Методический материал для проведения урока обществознания в 8-м классе по теме "Роль государства в экономике"

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели: обучающийся умеет:

  • характеризовать роль государства в регулировании экономики,
  • самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке по заданным критериям.

Содержание: государственный бюджет, налоги. Описание форм вмешательства государства в экономику.

Технология: технология деятельностного метода «Школа 2000…» (технологический уровень) Л.Г.Петерсон.

Оборудование: Учебник под ред. Л.Н.Боголюбова. Обществознание. 8 класс, 2015 г. Рабочая тетрадь к учебнику.

Демонстрационный материал

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

На экране пословица: «Ученье - свет, а неученье - тьма»

- Ребята, прочитайте пословицу и объясните, как вы ее понимаете?

- Можно ли назвать эту пословицу девизом к такому школьному предмету как обществознание?

- Аргументируйте свою точку зрения (обществознание дает нам информацию об обществе, общественных процессах, сферах общественной жизни, если не учить этот предмет, то в современной жизни будет также трудно ориентироваться, как и во тьме).

- Значит ли это, что новые знания важны для вас?

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Повторим изученный материал в виде «Экономического диктанта».

Слова для справок: хозяйство, предприятие, товар, факторы производства, акция, акционерное общество.

«Экономика - это…, используемое людьми для обеспечения жизни.

Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является…

Продукт труда, произведенный для продажи -..

Труд, земля, капитал, предпринимательство, информация- это…

…- это ценная бумага, свидетельствующая о вложении капитала в право на получение части его прибыли».

Проверьте себя по образцу (Д№1) и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «-». Оцените себя.

- К какой сфере общественной жизни относятся те термины, определения которых мы сейчас повторяли? (экономической)

- Какие еще сферы вы знаете, в чем их особенность (Политическая, социальная, духовная. Все сферы взаимодействуют)

- А государство как институт политической сферы может взаимодействовать с экономической сферой?

- Давайте выясним роль государства в традиционной и командной системах экономики? (Д №2)

- Вспомним отличительные черты рыночной экономики (Д№3):

1. Производитель сам решает, что, как, сколько производить.

2. Потребитель сам решает, что и сколько приобретать.

- Действительно, в рыночной экономике роль регулятора производства, распределения, обмена и потребления играет сам рынок. Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества?

- Сейчас мы выполним ПРОБНОЕ ЗАДАНИЕ: установите соответствие между примерами (1 столбик) и функциями государства (2 столбик) в рыночной экономике. Определите, какие из перечисленных средств использует государство для решения каждой из перечисленных проблем: бюджет (государственный, региональный, местный), налоговое законодательство, трудовое законодательство, Гражданский кодекс.

1. Предоставление общественных благ на равных началах всем гражданам.

2. Правовое регулирование экономики. Защита прав собственности.

3. Стимулирование предпринимательской активности.

4. Социальное обеспечение населения за счет средств бюджета.

А) правительство финансирует программу развития общего образования

Б) парламент принял поправки к налоговому кодексу

В) государство выделило средства на строительство железной дороги

Г) парламент внес изменения в Трудовой кодекс

Д) правительство выделило средства на строительство новой дороги

Образец: А-1 (государственный бюджет), Б-2 (налоговое законодательство), В-1 (государственный бюджет), Г-2 (трудовое законодательство)

- Давайте сравним ответы. (Ответы у обучающихся разные).

3. Выявление причины затруднения и постановка цели

- Почему не удалось выполнить пробное задание, какой информацией вы не владеете? (Затрудняются в определении задач государства в рыночной экономике и средств для их реализации).

- Как может быть сформулирована тема урока? ( «Роль государства в экономике») Запишем тему урока в тетрадь.

- Обсудите в парах и предложите учебные задачи, которые необходимо нам решить на уроке.

В результате обсуждения предложен следующий план урока (на доске).

1. Какие задачи должно решать государство в условиях рыночной экономики?

2. Какие средства использует государство для воздействия на экономику?

4. Проблемное объяснение нового знания

- Для решения первой учебной задачи вы будете работать в парах с текстом учебника с.195-197, вам необходимо выделить основные экономические задачи, решаемые большинством современных государств мира.

Ученики выделяют следующие задачи государства:

«Воздействие государства на рыночную экономику» (схема на доске)

Задачи

Средства

производство общественных благ,

социальное обеспечение населения

правовое регулирование,

защита прав собственности,

стимулирование предпринимательской активности.

- Какое понятие необходимо уточнить? («общественные блага»). Давайте найдем определение понятия «общественные блага» в словаре учебника, запишем его в тетрадь («Товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах»).

- Приведите примеры производства общественных благ(бесплатное образование, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, общественный транспорт, оборона страны).

- В документе «О стратегии развития России до 2020 года» выделены основные направления социально-экономической политики государства, как вы думаете, на что направлены следующие меры:

«…требуется упростить налоговую систему, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. Необходимо продолжить работу по формированию независимой и высокоэффективной судебной власти как безусловного гаранта защиты прав предпринимательства» (Меры направлены на поддержку предпринимателей, развитие экономики).

