Конспект урока: "Культура и религия". 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4


Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока:

  • Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
  • Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации на бумажном и электронном носителях, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа с учебником.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие.

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания (3 минуты)

- Какое имя носит наша замечательная огромная страна?

- Как ещё уважительно мы называем Россию? (Отчизна, Отечество, родина)

- Почему нашу страну мы называем Отечеством?

- Как называется многообразный мир, который нас окружает? (материальный мир)

- А какой мир существует еще, другой мир? (духовный мир)

- Что такое духовный мир? (высказывания детей)

- О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке? (о культурных традициях)

- Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи, религиозных традициях?

3. Усвоение новых знаний

Знакомство с темой урока. Просмотр видеофайла №1 (7 минут)

Вопросы перед просмотром видеофайла

1.Как вы думаете, что можно назвать голосом Родины?

2. Какие образы возникают у вас, когда вы думаете о Родине?

Нажать на изображение дважды для просмотра

Вопросы после просмотра видеофайла (5 минут)

1.В чём заключается особенность русской культуры?

Подвести обучающихся к выводу, что Родина - это всё, что нам близко, дорого. Родина - это не только окружающая нас природа, но и наша культура, наша религия. Русская культура неразрывно связана с православной культурой.

- Каждый понедельник мы начинаем с торжественного исполнения Государственного гимна Российской Федерации. Вспомним текст гимна, какие строки содержат упоминание о святости и вере в Бога? («Священная наша держава», «хранимая Богом родная земля»)

- Гимн страны сочетает в себе искусство, музыку, историю и патриотизм. Гимн прославляет Отечество, достижения, культуру и ценности. Он поддерживает чувство единства со своей страной.

Подвести обучающихся к выводу, что духовно-нравственные ценности и вера в Бога неразрывно связаны с культурным наследием нашей страны.

(5 минут)

- Прочитайте высказывание о культуре известного российского искусствоведа Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

- Какие святыни народа вы знаете?

- Кого можно назвать культурным человеком?

- Может ли человек, у которого нет ничего святого, который думает только о себе, быть культурным? Почему?

(7 минут)

- Обучающимся предлагается выбрать понравившуюся пословицу и попробовать объяснить её смысл.

4. Физминутка. (3 минуты)

5. Закрепление материала. (7 минут)

- Объясните понятие «культурообразующая религия» (Образующая культуру религия. В 988 году православие на Руси стало государственной религией. В 1917 году Церковь была отделена от государства, и православие перестало быть государственной религией в России. Но православие продолжает оказывать глубокое влияние на культуру, особенно литературу, искусство и отношения между людьми.)

- Почему вера называется святыней? (Вера является святыней, так как она дарована от Самого Спасителя мира.)

- Почему нужно оберегать свою веру и культур? (Православная вера является истокам нашей культуры. Она открывает глубочайший смысл русской истории, литературы, искусства и учит нас вечным ценностям)

6. Подведение итогов. Рефлексия. (5 минут)

- Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями «культура» и «религия», поговорили о их взаимосвязи.

- Скажите, что для себя полезного, интересного вы вынесли из этого урока?

- Что вам понравилось больше всего?

7. Домашнее задание

Прочитать статью учебника стр. 6-7 (1 минута)