Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Математики»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: стимулирование познавательного, деятельно-практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании, способствующего накоплению детьми логико-математического опыта.

Задачи:

  • овладевать умениями преобразовывать плоские конструкции самостоятельно, используя разные приемы;
  • называть геометрические фигуры на основе счета количества углов, вершин и сторон, с целью познания новой формы, активно пользоваться обобщениями: «треугольник», «пятиугольник», «многоугольник»;
  • классифицировать фигуры по форме, размеру и цвету;
  • развивать интерес к самостоятельному изображению рисунков на бумаге в клетку, прослеживать изменения направления движения на листе, отсчитывая клетки (вверх, вниз, влево, вправо), ориентироваться на чистом листе бумаги.
  • совершенствовать знания о последовательности чисел натурального ряда в пределах 10, сравнивая числа и определяя их как меньше (больше) на 1, 2,3,. Пользоваться словами «до» и «после». Пользоваться знаками «>», «<», «=».
  • закреплять умение выделять в задаче: условие, вопрос, решение, ответ; составлять задачи самостоятельно.
  • воспитывать позитивные изменения в познавательной сфере личности ребенка, в результате освоения математических представлений связанных сними логических операций.

Материалы: 2 письма от Королевы Математики, наборы блоков Денеша, счетные палочки, карточки с цифрами, знаками, листы бумаги в клетку, листы цветной бумаги, карандаш.

Ход занятия

Сегодня к нам пришли гости. Давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.

Стук в дверь: «Вам письмо с планеты Математики». Воспитатель рассматривает конверт.

В. - Давайте прочтем что написано в письме:

«Здравствуйте, дорогие ребята. Мне нужна ваша помощь. На моей математической планете был ураган. Он разрушил геометрических жителей планеты, испортил на планете дороги, из-за него образовался завал на дороге. Ураган сломал геометрические фигуры, перепутал математические знаки и натворил еще много плохого. Помогите все исправить!»

Ваш друг Королева Математика».

В. - Ребята, поможем навести порядок на планете математики? Вы умеете быстро считать, решать задачи, думать, внимательно слушать. Поэтому вы сможете помочь планете Математики. Готовы? (Да).

В. - Молодцы! Присаживайтесь за столы. Возьмите листок бумаги, где нарисованы точки и цифры. Соединив цифры по порядку, прямыми линиями, мы узнаем на чем отправимся в путь. Приступайте.

- Итак, что у вас получилось? (ракета). Проверьте, у соседа тоже ракета? Молодцы!

(Пригласить детей на ковер)

В. - А сейчас садитесь как вам удобно и приготовьтесь к запуску ракеты. Считаем до 10 в прямом направлении, потом в обратном направлении от 10.

0..1..2..3..4..5..6..7….8..9..1

10..9..8..7..6..5..4..3..2..1..0

В. - Мы полетели! А чтобы не было скучно в полете. Загадаю вам загадки.

- Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно …(не пять, а четыре).

- Ты на птичку посмотри: ног у птицы ровно … (не три, а две).

- Говорил учитель Ире, что два больше, чем…(не четыре, а один).

- На уроках будешь спать - за ответ получишь …(не пять, а два).

В. - Мы и не заметили, как прилетели. Присаживайтесь за столы.

Первое задание

В. - Из письма, мы узнали, что ураган разрушил геометрических жителей планеты. Давайте их соберем. Вот их портрет. (Обращает внимание детей на экран, работа детей по схеме, с блоками Денеша), детали выкладываем на плоскость стола.

В. - Молодцы! Проверьте друг у друга, правильно ли получилось?

- Из каких геометрических фигур вы собрали жителей?

- Сколько всего треугольников вам понадобилось?

- Сколько всего квадратов?

- Сколько всего кругов?

- Сколько всего прямоугольников?

- Каких они цветов?

В. - Молодцы! Сложите блоки в коробку.

Второе задание

В. - А сейчас нам надо помочь построить на планете дорогу. Возьмите листочки в клетку, карандаш и начнем «строительство».

«Графический диктант». Результат проверяем на экране

В. - Молодцы! Построили дорогу.