- Для решения второй учебной задачи мы образуем две группы. Первая группа будет работать с понятием «налогообложение» стр. 195-197 учебника.

Выступающий от группы оформляет учебный материал в виде схемы на доске: «Виды налогов» Затем все обучающиеся уточняют схему, сравнивая с материалом слайда (Д№4), записывают в тетрадь определение понятия «налог» из словаря учебника («Обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества»)

- Чем отличаются прямые налоги от косвенных ?(Прямые налоги налагаются непосредственно на потребителей, взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров и услуг.)

- Вторая группа будет работать с понятием «государственный бюджет» стр. 197-200 учебника.

Выступающий от группы оформляет учебный материал в виде схемы на доске: «Государственный бюджет» Затем все обучающиеся уточняют схему, сравнивая с материалом слайда (Д№5), записывают в тетрадь определение понятия «государственный бюджет» («Финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определенный период»).

- Государственный бюджет утверждается парламентом, а правительство отвечает за его исполнение. Поясните, пожалуйста, понятия «дефицит» и «профицит» бюджета. Какие меры принимает государство в случае дефицита бюджета? (сокращает расходы, изыскивает источники дополнительных доходов).

-Ребята, давайте рассмотрим таблицу «Статьи доходов Федерального бюджета Российской Федерации» (Д№6) и выскажемся на тему: «Почему важно платить налоги?» (Налоги - это главный источник пополнения государственного бюджета страны, эти средства идут на финансирование бесплатного образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.)

- Итак, давайте перечислим, какие средства использует государство для воздействия на рыночную экономику (записывают во второй части схемы).

«Воздействие государства на рыночную экономику»

Задачи

Средства

производство общественных благ

кредитно-денежная политика

правовое регулирование экономики, защита прав собственности

налоговая и таможенная политика

социальное обеспечение населения

размеры и направления средст государственного бюджета

стимулирование предпринимательской активности

гражданское и трудовое законодательство

- Что мы должны сейчас сделать, чтобы правильно выполнить пробное и аналогичные задания (составить алгоритм на основе схемы).

- Предложите заголовок алгоритма. Какие этапы должны быть выделены? (Необходимо определить, к какой задаче государства относится данная экономическая проблема, затем определить средства воздействия государства, которые будут наиболее эффективны для решения данной проблемы).

АЛГОРИТМ

«Формы воздействия государства на рыночную экономику»

1.Определите, к какой задаче государства относится данная проблема?

1.1 Правовое регулирование экономики. Защита прав собственности.

Предоставление общественных благ на равных началах всем гражданам.

1.2 Социальное обеспечение населения за счет средств бюджета.

1.3 Стимулирование предпринимательской активности.

2.Какие средства воздействия государства будут наиболее эффективны для решения данной проблемы?

К п.1.2: Гражданский кодекс, бюджет (государственный, региональный, местный)

К п.1.3: Гражданское и трудовое законодательство, бюджет (государственный, региональный, местный)

К п.1.4: Гражданский кодекс, налоговое и таможенное законодательство, кредитно-денежная политика.

К п.1.1: бюджет (государственный, региональный, местный)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Какие действия мы сейчас должны выполнить? (Выполнить задания, используя алгоритм).

- Используя алгоритм, установите соответствие между примерами (1 столбик) и функциями государства (2 столбик) в рыночной экономике.

Определите, какие средства будут наиболее эффективны для решения перечисленных проблем. Выполните задание самостоятельно, затем обменяйтесь работами, проверьте выполнение задания друг у друга, сверив с образцом.

А) правительство финансирует программу развития общего образования

Б) парламент внес изменения в Гражданский кодекс

В) парламент утвердил систему налоговых льгот для предпринимателей

Г) парламент внес поправки в Трудовой кодекс

Д) правительство выделило средства на строительство новой дороги

Е) правительство изменило порядок налогообложения предприятий

строительство новой дороги

Бюджет (государственный, региональный, местный).

Налоговое, трудовое законодательство, кредитно-денежная политика, Гражданский кодекс,

запрет или разрешение в ведении отдельных видов деятельности.

1. Предоставление общественных благ на равных началах всем гражданам.

2. Правовое регулирование экономики. Защита прав собственности.

3. Стимулирование предпринимательской активности.

4. Социальное обеспечение населения за счет средств бюджета.

Образец:

А-1 (Государственный бюджет),
Б- 2 (Гражданский кодекс),
В- 3 (Налоговое законодательство),
Г-2 (Трудовое законодательство),
Д- 1 (Государственный бюджет),
Е-3 (налоговое законодательство)

- Какие затруднения возникли при выполнении задания?

- Используя алгоритм, определите, к каким задачам государства относятся следующие примеры. Выполните задание самостоятельно, затем обменяйтесь работами, проверьте выполнение задания друг у друга, сверив с образцом, обсудите расхождения.

1. Государство обеспечивает охрану правопорядка.

2. Государство создает открытые экономические зоны.

