Цель: стимулирование познавательного, деятельно-практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании, способствующего накоплению детьми логико-математического опыта.
Задачи:
- овладевать умениями преобразовывать плоские конструкции самостоятельно, используя разные приемы;
- называть геометрические фигуры на основе счета количества углов, вершин и сторон, с целью познания новой формы, активно пользоваться обобщениями: «треугольник», «пятиугольник», «многоугольник»;
- классифицировать фигуры по форме, размеру и цвету;
- развивать интерес к самостоятельному изображению рисунков на бумаге в клетку, прослеживать изменения направления движения на листе, отсчитывая клетки (вверх, вниз, влево, вправо), ориентироваться на чистом листе бумаги.
- совершенствовать знания о последовательности чисел натурального ряда в пределах 10, сравнивая числа и определяя их как меньше (больше) на 1, 2,3,. Пользоваться словами «до» и «после». Пользоваться знаками «>», «<», «=».
- закреплять умение выделять в задаче: условие, вопрос, решение, ответ; составлять задачи самостоятельно.
- воспитывать позитивные изменения в познавательной сфере личности ребенка, в результате освоения математических представлений связанных сними логических операций.
Материалы: 2 письма от Королевы Математики, наборы блоков Денеша, счетные палочки, карточки с цифрами, знаками, листы бумаги в клетку, листы цветной бумаги, карандаш.
Ход занятия
Сегодня к нам пришли гости. Давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.
Стук в дверь: «Вам письмо с планеты Математики». Воспитатель рассматривает конверт.
В. - Давайте прочтем что написано в письме:
«Здравствуйте, дорогие ребята. Мне нужна ваша помощь. На моей математической планете был ураган. Он разрушил геометрических жителей планеты, испортил на планете дороги, из-за него образовался завал на дороге. Ураган сломал геометрические фигуры, перепутал математические знаки и натворил еще много плохого. Помогите все исправить!»
Ваш друг Королева Математика».
В. - Ребята, поможем навести порядок на планете математики? Вы умеете быстро считать, решать задачи, думать, внимательно слушать. Поэтому вы сможете помочь планете Математики. Готовы? (Да).
В. - Молодцы! Присаживайтесь за столы. Возьмите листок бумаги, где нарисованы точки и цифры. Соединив цифры по порядку, прямыми линиями, мы узнаем на чем отправимся в путь. Приступайте.
- Итак, что у вас получилось? (ракета). Проверьте, у соседа тоже ракета? Молодцы!
(Пригласить детей на ковер)
В. - А сейчас садитесь как вам удобно и приготовьтесь к запуску ракеты. Считаем до 10 в прямом направлении, потом в обратном направлении от 10.
0..1..2..3..4..5..6..7….8..9..1
10..9..8..7..6..5..4..3..2..1..0
В. - Мы полетели! А чтобы не было скучно в полете. Загадаю вам загадки.
- Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно …(не пять, а четыре).
- Ты на птичку посмотри: ног у птицы ровно … (не три, а две).
- Говорил учитель Ире, что два больше, чем…(не четыре, а один).
- На уроках будешь спать - за ответ получишь …(не пять, а два).
В. - Мы и не заметили, как прилетели. Присаживайтесь за столы.
Первое задание
В. - Из письма, мы узнали, что ураган разрушил геометрических жителей планеты. Давайте их соберем. Вот их портрет. (Обращает внимание детей на экран, работа детей по схеме, с блоками Денеша), детали выкладываем на плоскость стола.
В. - Молодцы! Проверьте друг у друга, правильно ли получилось?
- Из каких геометрических фигур вы собрали жителей?
- Сколько всего треугольников вам понадобилось?
- Сколько всего квадратов?
- Сколько всего кругов?
- Сколько всего прямоугольников?
- Каких они цветов?
В. - Молодцы! Сложите блоки в коробку.
Второе задание
В. - А сейчас нам надо помочь построить на планете дорогу. Возьмите листочки в клетку, карандаш и начнем «строительство».