В. - А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
И на место тихо встать.

В. -. Молодцы! Присаживайтесь за столы.

Третье задание

В. - Далее, нам надо восстановить разрушенные геометрические фигуры. Для этого возьмите наш «строительный материал» - счетные палочки.

- Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

- Постройте фигуру, у которой 4 угла, все стороны равны (квадрат).

- Постройте фигуру, у которой 4 угла, 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

- Как вы думаете, чем похожи эти фигуры? (4 угла, 4 стороны). А чем они различаются? (У квадрата все стороны равны).

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

Четвертое задание

В. - А дальше мы идти не можем. Путь нам преградил каменный завал. Нужно разобрать камни, расчистить путь. Чтобы мы быстрее справились, разделимся на две команды, по вашему желанию. В командах должно быть равное количество участников.

(Для каждой команды дается отдельная карточка с заданием:

  • 1 команде - нужно убрать большие камни, только красного и синего цвета, многоугольники.
  • 2 команде - маленькие камни, любого цвета кроме красного и синего, и фигуры не многоугольники. После выполнения задания - взаимоконтроль.)

Пятое задание

«Живая цепочка». (Детям раздаются карточки от 1 до 10, они должны встать по порядку).

В. - А сейчас я вас проверю. (Первый, второй, третий…)

- Назови соседей своего числа. На сколько твое число больше числа соседа справа, меньше числа слева? Найди знак на столе, который нам говорит об этом (спросить 2-3ребенка).

В. - Молодцы! Присаживайтесь на места.

В. - А теперь нам надо помочь составить и решить задачи.

Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

(условие, вопрос, ответ).

Схемы задач на экране. Дети составляют задачи на сложение и вычитание, выбирая действие самостоятельно. Решения выкладывают с помощью цифровых карточек на столе.

Спросить у 2-3 детей придуманные ими задачи.

В. - Молодцы! Хорошо справились с заданием. Все были внимательны и хорошо меня слышали. Это было ваше последнее задание. Нам пора возвращаться домой. А чтобы полететь назад, нам надо найти кнопки запуска ракеты в обратный путь. Положите перед собой цветной лист бумаги. Это пульт, где надо найти кнопки. Слушайте задания и выполняйте:

- В левом верхнем углу нарисуйте квадрат;

- В правом нижнем углу нарисуйте прямоугольник;

- в левом нижнем углу нарисуйте овал;

В правом верхнем углу нарисуйте треугольник;

- посередине нарисуйте круг - это главная кнопка.

В. - Молодцы! Проверьте другу друга. Все справились с заданием, нашли кнопку запуска. Занимайте места в ракете, начинаем отсчет.

10..9..8..7..6..5..4..3..2..1..0. Полетели!

В. - А чтобы не было в полете скучно, проведем небольшую викторину:

- Какое сейчас время года?

- Сколько месяцев в году?

- Сколько дней в недели?

- Какой сегодня день недели?

- Какой сегодня день недели?

- Какой был вчера день недели?

- Назови весенние месяцы?

В. - Ну, вот, мы и «приземлились».

Воспитатель берет микрофон, становится «корреспондентом».

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я корреспондент газеты «Детский мир». Я очень рада вашему возвращению на землю.

- Расскажите, где вы были? (Помогали Королеве Математики восстановить ее планету после урагана)

- Как вы помогали? (Мы думали, решали задачи, считали, рассуждали)

- Вы решали задачи? На какие действия? (Мы решали задачи на сложение и вычитание)

- Вам понравилось? (Да). Спасибо за интервью, до новых встреч!

Стук в дверь: «Вам письмо!

Воспитатель рассматривает конверт.

В. - Ребята, это письмо с планеты Математики!

«Дорогие друзья! Спасибо за помощь. Благодаря вашим знаниям, вы смогли помочь моей планете.

Ваша Королева Математика

В. - А теперь оцените свою работу в нашем путешествии. Если у вас было хорошее настроение, вам было интересно, и у вас все получалось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствовали себя не уютно, у вас что то не получалось тогда «тучку».

- Молодцы!