3. Парламент принимает закон о предпринимательской деятельности.

4. Государство компенсирует потери разорившимся предпринимателям.

5. Государство обеспечивает для граждан бесплатное образование.

6. Государство обеспечивает правовую защиту конкуренции, борется с монополизацией экономики.

7. Государство финансирует систему здравоохранения.

Образец: 1,3,3,3,1,2,1.

- Какие затруднения возникли при выполнении задания?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас, используя алгоритм, вы самостоятельно выполните задание, затем проверьте себя по образцу и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «-». Оцените себя.

Задание: установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбике, подберите соответствующий элемент из второго столбика.

Примеры деятельности государства

Задачи государства в рыночной экономике

1.Обеспечение охраны правопорядка.

2.Организация работы общественного транспорта.

3.Выплата пособий многодетным семьям.

4.Государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров.

5.Бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных средств.

6.Принятие закона о предпринимательстве.

7.Правительство ужесточило требования к очистным сооружениям предприятий.

А) производство общественных благ,

Б) социальное обеспечение населения за счет средств бюджета,

В) правовое регулирование экономики.

Образец: 1-А,2-А,3-Б,4-А,5-Б,6-В,7-А.

7. Включения в систему знаний и повторение

- Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на важных направлениях экономического и социального развития, бюджет является главным инструментом государственного регулирования экономики.

Приведите примеры статей дохода и статей расхода государственного бюджета.

Заполните таблицу, проверьте себя по образцу и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «-». Оцените себя.

Государственный бюджет.

Образец:

Статьи дохода: налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, административные платежи и сборы, штрафы, доходы от продажи государственного имущества, ,доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства .

Статьи расхода: на оборону, на науку и культуру, на управление, выплаты по долгам, на развитие отраслей народного хозяйства, на просвещение, здравоохранение, социальные программы.

- Чтобы повторить изученный материал по теме «Экономика», предлагаю выполнить тестовое задание. Сначала необходимо выполнить задания по новой теме, а затем остальные. Проверьте себя по образцу и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «-». Оцените себя.

1.Государство регулирует рыночную экономику:
А) устанавливая цену на товары
Б) изменяя систему налогов
В) определяя объемы производства
Г) распределяя между предприятиями сырье и материалы

2.Услуги, которые берет на себя государство в условиях рыночной экономики:
А) обязательная медицинская помощь
Б) страхование имущества граждан
В) освещение улиц
Г) оплата коммунальных услуг

3.Обязательный платеж в пользу государства:
А) ипотека
Б) налог
В) страховой взнос
Г) дань

4.Налог, налагаемый непосредственно на потребителей:
А) таможенная пошлина
Б) налог на имущество
В) акциз на табачные изделия

5 Налог на продажу товаров и услуг:
А) акциз
б) на имущество
в) подоходный
г)земельный

6.Государственный бюджет-это:
А) сводный план сбора доходов государства
Б) план, сводящий воедино доходы и расходы государства
В) рост цен и снижение покупательной способности денег

7.Превышение расходов государства над его доходами:
А) профицит бюджета
Б) экономическая система
В) дефицит бюджета
Г) бюджетный план

8.Из государственного бюджета финансирует(ют)ся:
А) независимые СМИ
Б) судебная система
В) проекты индивидуального строительства.

9.Форма предпринимательской деятельности:
А) индивидуальное предприятие
Б) товарищество
В) акционерное общество
Г) все перечисленные выше

10.Доход от продажи товаров за вычетом издержек производства:
А) капитал
Б) прибыль
В) цена
Г) субсидия

11.Капитал как фактор производства:
А) здание завода
Б) сотрудники
В) станки
Г) информация

Образец: 1- Б, 2- А,В; 3- Б,4- Б,5- А,6- Б, 7- В, 8-Б, 9- Г,10-Б,11-А,В.

- Выполнение каких заданий вызвало затруднения?

8. Рефлексия учебной деятельности

- Назовите тему урока («Роль государства в экономике»)

- Какие учебные задачи мы ставили? (Отвечали на вопросы:

1. Какие задачи должно решать государство в условиях рыночной экономики?

2. Какие средства использует государство для воздействия на экономику?)

Удалось ли раскрыть их содержание?

- Какие выводы мы должны сделать, изучив данную тему?

(В условиях рыночной экономики государство выполняет значимые функции по регулированию экономической жизни общества.

Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет, перераспределение доходов направлено на обеспечение стабильного развития страны).

2. Работа с листом самооценки обучающихся:

- Выскажите мнение о своей работе на уроке, продолжив фразу:

  • на уроке я узнал (а)..
  • я научился (лась)…
  • мне удалось.., понравилось..,
  • осталось непонятным, хотелось уточнить...(задачи на следующий урок)

3. Домашнее задание

  • 1 вариант: п. 23, вопросы, №4, №8 в рабочей тетради
  • 2 вариант: п .23, вопросы, №9, №2 в рабочей тетради, синквейн: «Налоги» или «Государственный бюджет».