«Графический диктант». Результат проверяем на экране
В. - Молодцы! Построили дорогу.
В. - А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
И на место тихо встать.
В. -. Молодцы! Присаживайтесь за столы.
Третье задание
В. - Далее, нам надо восстановить разрушенные геометрические фигуры. Для этого возьмите наш «строительный материал» - счетные палочки.
- Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
- Постройте фигуру, у которой 4 угла, все стороны равны (квадрат).
- Постройте фигуру, у которой 4 угла, 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
- Как вы думаете, чем похожи эти фигуры? (4 угла, 4 стороны). А чем они различаются? (У квадрата все стороны равны).
- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
Четвертое задание
В. - А дальше мы идти не можем. Путь нам преградил каменный завал. Нужно разобрать камни, расчистить путь. Чтобы мы быстрее справились, разделимся на две команды, по вашему желанию. В командах должно быть равное количество участников.
(Для каждой команды дается отдельная карточка с заданием:
- 1 команде - нужно убрать большие камни, только красного и синего цвета, многоугольники.
- 2 команде - маленькие камни, любого цвета кроме красного и синего, и фигуры не многоугольники. После выполнения задания - взаимоконтроль.)
Пятое задание
«Живая цепочка». (Детям раздаются карточки от 1 до 10, они должны встать по порядку).
В. - А сейчас я вас проверю. (Первый, второй, третий…)
- Назови соседей своего числа. На сколько твое число больше числа соседа справа, меньше числа слева? Найди знак на столе, который нам говорит об этом (спросить 2-3ребенка).
В. - Молодцы! Присаживайтесь на места.
В. - А теперь нам надо помочь составить и решить задачи.
Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?
(условие, вопрос, ответ).
Схемы задач на экране. Дети составляют задачи на сложение и вычитание, выбирая действие самостоятельно. Решения выкладывают с помощью цифровых карточек на столе.
Спросить у 2-3 детей придуманные ими задачи.
В. - Молодцы! Хорошо справились с заданием. Все были внимательны и хорошо меня слышали. Это было ваше последнее задание. Нам пора возвращаться домой. А чтобы полететь назад, нам надо найти кнопки запуска ракеты в обратный путь. Положите перед собой цветной лист бумаги. Это пульт, где надо найти кнопки. Слушайте задания и выполняйте:
- В левом верхнем углу нарисуйте квадрат;
- В правом нижнем углу нарисуйте прямоугольник;
- в левом нижнем углу нарисуйте овал;
В правом верхнем углу нарисуйте треугольник;
- посередине нарисуйте круг - это главная кнопка.
В. - Молодцы! Проверьте другу друга. Все справились с заданием, нашли кнопку запуска. Занимайте места в ракете, начинаем отсчет.
10..9..8..7..6..5..4..3..2..1..0. Полетели!
В. - А чтобы не было в полете скучно, проведем небольшую викторину:
- Какое сейчас время года?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько дней в недели?
- Какой сегодня день недели?
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера день недели?
- Назови весенние месяцы?
В. - Ну, вот, мы и «приземлились».
Воспитатель берет микрофон, становится «корреспондентом».
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я корреспондент газеты «Детский мир». Я очень рада вашему возвращению на землю.
- Расскажите, где вы были? (Помогали Королеве Математики восстановить ее планету после урагана)
- Как вы помогали? (Мы думали, решали задачи, считали, рассуждали)
- Вы решали задачи? На какие действия? (Мы решали задачи на сложение и вычитание)
- Вам понравилось? (Да). Спасибо за интервью, до новых встреч!
Стук в дверь: «Вам письмо!
Воспитатель рассматривает конверт.
В. - Ребята, это письмо с планеты Математики!
«Дорогие друзья! Спасибо за помощь. Благодаря вашим знаниям, вы смогли помочь моей планете.
Ваша Королева Математика.»
В. - А теперь оцените свою работу в нашем путешествии. Если у вас было хорошее настроение, вам было интересно, и у вас все получалось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствовали себя не уютно, у вас что то не получалось тогда «тучку».
- Молодцы!