Актуальность. Проведение родительских собраний необходимое условие в воспитательной работе училища, сотрудничестве родителей с воспитателями учебных курсов и с педагогами.
Родительское собрание - это среда, где встречаются воспитатели, педагоги и родители, где обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса на год, четверть, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и училища, оказание помощи в воспитании нахимовцев.
Данные методические рекомендации являются методическим руководством для воспитателей и классных руководителей в учебных заведениях закрытого типа на примере филиала НВМУ Севастопольское ПКУ.
Цель методразработки: оказание методической помощи воспитателям и классным руководителям при организации и проведении первого родительского собрания.
Задачи:
- Изучить алгоритм моделирования родительского собрания
- Рассмотреть структуру первого родительского собрания.
- Предложить методические рекомендации воспитателю по организации и проведению каждого этапа родительского собрания, исходя из собственного опыта работы.
Формы и методы работы:
- семинар, инструктивно-методическое занятие;
- рассказ, практическая работа.
План.
- Вступление.
- Основная часть. Этапы родительского собрания
- Рекомендации воспитателю и классному руководителю
- Заключение.
1. Вступление
С каждым новым набором детей в училище возникают новые трудности при общении с воспитанниками и с их родителями. Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Но взаимодействие педагогов с родителями всегда было и есть важным элементом в воспитании и обучении детей. Насколько тесным будет этот контакт, насколько хватит нам взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга, настолько комфортнее ребенок будет чувствовать себя в новых жизненных условиях, а, следовательно, успешнее будет его развитие и обучение.
Взаимодействие с родителями редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать микроклимат семьи, а также родительские запросы. Сегодня педагог, общаясь с родителями, может рассчитывать только на ту информацию, которую ему готовы доверить родители, поскольку вмешательство в чужую жизнь, а тем более использование частной информации во вред семье и ребенку в условиях демократии совершенно недопустимы. Родительское собрание проводится в начале учебного года, в конце каждой четверти и итоговое собрание за год. Итого 5-6 раз в учебном году.
Существуют такие формы взаимодействия классного руководителя с родителями:
- родительские собрания
- индивидуальные беседы по телефону и при встречах
- совместная деятельность
Наиболее важной формой является - родительские собрания! Огромное значение в работе с родителями воспитанников филиала НВМУ Севастопольское ПКУ имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями воспитанников ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
2. Основная часть. Этапы проведения родительского собрания
Первое знакомство с родителями происходит, как правило, на первом родительском собрании. При первой встречи с родителями педагог должен дать понять свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что видит в них партнеров, единомышленников.
- Для родителя важно, чтобы воспитатель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок воспитателю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, - важнейший фактор в формировании контакта.
- Родитель хочет получить от воспитателя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации.
Здесь важна именно помощь от вас. Многие родители молодые, это первый их опыт в воспитании ребенка. На последующих родительских собраниях рассказывая об успехах и проблемах детей, старайтесь рассказать об особенностях и трудностях возраста, в котором сейчас находятся их дети. На что стоит обратить внимание, о чем следует побеседовать с ребенком дома во время увольнения. Как начать разговор, общаясь по телефону.
Первое родительское собрание уместно проводить в середине сентября, когда дети и родители немного окунулись в атмосферу специфики учебного заведения. Такой подход позволяет дать время на осмысление новых жизненных условий, как для детей, так и для родителей. Поступая в училище, дети попадают совершенно другую среду, и период адаптации у каждого проходит по-разному. Как детям, так и родителям в этот период нужна помощь.
Здесь на родительском собрании встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе - педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей и воспитателей отведена первая строка проведению родительских собраний. Это обстоятельство налагает большую ответственность, как на классного руководителя, так и на воспитателя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Цель первого родительского собрания: знакомство классного руководителя и воспитателя с родительским составом класса.
Задачи родительского собрания: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями, классным руководителем, и воспитателем; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в филиале НВМУ Севастопольское ПКУ.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами беседы и диалога.
Участники: классный руководитель или воспитатель, родители воспитанников.
В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы:
Этап I. Организация родительского собрания
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, подготовить фотографии и видеоматериалы, освещающие первые дни адаптации нахимовцев в училище, раздаточный материал.
В век информационных технологий быстрый и удобный способ распространения информации - это с помощью мессенджер приложений создать групповой чат, например, на «Вайбер» или «Ватсап». С помощью такой созданной вами группы вы сможете знакомить родителей с важной информацией и рассылать различные оповещения.
