Классный час "Чудесное превращение мусора". 1–4-й классы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: мусор, бытовые отходы


Актуализация

Природа - это огромная часть нашей жизни. Мы живём и существуем благодаря экологии. За то, что природа дала нам возможность жить, давать жизнь другим, помогать людям, мы должны быть ей благодарны, и помогать природе, охранять и беречь её. Несомненно, экологические проблемы - важнейшие проблемы на Земле.

Мы осознаём, что транспортировка мусора из села Непецино и находящихся рядом населённых пунктов на полигон КПО «Юг» не решает проблему экологии, а только маскирует и создаёт видимость её решения. Поэтому необходимо развивать систему ценностей сбора раздельного мусора для вторичной переработки сырья. Развивать у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира. Воспитывать чувство ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

«Почти все знают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания». (К.Д.Ушинский)

В ходе работы ученики узнают новые, интересные факты, до сих пор им неизвестные. Практическое значение имеет данная работа и для школы, так как собранный материал можно использовать в учебной и внеклассной работе по окружающему миру, во внеурочной деятельности, кружковой работе и для подготовки презентаций.

Цель: научиться находить применение разнообразным бытовым отходам после их первичного использования.

Задачи: формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности; собрать коллекцию упаковок, появившихся в доме каждой семьи в течение недели; способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды бытовыми упаковками, дав им вторую жизнь в виде различных поделок.

Планируемые результаты

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • понимают и формулируют проблему как самостоятельно, так и с помощью учителя,
  • формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
  • планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
  • самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,
  • вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Коммуникативные УУД:

  • работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
  • осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь;
  • высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
  • слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

Познавательные УУД:

  • анализируют и оценивают информацию;
  • находят нужную информацию: выделяют главное, сравнивают фрагменты;
  • знакомятся с разными видами профессий;
  • строят логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
  • учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Личностные:

  • осознание значимости в коммуникативной компетентности в общении между детьми старшего и младшего возраста;
  • формирование ответственного отношения к учению; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • понимание потребности в самообразовании и самовоспитании.

Форма проведения

Классный час - это одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися, которая предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания для микроколлективов. При самостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много творчества, выдумки, фантазии. Между группами возникает дух соревнования: кто интересней представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог лишь иногда направляет ведущих.

Педагогические технологии.

  • Технология организации и проведения группового воспитательного дела.
  • Технология педагогики сотрудничества.
  • Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания.
  • Коммуникативные технологии.
  • Исследовательские.

Методы:

  • метод формирования сознания;
  • метод организации деятельности и поведения;
  • метод стимулирования поведения;
  • метод контроля, самоконтроля.

Приёмы:

  • конкурс;
  • «Обмен ролями»;
  • «Ролевая маска»;
  • «Непрерывная эстафета мнений»;
  • «Инструктирование»;
  • «Распределение ролей».

Этапы подготовки и проведения мероприятия.

  • I - этап выбора темы классного часа и формулировки цели;
  • II - этап планирования;
  • III - этап организации;
  • IV - этап проведения мероприятия;
  • V - этап подведения итогов.

Ресурсы необходимые для подготовки и проведения классного часа.

  • Кадровые: учителя начальных классов, воспитатели групп продлённого дня, педагоги дополнительного образования, заместители по воспитательной работе, организаторы.
  • Методические: ресурсы интернета.
  • Материально-технические: цветная бумага, различные бытовые отходы, пакеты для сбора мусора, костюмы из бытовых отходов, проектор, компьютер, экран, колонки.
  • Информационные: энциклопедии, ресурсы Интернета.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классного руководителя.

Данную методическую разработку может использовать не только учитель начальных классов, но и педагоги дополнительного образования, и во внеурочной деятельности. В подготовке классного часа активно участвовали родители учеников. Вместе с ребятами они изготовляли костюмы.

Ученики выполняли поделки из бросового материала, изучали свойства мусора, учились сортировать мусор, провели акцию «Мусора больше нет!», организовали выставку рисунков.

Итогом данной работы стал коллективный проект и участие детей в муниципальном конкурсе, где они стали победителями.

Разработка классного часа «Чудесное превращение мусора».

