Цель: систематизировать знания о стихийных природных явлениях, правилах поведения во время стихийных природных явлений.
Задачи:
-
Образовательные:
- систематизировать знания о стихийных природных явлениях;
- рассмотреть особенности некоторых стихийных природных явлений, причины их вызывающие, географию распространения по территории Земли.
- Развивающие: развивать навыки работы с дополнительной литературой; развивать образное мышление.
-
Воспитательные:
- формировать навык групповой работы в классе;
- доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать собеседника, умение обосновывать свою позицию, навыки взаимодействия и сотрудничества, чувство ответственности.
Планируемые результаты:
-
Предметные:
- называют особенности стихийных природных явлений, причины их вызывающие;
- рассказывают о правилах безопасного поведения во время некоторых природных явлений.
-
Метапредметные:
- Познавательные: работают с информацией, понимают научный текст, отвечают на вопросы и строят свой текст на основе готового плана.
- Коммуникативные: взаимодействуют в малой группе для работы с текстом, построении своего текста и презентации его классу; строят высказывания при ответе на вопрос, задают вопросы.
- Регулятивные: определяют тему и цель урока с помощью учителя; проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию во время урока и в конце урока.
Ход урока
1. Водно-мотивационный этап
Сегодня, ребята, мы завершаем путешествие по географическим оболочкам Земли. Для этого нам необходимо взять с собой знания, веселую улыбку и крепкое рукопожатие ближайшего соседа.
Окружающая нас природа - источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы.
Проблемный вопрос: Природные силы создают красивые пейзажи. Могут ли они причинять людям вред или даже вызвать их гибель?
Часто природный процесс превращается в опасное, угрожающее всему живому явление. Как бы вы их назвали?
- Почему они опасны?
- Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?
- Что такое стихия?
Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека. (словарь Ожегова)
Стихийные природные явления - это явления, которые по интенсивности, периодам возникновения, длительности, и площади распространения могут наносить или наносят убытки хозяйству и населению.
Учебная задача. Итак, сегодня на уроке мы познакомимся со стихийными природными явлениями. Рассмотрим особенности некоторых природных стихийных явлений, причины их вызывающие, а так же правилами поведения во время стихийных явлений.
2. Операционно-содержательный этап
- Какие стихийные природные явления вам известны? Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал. Можно ли их разделить на группы?
Задание № 1. «Распределите эти явления по географическим оболочкам» - работаете парами.
Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал.
Литосфера |
Атмосфера |
Гидросфера |
Извержение вулкана |
Ураган |
Наводнение |
Землетрясение |
Смерч |
Цунами |
Лавина |
Засуха |
|
Обвал |
Снегопад |
|
Оползень |
Заморозки |
|
Сель |
Ливни |
Учитель. Сделайте, пожалуйста вывод: «Где формируются природные явления?»
Вывод: Итак, любое природное явление формируется в определенной географической оболочке.
Теперь давайте разберем более подробно некоторые природные стихийные явления, рассмотрев причины возникновения, место распространения и последствия.
Для этого объединимся в группы. Для более полного изучения природного явления вам предлагается дополнительный материал, в виде небольшой информации по некоторым стихийным природным явлениям.
Задание № 2 - групповая практическая работа.
Дайте характеристику стихийному природному явлению по плану:
- Причины возникновения природного явления
- Покажите на карте районы распространения
- Последствия
- Правила безопасного поведения людей во время стихийного природного явления
- 1 группа. Землетрясение и вулканы
- 2 группа. Смерчи и ураганы
- 3 группа. Наводнения
№ |
Название |
Причина |
Распространение |
Последствия |
1 |
Землетрясение и вулканы |
Районы землетрясений и вулканов часто совпадают. Они происходят на границах литосферных плит, там, где земная кора неустойчива. Причины: толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в земной коре. |
Основные районы вулканической активности - Южная Америка, Центральная Америка, Японские острова, Курильские острова, Полуостров Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова |
Разрушения, гибель людей, трещины, оползни |
2 |
Смерч и ураган |
Ураган (в тропиках Тихого океана - тайфун) - ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость свыше 120 км/ч (12 баллов по шкале Бофорта).
|
Наблюдаются во всех районах земли. В России: Хабаровский край, Чукотка, Камчатка, Курильские острова, европейская часть России - центр и юг, реже - север |
Разрушение зданий, поднимают предметы в воздух, вырывают деревья с корнем |
3 |
Наводнение |
Выпадение осадков в ходе дождей, таяния снега и льда, тайфуны |
Наблюдаются во всех районах земли, где есть крупные реки, моря и океаны. При этом из стран лидирует Китай, на втором месте США. В России: Санкт-Петербург, бассейн реки Амура, Енисея, Лены. |
Материальный ущерб, урон здоровью и гибель людей |
Проверка работы группы. Каждая группа демонстрирует выполнение практической работы.
После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно - мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.
- Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед - лавовые потоки, пепел и газы. (Извержение вулкана)
- Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение. (Лавина)
- Это явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое похолодание, понижение температуры ниже нуля градусов приводит практически к полной гибели урожая. (Заморозки)
- Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30-35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.(Цунами)
- Тяжелые чёрные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак… Ветер крепчал с каждой секундой… Через несколько минут небеса разверзлись и обрушили на землю небывалые потоки воды" (Ураган).
Итак, делаем вывод, что каждое стихийное природное явление имеет свои причины возникновения, место распространения и последствия для растений, животных, человека.
3. Рефлексивно-оценочный этап
По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.
- Грязекаменный поток в русле горной реки - (сель)
- Атмосферный вихрь в виде столба - (смерч)
- Океанические волны большой длины и скорости - (цунами)
- Колебания земной поверхности - (землетрясения)
- Скольжение масс горных пород по склону - (оползень)
- Затопление местности при подъеме воды - (наводнение)
- Низвержение массы снега с горного склона - (лавина)
- Ветер разрушительной силы - (ураган)
- Долгий период с малым количеством осадков - (засуха)
- Падение больших масс горных пород - (обвал)
Рефлексия. 5 открытий урока
- На уроке открыл для себя... .
- Сегодня меня удивило... .
- Возникли неожиданные мысли о... .
- Сегодня на уроке я узнал (как, что)...
- Сегодня я понял, что …… пригодится мне в дальнейшей жизни.
Д/з
- П.34,
- Приготовить интересное сообщение по любому природному стихийному явлению.