Образовательная инициатива «Образование, открытое в будущее» выдвигает новые требования к развитию профессионального педагогического образования. Профессиональная позиция педагога должна быть направлена на построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
В рамках комплексного плана развития экосистемы образования Мирнинского района был проведен SWOT-анализ и поставлена одна из главных задач - изменение подходов методической работы с целью привлечения кадров, создания условий для профессионального обучения педагогов, развития цифровых компетенций учителя. Разработана Концепция учительского роста, реализуется проект наставничества.
В 2021 году Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» включено в Федеральный национальный проект «Цифровая образовательная среда». Школа активно включилась в работу, сложился опыт корпоративного обучения через районные открытые предметные кафедры.
Вместе с тем определенную сложность и коррективы внесла санитарно-эпидемиологическая ситуация. Необходимость перехода на обучение с применением дистанционных технологий обнажила непонимание и неготовность педагогов к использованию цифровых ресурсов в образовательном процессе, продемонстрировала экспертному сообществу совершенно новый вид неравенства в образовании. Сложился технологический цифровой разрыв между теми, кто имеет доступ к цифровым устройствам и теми, кто такого доступа не имеет; кто умеет провести урок в дистанционном формате, используя образовательные сервисы, а кто не умеет или ограничивается подачей материала посредством мессенджера WhatsApp. Таким образом, только часть педагогов оказалась способна использовать цифровые технологии для выполнения продуктивной, творческой работы.
Именно тогда родилась идея создания сетевого методического онлайн-центра по обмену опытом использования цифровых технологий и инструментов на основе сотрудничества с другими ОУ, в т.ч. из других регионов. Это позволило бы обеспечить трансформацию педагогической практики для организации учебного-воспитательного процесса в новых образовательных условиях, т.к. необходимым условием стал высокий уровень цифровой грамотности педагогов.
Проект «Педагогический апгрейд» (англ. Upgrade, улучшение, обновление) прошел экспертную оценку в рамках республиканского конкурса на Грант Главы Республики. Он направлен на обновление и формирование новых компетенций педагогов, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи.
Были определены партнёры по реализации проекта. Главным куратором выступило Мирнинское районное управление образованием.
В ходе реализации проекта творческая группа педагогов, которая прошла обучение в области цифровизации образования, объединилась в коллаборации. Была проведена групповая динамика «Среда возможностей», в ходе которой составлены образовательные маршруты и «дорожная карта».
Формы взаимодействия педагогов и цифровые платформы были использованы разные: от практического семинара до сетевого моста и Фестиваля методических разработок. За основу взяты два направления:
1. Технологии, используемые для повышения качества образования, помогающие провести мониторинг образовательных результатов, оценить уровень функциональной грамотности.
В ходе семинаров были представлены различные интерактивные инструменты для планирования образовательной деятельности, соединившие в себе современные информационные технологии и необходимые качества выпускника 21 века, такие как «ПАДагогическое колесо», «Геолокационные игры», «Google формы» и др.
Наряду с цифровым обновлением методической работы были установлены партнерские отношения с некоторыми ВУЗами, готовыми к взаимодействию. Так, заключен договор о сотрудничестве с Фондом развития физтехшколы (проект «Наука в регионы») по профильному обучению. Подписано соглашение с ФГБОУ ВО «Петербургским государственным университетом путей сообщения» по организации профориентационной работы. В феврале 2023 года заключили договор с издательством «Кэскил» как площадкой для создания образовательного контента.
2. Технологии, используемые в направлении информационно-методического сопровождения воспитательной работы.
В марте 2022 г. был проведен Региональный методический семинар для заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей при участии представителей системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа, где была представлена цифровая среда как новое пространство воспитательного процесса в школе, использование интерактивных платформ в работе социально-психологической службы и взаимодействия с родителями, приёмы и методы организации онлайн- мероприятий на примере летнего дистанционного лагеря.
Но наряду с цифровым образованием не теряет своей актуальности и «живое» общение педагогического сообщества и родительской общественности, а значит, и разнообразные формы взаимодействия: от родительских конференций до участия в «Родительских клубах» и «Открытом чемпионате по чтению».
Не раз был обобщен опыт преподавания Основ духовно-нравственной культуры народов России на Республиканском уровне в рамках педчтений. Школа стала методической площадкой по обмену опытом в практике реализации духовно-нравственного направления в рамках районного Фестиваля «Духовная весна», по итогам которого сформирован банк лучших педагогических идей и методических находок в области преподавания данного предмета.
Каждое образовательное событие сопровождалось методическим инструментарием, участники делились формами работы с родителями и учащимися, примерами моделирования занятий, показывали авторские разработки. Лучшие практики педагогов отмечены сертификатами об обобщении опыта.
В результате деятельности методического Центра сформировано образовательное пространство для удовлетворения образовательных запросов участников образовательного процесса, расширения возможностей непрерывного обучения, построенного на принципах горизонтального образования, развития профессионального бренда учителя в Год педагога и наставника.