Тема: Свойства воздуха. Практическая работа.
Цель: расширить знания обучающихся о свойствах воздуха.
Предметные задачи.
- создать условия для развития у учащихся: навыков проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- соблюдения техники безопасности;
- измерения температуры воздуха;
- определение основных свойств воздуха, его значение для растений, животных, человека.
Метапредметные задачи.
- создать условия для развития у учащихся: интереса к познанию окружающего мира; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию; навыков взаимоконтроля; использования таблиц, приведённых в учебной литературе;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Оборудование:
- школьная доска;
- экран;
- документ-камера;
- шары;
- духи;
- мяч и насос;
- стакан с водой и соломинка;
- весы (металлические банки от напитков, палочки);
- модульная система экспериментов PROLOG.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учитель: Читает загадки.
Он - прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу - густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем -
Он ведь нам необходим!
Дети: Воздух.
Учитель: А что вы уже знаете о воздухе?
Дети: Воздух состоит из смеси газов.
Учитель: Из каких смесей газов состоит воздух?
Дети: Кислород, азот, углекислый газ и другие газы.
Учитель: А для чего он нужен?
Дети: Он входит в состав всех живых организмов.
Учитель: Почему необходим кислород?
Дети: Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли - растений, животных, человека.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха. И поможет нам в этом ещё один наш гость. Он будет главным героем нашего урока.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка
Улетит за облака.
Дети: Воздушный шарик.
Учитель: Знакомьтесь - это Воздушный Шарик.
2. Основной этап. Опыты. Исследование свойств воздуха
Учитель: Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
Есть ли он вообще? Может, его придумали?
Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! А кто уже догадался, где мы найдём информацию, о том что нам необходимо сделать?
Дети: Учебник.
Учитель: Откройте учебник на стр. 26. И прочитайте, верно, ли определили тему нашего урока? И что же мы будем делать?
Учитель: А какие органы чувств вы знаете? Напомните мне их.
Дети: Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Учитель: А какова цель нашей работы?
Дети: Определить свойства воздуха. (Дети записывают цель в тетрадь)
Опыт №1. Цвет
Учитель: В классе мы видим доску, парту, стены, за окном - дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
Открываем первое свойство воздуха.
Дети: Воздух невидимый и бесцветный.
Опыт №2. Запах
Учитель: А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
Дети: Ничего.
Учитель: Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас?
Дети: Запах духов.
Учитель: А какой орган чувств помог нам определить запах?
Дети: Обоняние. Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
Учитель: Где вы чувствуете сильные запахи?
Дети: В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.
Учитель: Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Чистый воздух запаха не имеет.
Опыт № 3. Вкус
Учитель: Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?
Дети: Воздух не имеет вкуса.
Опыт № 4. Форма
Учитель: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?
Дети: Нет.
Учитель: А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?
Опыты демонстрирует учитель.
Опыт №5. Сжимаемость. Упругость
Учитель: Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?
Дети: В нём мало воздуха.
Учитель: Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать?
Дети: Добавить воздуха.
Учитель: Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух?
Дети: Воздух сжимается. (Сжимаемость.)
Учитель: У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?
Дети: Упругость.
Учитель: А где еще используется это свойство?
Дети: Свободные высказывания детей.
Опыт № 6. Воздух легче воды
Учитель: Налейте в стакан газированной воды. Опустите кусочек пластилина. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?
Дети: Воздух легче воды.
Учитель: Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг? У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?
Дети: Воздух легче воды.
Опыт № 7. Масса воздуха.
Учитель: А может быть воздух совсем ничего ни весит, поэтому и всплывают шарик. Давайте проверим. Такие весы вы сможете сделать дома сами. (Взвешиваю два шарика). Что произошло?
Дети: Воздух имеет массу.
Опыт №9. Теплопроводность
Учитель: Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?
Дети: Воздух - плохой проводник тепла.
Учитель: Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? На самом деле, что же греет землю, снег ли? Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.
Учитель: Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему? А что происходит с мехом животных к зиме?
Дети: Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.
Учитель: А как свойство теплопроводности использует человек?
Дети: Меховые шубы, шерстяная одежда ,валенки.
Опыт проводится по группам.
Опыт № 10. Горячий воздух легче
Учитель: Измерьте температуру воздуха в помещении. Теплее у пола или под потолком?
Дети проводят эксперимент.
Учитель: Теперь вы можете объяснить, почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами?
Учитель: Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?
Учитель: Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?
3. Рефлексия
Учитель: Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете?
Дети: Узнали свойства воздуха: бесцветный или прозрачный, без запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемость, упругость, легче воды, проводит тепло плохо.
Учитель: Дома вы заполните табличку, которую вам дала я.
Учитель: Спасибо. Воздушные шарики в подарок. На каждом вы поставьте себе за работу на уроке оценку. За то, как вы слушали, как заполнили таблицу, всё ли поняли, за то, как старались.