Земля, планета голубая -
Это наш общий с вами дом.
Должны его оберегать мы,
Поддерживать порядок в нём.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный (24.04.-30.04.).
Участники проекта: дети подготовительной группы «Колокольчики».
Проблема: у детей низкий уровень знаний о природе, они бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития экологической культуры. родители не готовы на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание, имея недостаточный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развитии экологического сознания.
Актуальность проблемы: природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания. Экологическое воспитание дошкольников наравне с нравственным воспитанием, т.к. в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Цель: углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
- Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
- Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
- Воспитывать бережное отношение к миру природы.
- Доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде.
Ожидаемые результаты:
- Сформировать у детей гуманные чувства: осознание ценности любого проявления жизни, и в результате стремление защитить и сберечь природу, а также привить основу культуры рационального природопользования.
- Сформировать чувство сопереживания, чтобы дети стали добрее, поняли необходимость сохранять и приумножать богатство не только Земли, но и Родного края.
- Дать детям самостоятельно проявить инициативу: в рассматривании иллюстраций, участие в беседах, проявить творчество в работе.
- Участие в совместной деятельности родителей, празднования Дня Земли.
Продукт проектной деятельности: Оформление раздевалки; выставка детских работ «День Земли»; совместная работа с детьми «Земля».
Содержание проекта
Подготовительный этап
- Подбор методической литературы для реализации проекта (энциклопедии, конспекты НОД и бесед, иллюстрации)
- Составление картотеки подвижных игр, дидактических игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.
- Подбор дидактического материала, загадок и стихов о земле.
Основной этап
- Проведение мероприятий по экологии.
- Дидактические игры:
"Путешествие по планете Земля"
Цель: обогащение, улучшение, закрепление, обобщение знаний детей о живой и неживой природе нашей планеты для воспитания человеческой сознательности.
Задачи:
- расширять и утонять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, растениях луга, сада, леса; конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений; продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды; расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.); дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде; расширять знания детей о животных, знакомить с особенностями их жизни; учить обобщать и систематизировать представления о временах года, явлениях природы; учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; закреплять умение правильно вести себя в природе; углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов и того, что из них производят;
- развивать интерес к живой и неживой природе нашей планеты;
- воспитывать уважение к труду сельских жителей, любовь к природе, желание ее защищать и оберегать, осознание того, что человек - часть природы.
"От чего грустит и радуется планета"
Цель: Создание условий для формирования представлений о правилах поведения в природе, об источниках возникновения мусора, о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека, заложить основу экологической культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с планетой Земля.
- Познакомить дошкольников с правилами поведения в природе.
- Развивать логическое мышление, речь, память, творческое воображение.
- Воспитывать доброту, интерес, любовь к природе.
- Закрепить знания ребенка о том, что Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые;
Беседа «Весенний город», «Природа просыпается»
Экологические игры с ребенком
- Игра «Кто знает, пусть продолжает». Насекомые - это… Птицы - это… Дикие животные - это… Рыбы - это…
- Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться. Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
- Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.
- Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт в земле - руки опускает вниз.
- Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- дождь, снег, облако, роса;
- роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
- корова, волк, овца, кролик;
- воробей, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- ель, берёза, яблоня, осина;
Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки и загадки о земле, А.Блок «На лугу», С.Городецкий. «Весенняя песенка», В.Жуковский. «Жаворонок», Ф.Тютчев. «Весенние воды», М.Зощенко «Великие путешественники, К.Коровин «Белка», В.Бианки «Мастера без топора», В.Степанов «Птицы в стихах».
Пословицы и поговорки о земле
- Земля ласку любит.
- Земелька черная, а белый хлеб родит.
- Земля не уродит - никто не наградит.
- В хороший год хорош и приплод.
- Земля заботу любит.
- Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Загадки о земле
Она частенько умывается.
Четыре раза в году переодевается. (ЗЕМЛЯ)Не человек, а пьет.
Не повар, а всех кормит. (ЗЕМЛЯ)Чем больше в нее вкладываешь, тем больше она отдает. (ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА)
Разучивание стихотворений по теме
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там - зелёный луг,
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря -
Всё называется ЗЕМЛЯ!Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Такая планета нужна нам с вами!
Художественное творчество: аппликация "Планета Земля". (Приложение 1)
Работа с родителями: Беседа с родителями «22 апреля - международный День Земли» (Приложение 2)
Заключительный
- Совместная работа с детьми «Земля» (Приложение 3)
Результаты проекта
На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации и окружающему миру.
Используемая литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», пособие для педагогов дошкольных учреждений, М., «Мозаика-синтез», 2011г.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», М., «Мозаика-синтез», 2012г.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», пособие для воспитателей, М., «Айрис-пресс», 2011г.
- Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7 лет», М.: «Просвещение» 2011г.
- Доронова Т.Н., «Радуга. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет», М., «Просвещение», 2013г.
- Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Климанова Л.Ф., Соловьёва Е.В., Тимощук Л.Е., Якобсон С.Г. «На пороге школы», М., «Просвещение», 2002г.
- Журнал «Методист ДОУ» №11(2013г.), исследовательский проект «Как растут бутылки».
- Журнал «Педагогика в ДОУ» № 2 (2009 г.)
- Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ»№ 9, 10, (2013г.) статья «Партнёрство педагогов в рамках проектной деятельности», познавательный проект «Знакомимся с Красной книгой».
- Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», М., «АРКТИ», 2010г.