Оборудование: поезд и вагончики, вырезанные из цветной бумаги; объекты природы (названия станций) приготовленные учениками; мусор и пакеты для него; костюмы, поделки из бросового материала.

Ход классного часа

I. Вступление. Что такое экология?

Учитель. (Стихотворение сопровождается презентацией)

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят, в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда.
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
С.Смирнов

Дорогие друзья, сейчас мы отправимся в путешествие на поезде по стране Экология. А кто из вас знает, что такое экология?

Ученик 1. Экология - наука о том, в каких местах обитают и как живут растения и животные. Она изучает взаимные отношения растений, животных и человека. Также экология изучает, как сохранить жизнь растениям, животным на нашей планете. Экология даёт возможности улучшить состояние окружающего мира.

1. Станция « Проектная»

Игра-проектирование (под звуки музыки дети, из бумажных заготовок, делают картину, называют её, прикрепляют к доске).

Учитель: Какая получилась у нас интересная картина. Теперь нам очень интересно и весело будет путешествовать по стране Экология.

Исполняется стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете»

Все - все
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись нам без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы, всё-таки, очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

2. Станция «Природная»

Ученик 2. Самой важной и одной из главных проблем человечества несколько десятилетий стала экологическая культура или поведение человека в мире природы. Чтобы выжить на планете Земля, человечество должно научиться бережно относиться к окружающему миру.

В мире происходит много природных катастроф, потому что меняется климат нашей планеты. Человеческое общество активно развивается, каждый человек хочет жить лучше, но забывает при этом, что он производит огромное количество бытовых отходов, а это очень пагубно влияет на экологию и климат Земли.

Вот взгляните (показывает на отходы, которые находятся в мешках).

Бытовые отходы - это то, что человек оставляет в результате своей деятельности - хозяйственной и бытовой. Всё это скапливается и хранится, нарушая окружающую среду.

Земля (раздаются тяжёлые вздохи и охи в записи):

- Ах, мне очень плохо и тяжело. Невозможно дышать полной грудью.

Мне хочется плакать и грустить.

Входит Мусорный король: - Какая красотища, сколько бытовых отходов! Я просто в восторге. Обёртки от конфет на улицах, пустые бутылки во дворах и на берегах рек. И я уже воображаю, как эта планета превратится в большую свалку мусора. А править на Земле буду я - Мусорный король!

Ученик 3. - Вот это, да! Я и не обращал внимания, что вокруг столько отходов и мусора. Я очень переживаю, ведь нашей планете нужна помощь, чтобы её не захватил Мусорный король.

Мусорный король. - Я вижу здесь много девчонок и мальчишек. Ведь вы не любите убирать мусор и с удовольствием поможете мне стать вашим королём. Вы согласны?

Дети (хором): - Нет, не согласны.

Ученик 4.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В.Берестов

Ученик 5. - Мусорный король, мы не хотим жить на такой грязной планете.

Планета Земля (облегчённо вздыхает): - Большое спасибо вам ребята, вы мне поможете победить Мусорного короля?

Ученик 6. - Здоровье планеты зависит не только от взрослых людей, но и от нас. Чтобы сделать нашу планету цветущей и красивой, мы сможем сделать многое и рассказать об этом не только детям, но и взрослым.

Ученик 7. В далёком прошлом человек производил только легко перерабатываемый мусор. Первобытный человек брал от природы ресурсы, использовал их и просто выбрасывал. Такое отношение не приносило природе вреда. Современный человек производит огромное количество вредных для природы материалов, с которыми наша планета не может справиться.

Ученик 8. Для переработки некоторых веществ в природе необходимо тысячи лет.

Ученик 9. Нам нужно учиться брать от природы только самое необходимое и помогать нашей планете перерабатывать мусор. Многие вещи, которые мы с вами выбрасываем, имеют право на вторую жизнь и могут послужить человеку. Так давайте же учиться использовать вторсырьё с пользой.

Ученик 8. Что для этого надо сделать?

Ученик 10. Собирать макулатуру.

Так из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - специальную крошку, которая незаменима в составе покрытия для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики.

Ученик 8. (Показывает на пакет с мусором, высыпает содержимое на стол)

Что можно из него сделать? Это же куча разного хлама.