Н-р:
Уважаемые родители воспитанников 5-Б класса
Оповещаю Вас о том, что в субботу, 01.09.22, в 11.00 в кабинете № 355 состоится родительское собрание.
|
Приглашение является очень удобной формой, но личный звонок каждому родителю, удостоверит вас в том, что явка будет максимальной.
Завершает организационную часть этапа подготовка кабинета для проведения родительского собрания.
Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания
Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога-воспитателя. Родительское собрание должно включать в себя 4 обязательных компонентов:
1. Знакомство родителей с системой обучения в специальном учебном заведении закрытого типа.
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с:
1 |
1 Курс, взвод 1-12 |
В группе 20 человек - мальчики 10-11 лет |
2 |
Устав образовательного учреждения |
(Приложение 1) |
3 |
Регламент образовательного учреждения |
(Приложение 2) |
4 |
Правила внутреннего распорядка |
(Приложение 3) |
5 |
Учебный процесс |
- время учебных занятий
|
6 |
Дисциплинарный журнал |
Заведен журнал поведения, в котором преподаватели выставляют оценку по поведению класса на уроке, если кто-то плохо себя вел, может быть записан в журнал и оценка снижается (оценка по поведению влияет на рейтинг для ухода в увольнение) |
7 |
Воспитательный процесс |
- знакомство с планов воспитательной работы на курсе;
|
10 |
Внешний вид и трудовое воспитание |
Каждый день нахимовец обязан следить за своим внешнем видом, быть опрятным. Каждое утро наводить порядок в своей комнате, заправлять постель, и следить за порядком в гардеробной комнате закрепленном за ним месте. |
11 |
Посещение воспитанников |
Посещение воспитанников осуществляется только в выходной день в строго отведённое время в комнате посещений на КПП училища |
12 |
Родительский комитет |
Выбор председателя и членов родительского комитета |
13 |
Стипендия |
В течении всего обучения в училище каждый воспитанник получает стипендию в размере 1000.00 рублей. |
14 |
Успеваемость |
За итогами успеваемости своего ребенка можно проследить через LMS школу. Здесь же можно задать вопрос педагогу, обсудить пути решения возникших проблем с успеваемостью. |
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе
Классный руководитель (воспитатель) делится наблюдениями о поведении воспитанников в значимых для них ситуациях (на уроках, в расположении спального корпуса, в личное время, на мероприятиях, в столовой и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид воспитанника, и другие вопросы.
Родители должны понимать миссию училища как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний.
3. Анализ учебных достижений учащихся взвода
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности (Адаптация к новому учебному заведению, отношение к учебе, выполнение самоподготовки). В самом начале стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
4. Личные беседы с родителями
На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители воспитанников, имеющих проблемы в обучении, поведении или адаптации. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».
Этап III. Осмысление итогов родительского собрания
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей.
Все это впоследствии станет предметом размышлений для воспитателя (классного руководителя). Предметом анализа должны также стать:
- явка родителей, причины отсутствия;
- персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
- вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до начальника курса и коллег-воспитателей.
Советы классному руководителю по проведению собрания
- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов;
- Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
- Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием воспитанников.
- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
- Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться и жить в новых жизненных условиях;
- В личной беседе оценивайте успехи нахимовцев относительно их потенциальных возможностей;
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит
- Сравнивать успехи отдельных учащихся;
- Давать негативную оценку всего класса;
- Переоценивать значение отдельных предметов;
- Избирать для общения назидательный тон.
Заключение
Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Каждое собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него. Родительское собрание не должно быть длительным по продолжительности. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность. И самое главное ваше родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Литература
- Людмила Петрановская «Тайная опора» - привязанности к жизни ребенка. Издательство АСТ Москва, 2018. - 288с.
- Дереклеева Н.И. «Родительские собрания 5-11 классы», М., «ВАКО», 2004.
- Дюкина О.В. «Родительские собрания», М., «ВАКО», 2008.
- Воскобойников В.М. «Как определить и развить способности ребенка» СПб, 1996.
- Коляда М.Г. «Шпаргалка для родителей», Донецк, 1998.
Интернет-ресурсы
- https://nsportal.ru/detskiy-sad - как подготовить и провести родительское собрание.
- https://urok.1sept.ru/article/567752/ - все для родителей.