковыми, так как у них есть цветки (да)
- Семяпочка у них защищена завязью, поэтому такие растения называются покрытосеменными (да)
- Покрытосеменные растения - самая древняя группа растительного мира (нет)
- Цветковые растения растут во всех климатических зонах (да)
- Наличие плодов обеспечивает распространение семян (да)
- Ткани цветковых растений характеризуется высокой специализацией (да)
- Цветковые растения размножаются спорами. (нет)
- Цветковые растения произрастают только на суше (нет)
- Покрытосеменные растения включат два класса (да)
Конкурс 2. «Признаки растений класса Однодольные и класса Двудольные растения»
На доске под номерами выписаны термины (признаки растений) и названия семейств:
- сетчатое;
- мочковатая;
- Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые;
- одна семядоля;
- Злаковые, Лилейные;
- две семядоли;
- параллельное или дуговое;
- стержневая.
Каждая команда получает текст. По ходу чтения дети находят ответ и записывают в тексте.
Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных - .... У двудольных зародыш семени имеет ... , а у однодольных - .... У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных - ... . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных -...».
Ответ: 2. 8. 6. 4. 7. 1. 3. 5.
Конкурс 3 «Узнай семейство»
Каждая команда получает список растений и определяет принадлежность каждого к определённому семейству.
Растение
|
Семейство |
Растение |
Семейство |
Фасоль |
Сурепка |
||
Подсолнечник |
Мятлик |
||
Томат |
Черемуха |
||
Рябина |
Рябчик |
||
Яблоня |
Табак |
||
Астра |
Ландыш |
||
Земляника |
Баклажан |
||
Дурман |
Тюльпан |
||
Абрикос |
Капуста |
||
Пшеница |
Лилия |
||
Одуванчик |
Кукуруза |
||
Картофель |
Паслен |
Конкурс 4. "Цветик-семицветик"
Команде предлагается цветок с 7 лепестками. Отрывая любой из них по очереди, ученики получают описание одного из семейств, записанное на обратной стороне лепестка. По этому описанию они должны определить, о каком семействе идет речь:
- Основное отличие растений этого семейства - симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты - клубеньки. (бобовые)
- В основном это однолетние и многолетние травы - древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название. (злаковые)
- В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные)
- В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные)
- Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Плоды могут иметь парашютики. (сложноцветные)
- Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека).
- Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные)
Конкурс 5 «Викторина»
Каждая команда получает вопросы викторины. Пять минут на ответы.
- Какую траву знают даже слепые? (Крапива)
- Какое растение любят кошки? (Валериана)
- Какое растение говорит о том, где оно живет (Подорожник)
- Какое растение является символом горечи? (Полынь)
- Какая ягода поможет больному горлу (Малина)
- Ягоды на этом дереве можно увидеть даже зимой (Рябина)
- Какое дерево стало символом нашей родины (Береза)
- Какой чай носит мужское имя (Ивар-чай)
- Эта ягода поможет нормализовать зрение (Черника)
- Какая трава поможет излечиться от кожных заболеваний? (Чистотел)
- На каком овоще спала принцесса? (Горох)
- Стоят в поле сестрички - желтые глазки, белые реснички (Ромашка)
- Что без боли и печали доводит до слез (Лук)
- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет (Смородина красная и черная)
- Цветами, какого овощного растения украшала себя французская королева (Картофель)
- Какой цветок называют водяной красавицей (Белая кувшинка)
- Какой овощ римляне называли головой? (Капуста)
- Какая самая большая ягода на земле (Арбуз)
- Из плодов, какого дерева изготовляют курагу (Абрикос)
- Из плодов, какого дерева изготовляют шоколад (Какао)
- Это растение называют кормильцем Востока (Рис)
- Какие ягоды похожи на малину, но черного цвета? (Ежевика)
- Какой овощ называют корнем здоровья (Редька)
- Венком из листьев этого дерева раньше награждали победителей (Лавр)
- Ветка, какого растения украшает фуражку лесника (Дуб)
Конкурс 6 «Лабораторная работа»
Тема: «Определение принадлежности растений к различным семействам класса двудольные по внешнему виду цветка или соцветия»
Цели: формировать умения распознавать растения с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами.
Оборудование: цветки растений семейства бобовые, розоцветные, крестоцветные, пасленовые, соцветия растений семейства сложноцветные; гербарии этих растений, школьный определитель высших растений, препаровальные иглы, препаровальный нож, лупы.
Ход работы
- Рассмотрите цветок. Определите характер цветка (правильный или неправильный). Зарисуйте внешнее строение цветка, подпишите его основные части.
- Определите характер околоцветника (простой или двойной). Найдите венчик и чашечку. Укажите их характер (сросшиеся или свободные).
- Подсчитайте число чашелистиков и лепестков.
- Аккуратно разрежьте цветок вдоль. Рассмотрите тычинки и пестик. Определите характер тычинок (сросшиеся или свободные), количество пестиков.
- Напишите формулу цветка.
- Зарисуйте строение цветка в разрезе, подпишите его основные части.
- На основании характеристик цветка сделайте вывод о принадлежности цветка к тому или иному семейству класса двудольных.
IV. Рефлексия
На столах у каждой команды лежат смайлики (радость, безразличие, недовольство), оцените вашу работу на уроке.
V. Подведение итогов игры. Выставление оценок
Вот и подошел к концу наш урок. Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Подводится итог работы в группах, озвучивается результаты игры. Оценки выставляются в журнал.