Особенности готовности ребенка к обучению в школе

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: готовность к обучению, адаптации детей к школе


Важным этапом в жизни каждого человека является обучение в школе. Родители и учителя желают, чтобы каждый ребенок хорошо учился, рос физически крепким и психически здоровым. Много сил тратят взрослые на то, чтобы подготовить ребенка к школе: учат их писать, считать, читать. Но все это не самое главное.

Готовность к обучению в школе это достижение ребенком такого уровня общего развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптации к новым условиям и обязанностям. Выделяют 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоционально-волевой, социальный. Интеллектуальная зрелость - это способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать логические связи, правильно излагать свои мысли, иметь определенный запас знаний об окружающем мире. Эмоциональная зрелость проявляется в умении выполнять не всегда привлекательную работу, управлять своим поведением, т.е. формируется такое качество, как произвольность (когда «надо» перевешивает «хочу»). Социальная зрелость заключается в умении и желании общаться со сверстниками, в умении строить правильное отношение со взрослыми, соблюдать дистанцию с учителем. Нельзя путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Обученность, безусловно, может облегчить жизнь ребенка в начале, но ему будет скучно учиться. Поэтому необходимо развивать все психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, речь), обеспечивающие обучаемость будущего первоклассника. Кроме того, будущий ученик должен уметь слушать взрослого, четко выражать свои мысли, делать логические выводы, быть усидчивым, внимательным, контактным. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел содержать в порядке рабочее место.

Большое внимание необходимо уделить здоровью ребенка. Ведь с началом обучения в школе меняется режим дня ребенка, увеличивается физическая и психологическая нагрузка на организм. Родителям необходимо быть внимательными к своим детям: при хронических заболеваниях - вовремя обследовать и лечить у специалистов, принимать противорецидивное лечение. Часто болеющему ребенку часто приходится догонять пропущенные уроки, а при неудачах- может потерять веру в свои силы, интерес к познанию.

В период дошкольного возраста необходимо выявить и обязательно исправить дефекты развития речи у ребенка. Речевые нарушения затрудняют процесс овладения грамотой, тормозят формирование навыков письма и чтения. Дети с нарушениями речи стесняются отвечать у доски, начинают комплексовать. Поэтому необходимо встретиться и проконсультироваться у логопеда. При выявлении нарушений рекомендуется регулярно посещать занятия логопеда, выполнять все его указания и задания. Систематические занятия со специалистом дают положительные результаты.

Основой готовности к обучению в школе является правильно сформированная внутренняя позиция будущего школьника. У ребенка должно быть желание учиться, получать новые знания. По результатам диагностики детей подготовительной группы в детских садах выявилось, что учиться в школе хотят все дети. Однако одни идут в первый класс, потому что там будут учиться их друзья, другим нравится портфель, тетрадки, школьная форма, третьим - потому что родители убеждены: «Я начал учиться с 6 лет, все было нормально, значит и у ребенка тоже все получится». Однако, дорогие родители, не забывайте, что в системе образования с тех пор многое изменилось.

Дети не готовые к обучению очень тяжело проходят адаптацию к новым условиям в школе. Появляется нежелание ходить в школу, выполнять домашние задания, быстро утомляются на уроках, гиперактивны на переменах, могут возникнуть нервные срывы и развитие невроза. Эти дети еще не осознали важность учебы и не готовы к новому, важному шагу в жизни. Со своей стороны, учителя наблюдают, как тяжело детям, не достигшие школьной зрелости, сидеть на уроке, быть внимательным, сосредоточенным, собранным, аккуратным, активным.

Таким образом, «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств: желание учиться, крепкое здоровье, развитая произвольность внимания, любознательность и стремление к получению знаний, грамотная речь, умение излагать свои мысли, хорошо сформированная мелкая моторика рук, стремление к общению со сверстниками и сотрудничеству с взрослыми.

Надеюсь, что данная статья окажется вам полезной для решения вопроса о начале обучения в школе. Если вас чаще посещали мысли: «Да, это мой ребенок умеет и легко справляется», то можно будет вас поздравить с началом обучения в школе. Если же вы думаете, что у вашего ребенка пока еще это не получается, то лучше вам подождать еще один год. Посвятите это время коррекционно-развивающим занятиям с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом, воспитателями. Успехов вам!