Современный тандем: семья и школа

Разделы: Работа с родителями


«Семья и школа - это берег и море.
На берегу, ребёнок делает первые шаги,
а потом перед ним раскрывается
невообразимое море знаний.
И курс в этом море прокладывает школа.
Но это не значит, что он должен оторваться
от берега и забыть всё, чему его учили дома…»
Л.Кассиль

Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. «Семья - это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами» [1] Именно в семье ребенок впервые познает любовь, семья дает ему опору, поддержку, тепло, первые навыки общения. Семья учит преодолевать трудности, развивает характер. И чем благополучнее семья, тем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи, и малышу в том числе. Ведь не секрет, что чем больше развивают родители ребенка, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует сообща, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

«Без знания ребенка - его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания». [2] Нужно помнить и другую педагогическую истину: «Чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях». [3] А воспитание детей - сложное и ответственное дело. Перед учителем неизбежно встает множество вопросов: как воспитать в каждом ребенке чувство доброты, толерантности, сплоченности? Как создать условия для творческого развития, самореализации, личностного роста каждого ученика? Воспитательный процесс требует от педагога мудрости, терпения, большой любви к детям и к своему делу.

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основа таких взаимоотношений - это умение сотрудничать с семьёй, опираясь на её помощь и поддержку. И в этом тандеме ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен стать советчиком, другом каждой семьи и всегда помнить о ранимости родительских чувств.

Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Это и родительские собрания, и индивидуальные беседы, и консультации, и «круглые столы», и дни открытых дверей. Однако учитель должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Ведь недаром говорят, что самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями.

От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьёй и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация.

Повторюсь, невозможно образование, а совместно с ним и воспитание без тандема родители-школа. Чтобы лучше учиться, ребёнок должен чувствовать себя спокойно и уверенно, а значит, требования семьи и школы должны едиными. Семья и школа не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка, что позволит взрастить гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом.

Литература

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь / 1985 С. 168.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев / 1976 С. 9.
  3. Ушинский К.Д. Воспитать ребенка как? Электронный ресурс: http://www.litres.