Ученик 11. Я тоже хочу помочь тебе разобрать этот хлам (помогает, по кучкам раскладывает на столе). Если научиться правильно сортировать и перерабатывать мусор, то можно найти много полезных материалов таких как бумага, стекло, пластик, упаковки от продуктов, пищевые отходы, ненужные вещи. А ещё попадается и алюминий, и цветные металлы, и много разного полезного…

На все это есть всегда спрос. Смотрят клип: «Поделки из мусора».

Ученик 11 комментирует фрагменты.

- Интересно, а что можно сделать ещё, чтобы мусора стало меньше?

Ученик 2.

1. Если ты выбрасываешь бумажные и целлофановые пакеты, не бери лишних или научись использовать многоразовые.

Ученик 3.

2. Писать надо с двух сторон листа бумаги.

Ученик 4.

3. Лучше покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно сдать на переработку.

Ученик 5.

4. Не покупай товары с большим количеством упаковок и оберток.

Ученик 6.

5. Старайся купить столько, сколько тебе понадобится.

Ученик 7.

6. Не выбрасывай одежду, которую ты уже не носишь, отдай тому, кому она нужна.

Ученик 9.

7. Старые игрушки, книги: они могут понадобиться кому-то.

Игра «Да-нет!»

(Ведущий произносит ложное или истинное утверждение, ученики должны ответить да или нет.)

Ученик 10.

- Бросать мусор можно где попало, можно оставлять его в лесу, и на речке.

- Правильно рассортированные отходы могут являться источников сырья.

- Вывозить мусор лучше всего в большие кучи за город.

Ученик 11.

- Ненужные вещи лучше сразу выбросить.

- В каждом городе должен быть завод по переработке отходов.

3. Станция «Цифровая»

А вы знаете, что некоторые отходы разлагаются достаточно долго.

  • Бумажный пакет - 1 месяц.
  • Изделия из натуральных тканей - 2-3 года.
  • Синтетическая ткань, кожаная обувь - до 40 лет.
  • Доски деревянные - до 10 лет.
  • Железные банки - до 10 лет.
  • Пластиковый стакан - до 50 лет.
  • Обломки кирпича, бетона - до 100 лет.
  • Полиэтиленовая плёнка - 200 лет.
  • Стекло - более 1000 лет.

4. Станция «Сортировочная»

Практическая работа в группах «Вторичное использование и переработка отходов»

В каждом мусорном пакете должен быть предмет из каждой категории, например: коробка из-под мюсли или любая другая картонная упаковка, пластиковая коробка из-под мороженного или любая другая пластиковая упаковка, пластиковый пакет, пластиковая бутылка, газета или журнал, морковка или любой другой овощ, упаковка из-под чипсов, пищевая алюминиевая упаковка (например, упаковка из-под полуфабрикатов или готовой еды).

Учащиеся группы должны внимательно изучить предложенный мусор и заполнить рабочий лист, отмечая, какие конкретно предметы можно переработать/использовать вторично (и как) и какие должны отправиться прямо на свалку. Затем группа обсуждает результат сообща.

5. Станция «Фантазия»

Ведущий 13.

Мы взяли спинки от стула,
Бутылки из-под сока
И получилась красота -
Сорока-белобока.
А был когда-то мусор,
Хлам не нужный в обиходе.
Теперь стоит в саду у нас
Красивый конь Мефодий.

Люди выбрасывают ненужные вещи, если они плохие, сломанные или грязные. Иногда они их сжигают. А можно ли дать не нужным вещам вторую жизнь?

6. Станция «Музыкальная»

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
А.Усачёв

Финальная песня на мотив «Птица счастья»

На планете нашей голубой
Есть то место, где живём с тобой,
Родина моя - Российские края
Будем мы всегда беречь тебя:
Здесь растут и ёлка и сосна,
И берёзка белая моя,
Дуб, осина, клён
Все деревья в нем
Край непецинский -
Я в тебя влюблён!!!

Припев:

Не-е-е-епецино - наш дом
Где мусора нет и чисто кругом
Чтоб всем здесь дышалось легко
Будет чистым всегда село.

Учитель: Дома, вместе с родителями, вы сделали из мусора различные поделки и принесли их в класс на выставку. Пора и нам полюбоваться вашим творчеством.

Вручение грамот и дипломов за активную работу.

Приложение