Личностно-ориентированные технологии как одна из форм мотивации развития творческих способностей обучающихся

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки


Целью личностно-ориентированного обучения является развитие познавательных способностей обучающихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка, самобытности, самоценности каждого ученика. Применение технологий личностного ориентирования повышают эффективность уроков, активизируют познавательный интерес, развивают самостоятельность и творческие способности, способствуют социализации школьников.

На современном этапе обучения личностно-ориентированные технологии включают не только способы усвоения информации, но и развивают познавательные возможности и творческий потенциал обучающихся.

Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения являются основой управления и организации учебным процессом. Возможно их эффективное использование как в системе занятий с отстающими, так и в развитии творческих способностей одаренных обучающихся. Благодаря творческому подходу к изучению любой темы, такие технологии позволяют вовлечь каждого ученика в творческую работу, развивают нестандартное активное мышление. У обучающихся формируются устойчивый интерес и положительное отношение к изучаемому предмету.

Добиться эффективных результатов обучения возможно, если мотивировать процесс обучения, предоставляя ученику возможность работать на том уровне, который для него доступен.

В своей педагогической практике используем следующие методы и приемы:

  • создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, факты, использовать приобретенные знания и опыт;
  • создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять неясное, глубже осмысливать знания.

При изучении исторических событий предоставляю учащимся выбор из нескольких точек зрения. Примеры: оценка деятельности Ивана Грозного, изучение событий Отечественной войны 1812 г., результаты Бородинского сражения, определение причин победы России в Отечественной войне 1812 года.

Возможна организация урока, когда обучающиеся совместно ищут ответы. При изучении истории древнего мира в 5 классе определяем влияние природных условий на занятия жителей древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая. В старших классах при изучении событий 20 века определяем, почему зарождение фашизма происходит в Италии и Германии, как итоги и результаты Первой мировой войны повлияли на общественное сознание европейцев.

Проблемное обучение позволяет активизировать познавательную деятельность, проявлять творческую активность.

Так как главными принципами личностно-ориентированного обучения являются индивидуализация и дифференциация одним из способов дифференциации обучения на уроке английского языка является создание подвижных разноуровневых групп. Группы могут быть составлены из учащихся с одинаковым уровнем знаний или с разным(сильный ученик работает в паре со слабым),здесь основным плюсом становится «обучение друг друга», слабый обучающийся получает знания от сильного,а сильный закрепляет свои знания путем многократного повторения и исправления ошибок. Для организации речевого взаимодействия обучающиеся ведут короткие беседы, переходя от одного собеседника к другому. Они могут получить карточки с вопросами или заданиями, затем они меняются карточками и обсуждают данные вопросы с другими обучающимися группы. Учебный материал нужно организовывать таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.

Развитие способностей эффективно, если давать ученику картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него возможен, доступен.

Таким образом, урок можно считать эффективным если идет диалоговое построение образовательного процесса. Применение этого подхода позволяет создать благоприятную образовательную среду, способствующую развитию личности и создает предпосылки для большей результативности обучения.