Развитие певческих способностей у воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст - период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в воспитании всесторонней и гармонично развитой личности.

Пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь, особое чувство радости вызывает приобщение к коллективному пению. «Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом, они активно выражают свои переживания, чувства и глубже воспринимают музыку» [1;3].

«Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня - одно из средств воспитания ребенка» [2;48].

Тем не менее, перед музыкальными руководителями в ДОУ возникает ряд проблем:

  • Какие выбрать приемы и методы в обучении воспитанников пению?
  • Как добиться чистоты интонации при исполнении вокального произведения?
  • Как добиться естественного, светлого звука без крика и напряжения, т.е. правильного звукообразования?

По мнению Н.А.Ветлугиной «пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения» [3;77].

Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальными руководителями в музыкальном воспитании в целом, педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:

  1. Формировать у воспитанников певческие умения и навыки;
  2. Развить музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения;
  3. Научить воспитанников выразительному, искреннему исполнению вокально-хоровых произведений;
  4. Развивать певческий голос, формируя детское естественное звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон;
  5. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному исполнению знакомых песен в играх, хороводах и т.д.

Чтобы успешно решить поставленные задачи, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Подбор песенного репертуара, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. «Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей» [5;3].

«Для развития чистоты интонации, прежде всего, необходимо подбирать песенный репертуар удобный по диапазону, тесситуре и дыханию для данной группы детей» [1;6]. (Например, певческий диапазон детей 6-7 лет расположен в пределах ре первой октавы - до второй октавы).

Н.А.Метлов говорит о том, что «доступный репертуар не надо смешивать с легким: последний не вызывает у детей никаких усилий для его усвоения и не содействует их музыкальному развитию. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявления старания и прилежания. Такой репертуар способствует музыкальному развитию детей. Непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает у детей интерес к музыке» [4;27].

Песенный репертуар для каждой возрастной группы подбирается, руководствуясь определенными критериями:

  1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения;
  2. Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста - наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова;
  3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура, диапазон;
  4. Инструментальное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия;
  5. Музыкальная форма: куплетная форма, одночастная и двухчастная форма.

2. Соблюдение певческой установки. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. «Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев (в таком положении у них лучше работает главная дыхательная мышца - диафрагма)» [4;20]. Воспитанники 3-4 лет могут сидеть прямо, опираясь на спинки стульев, ноги ставят на пол, руки кладут на колени, голову держат прямо, без напряжения, не вытягивая шеи.

Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше исполнять стоя, так как при этом диафрагма, даже у трехлетних детей, работает лучше и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя дети должны держать голову прямо, а руки опущенными вдоль туловища.

3. Индивидуальный подход в обучении детей пению. Обучение на музыкальных занятиях проводится со всей группой детей, но при этом музыкальный руководитель осуществляет индивидуальный подход к воспитанникам. Тем не менее, оказывая индивидуальную помощь каждому ребенку, следует развивать ту способность, которая у него менее развита. «Нервная система у детей бывает разная. Одни дети слишком возбуждены, со слабо развитым торможением. Другие слишком заторможенные, безучастные. Есть застенчивые, робкие дети, которые любят играть, но неохотно занимаются. К одним детям приходится быть более снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти индивидуальный подход» [1;8].

4. Работа над звукообразованием. Дети должны петь естественным, высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Для правильного звукообразования имеет большое значение:

  • Правильная работа органов голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает мягкое небо с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесению гласных у, о, согласных к, г, х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта. Сочетание гласных о, а с согласными буквами б, п, в, ф или переднеязычными д, т, л, з приближает звук к губам.
  • Учет диапазона воспитанников. Диапазон голоса у детей дошкольного возраста неустойчив.

У воспитанников 3-4 лет доступный певческий диапазон ми - си, 4-5 лет диапазон увеличил до ре - си. Дети 5-6 лет могут петь уже в более широком диапазоне ре - до2. «Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни в удобной тесситуре, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа - си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное» [6;3]. У детей 6-7 лет расширяется диапазон. «Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре - си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей до - ре2» [7;4].

«Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. Через одно - два занятия диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются» [4;21].

5. Работа над дикцией. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных звуков. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

По мнению Н.А.Метлова в процессе обучения детей пению возможно использование следующих приемов:

  • Выразительное чтение текста песни взрослыми в процессе разучивания песни. Этот прием применяется во всех группах.
  • При разучивании песни, начиная с младших групп, можно пользоваться приемом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.
  • Во всех группах применяется прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Этим приемом можно пользоваться как в процессе разучивания, так и в процессе повторения разученных ранее песен.

Выразительное произношение текста песни способствуют выразительности пения.

6. Работа над дыханием. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. По утверждению Н.А.Метлова «дыхание укрепляется в процессе пения» [4;23]. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы воспитанники брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. «Достаточно музыкальному руководителю показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание, где взять дыхание, и ребенок легко справится с этим» [4;23]. Чтобы помочь детям научиться правильно, дышать во время вокально-хоровой работы, надо выбирать в репертуар на первых порах песни с короткими музыкальными фразами.

7. Работа над чистотой интонации. Часто дети не умеют правильно извлечь слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. На чистоту интонации влияют такие качества у детей, как:

  • Развитие музыкального слуха,
  • Больной голосовой аппарат,
  • Застенчивость и отсутствие устойчивого внимания;
  • Недостатки в артикуляционном аппарате,
  • Музыкальное окружение воспитанника.

По мнению Н.А.Метлова «для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы» [4;24].

Чистота интонации может достигаться с помощью следующих приемов:

  • Слушание песен в хорошем исполнении взрослых и детей,
  • Систематическое повторение ранее выученных песен,
  • Желательное исполнение не только со всей группой, но и с небольшой группой (по трое - пятеро) и индивидуально.
  • Детям, поющим нечисто, желательно уделять особое внимание, такие воспитанники должны сидеть ближе к хорошо поющим воспитанникам.
  • Поощрение достижений в пении таких детей, в работе с ними необходимо проявлять большую выдержку и терпение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Пение на музыкальных занятиях в ДОУ способствует развитию музыкального слуха, музыкальной памяти и чувства ритма у воспитанников. Используя выше названные методы и приемы работы с дошкольниками можно добиться:

  • правильного пения с сопровожде6нием и без него;
  • правильного и четкого произнесения звуков в тексте;
  • выразительного пения, передающего темповые и динамические особенности песни;
  • исполнения в соответствии с характером и жанром музыкального произведения;
  • сольного исполнения знакомых песен, расширяя диапазон детского голоса, с учетом индивидуального музыкального развития.

Список использованной литературы.

  1. Метлов Н.А. Песни для детского сада: 3-е изд., М.: Советский композитор, 1979.
  2. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2000. - 203 с.
  3. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, С.Н.Комиссарова Методика музыкального воспитания в детском саду: 3-е изд., М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.
  4. Метлов Н.А. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. С.И.Чешева, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 1985. -144 с., нот.
  5. Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. - М.: Просвещение, 1986. - 144с., нот.
  6. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.: ил.
  7. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Г.М.Орлова, С.И.Бекина. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.: нот.
  8. Программа дошкольного образования «От рождения до школы / Сост. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова. М.А.Васильева. Мозаика - синтез, М.: 2014 г.