Повышение качества успеваемости обучающихся посредством технологии дифференцированного обучения.
Сегодня каждый учитель использует дифференцированный подход в своей работе. Ведь именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим людям, вырабатывает ответственность к принятию решений.
Необходимо не только «научить учиться», как гласит современная дидактика, но и «научить желать учиться», т.е. создавать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности.
Большинство школьных классов разноуровневые, т.к. детей не отбирают по способностям.
Часто учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития детей. Это ведёт к тому, что «сильные» ученики не только сдерживаются в развитии, но и теряют интерес, «слабые» же обречены на хроническое отставание.
Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Одним из путей развития познавательной активности учащихся на уроках считаю использование технологии дифференцированного обучения.
Моя работа основана на создании условий для включения обучающихся в разные виды деятельности, в ходе которой идёт формирование познавательной активности обучающихся на основе дифференцированного подхода.
Для того чтобы дифференцировать работу нужно:
- знать индивидуальные особенности учащихся;
- уметь анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;
- включать в план урока дифференцированной работы на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;
- поставить ближайшие педагогические задачи в работе с каждым учеником;
- соблюдать педагогический такт.
В своей работе при дифференцации по уровням усвоения и закрепления я использую следующие методы:
- игровой
- исследовательский
- метод создания проблемно-поисковой ситуации;
Использую групповую, индивидуальную работу, работу в парах; систему «подсказок» учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности; комбинированные уроки с применением ИКТ.
Использую также дифференцированные задания для развития психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления.
Применяю дифференцированную самостоятельную работу (по интересам, по уровню сложности, по объёму). Формы опроса направляю на поиск достоинств, знаний, умений обучающихся.
Главная задача в ходе опроса - поддержать, помочь, научить. На уроке применяю солидарный опрос: если ученик у доски не может дать ответ, он обращается к классу (помощь друга или соседа по парте).
Принцип дифференциации обучения наиболее полно раскрывает индивидуальность ученика и соответствует целям и задачам современного образовательного процесса.
В практике работы я использую самостоятельное выполнение учениками заданий разного уровня сложности, но одинаковых по объёму. Обучающиеся должны последовательно продвигаться по уровням: обязательная часть - базовый уровень, дополнительные сведения - средний и высокий уровни. К тем обучающимся, которые не усвоили базисный уровень, не предъявляются требования повышенного уровня. Кроме того, на уроке создаю положительный настрой на учебную деятельность.
Для этого я использую стимулирующие действия:
- творческие задания;
- поощрение использования различных способов решения, а не одного;
- оценивание не только ответа, но и самого процесса выполнения заданий (логичность рассуждения, план действий);
- разъяснение критериев для выставления оценки (правильность, самостоятельность);
- подробное объяснение домашнего задания, уделение внимания последовательности выполнения.
Активно использую приёмы взаимооценки и самооценки, что не только активирует внимание ребят, но и актуализирует изученный материал.
Хороший результат приносит использование приёма «Помощь друга (соседа)», когда учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют задания с эталоном, внося исправления цветными карандашами. Таким образом, развивается орфографическая зоркость.
Педагогическим кредо для дифференциации учебной работы можно считать слова Шалвы Александровича Амонашвили (педагога и психолога) «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора».
Именно ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации!