Цель: Расширять представления детей о природе и формировать экологически грамотное отношения к ней.
Задачи:
образовательные:
- Расширять знания о природе;
- Формировать навыки бережного отношения к окружающей природе;
- Формировать и развивать связную речь;
- Формировать умение работать в коллективе;
- Формировать коммуникативные навыки общения.
воспитательные:
- Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- Воспитывать у детей желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
- Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между участниками образовательного процесса;
- Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи;
- Развивать эстетический вкус;
- Воспитывать нравственные качества.
развивающие:
- Развивать представления об окружающем мире и характерах людей;
- Развивать познавательный интерес к миру природы.
- Развивать мелкую моторику, творческие способности.
коррекционные:
- Развивать внимание;
- Развивать воображение, мышление;
- Актуализировать и развивать словарный запас.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, рисунки с изображением героев-эколят, цветные карандаши, загадки, памятки.
Материал:
- Демонстративный материал: презентация о природе, картинки эколят, загадки о природе, правила поведения на природе, клятва эколят, эмблема эколят.
- Раздаточный материал: цветные карандаши, лист для рисования, заготовки смайликов без лица.
Ход занятия
Вступление
- Добрый день, дорогие ребята!
- Я очень рады видеть вас на нашем занятии.
- Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
Знакомство с эколятами
- Я ищу помощников, которые помогали бы мне заботиться о природе. Готовы ли вы помочь? Если да, то вступайте в ряды «Эколят» и активно мне помогайте.
- Ребята, а вы знаете кто такие эколята?
- Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.
- Давайте познакомимся с ними поближе. Итак, самый озорной Шалун. Любит веселые игры, и всё время стремится узнать что-то новое и неизвестное.
- У Шалуна есть младший брат Тихоня. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Тихоня очень любит цветы.
- Из всех малышей Умница самая старшая, она много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать.
- У малышей-желудей есть подруга - веселая и общительна Елочка.
- Все вместе наши герои берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. (Показать героев на картинке)
Тема занятия
- А кто знает, что такое природа?
- Природа - это то, что окружает нас и не сделано руками человека. Приведите примеры. (Ответы детей)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к неживой природе? (вода, земля, камни, небо, луна, солнце, горы, радуга и т.д.) Демонстрация картинок.
- Что относится к живой природе? (К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения, насекомые.) Демонстрация картинок.
- Почему мы называем природу живой? (Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.)
- Что дает человеку природа? А может ли человек прожить без природы? (Человек - часть природы. Человек не может жить без природы! Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду)
- А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
Просмотр в/ф о природе
Физкультминутка «Живое, неживое»
(Все встают. Учитель называет предметы живой природы - дети прыгают, танцуют, неживой - приседают.)
Загадки о природе
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока
А зовут её …(сорока)Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю
Чик-чирик, не робей,
Я бывалый …(воробей)Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой. (дятел).Кто в берлогу спать ложиться -
Волк, медведь или лисица? (медведь)Я маленькая, белая,
Пугливая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки…(овца)Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками…(еж)Висит в небе высоко, светит ярко, далеко.
Всех увидит, обогреет, темноту везде рассеет.
Прыгнет зайчиком в оконце.
Догадались? Это … (солнце)Вырос мягкий стебелек, он и ростом невысок.
Достает до ног едва, называется… (трава)Высоченный великан будто угодил в капкан.
Никуда он не идет, на одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями. (дерево)
Рукавичкой их ловлю и смотрю на них, смотрю…
Как узорчатые льдинки, с неба падают… (снежинки)Пришла весна, мы ждем грачей.
А вдоль двора потек… (ручей)С неба льет поток воды, мокнут люди и сады.
Мокнут все дома и двор, мокнет пес цепной Дозор.
Что такое? Что случилось? Небо, может, прогневилось?
Вывод делать подожди, просто третий день… (дожди)Грохочет в небе голубом раскатистый июньский… (гром)
Дождь все утро моросил.
Только стих, я поспешил на прогулку поскорей, чтоб увидеть всех друзей.
Ничего, что по дороге сразу промочил я ноги.
Во дворе с друзьями дружно вместе мерили мы… (лужи)Сами гнезда они вьют и заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кто же это? Это… (птицы)Ночь спустилась на землю, темноту привела.
Светят звёзды на небе, да мерцает … (луна)Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо-мостик подвесной. (Радуга)
- Ребята, кто из вас видел радугу?
- Давайте сейчас её нарисуем.
Дети рисую радугу.
Знакомство с правилами поведения на природе
- Чтобы помочь нашей планете, надо научиться ее любить бережно с ней обращаться. Загрязняется наша Земля. От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Наша планета в опасности, она требует помощи. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач. К сожалению, вольно или невольно мы нередко нарушаем эти правила. Человек - это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. - Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.
- Сколько на земле интересного: животные, растения, насекомые! Какая земля разная: реки, горы, леса и поля, моря и океаны. Всюду жизнь! Рыбы, животные и птицы не выращивают цветы, не строят города, не умеют считать и рисовать! Но сколько нужного и полезного они дают людям!
- Какую пользу они приносят?
- Как мы должны заботиться о них?
- Как важны растения, которые кормят и согревают нас. Вся природа радует нас и заботится о них. Мы должны любить нашу землю и беречь ее. Каждый на земле должен заниматься своим важным делом! А мы будем помогать Земле!
Игра «Если я приду в лесок»
- Я называю ситуацию, а вы говорите «да» или «нет».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
- Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
- Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Клятва юных эколят
Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете!
нужны все подряд -
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все -таки очень друг другу нужны.
- Ну, что, ребята, будем охранять и защищать природу?
- Тогда сейчас, чтобы стать полноправными членами общества юных эколят, вы должны произнести клятву.
Клятва «Эколят - молодых защитников природы»
- Любить и беречь природу (клянёмся).
- Беречь прекрасный мир растений, сажать деревья и кустарники (клянёмся).
- Заботиться о животных и птицах, подкармливать их зимой (клянёмся).
- Соблюдать чистоту и безопасность во время пребывания в лесу, парке и предупреждать об этом окружающих людей (клянёмся).
- Охранять почву, воздух, реки и озёра от загрязнения (клянёмся).
- Любить и беречь планету, помнить о том, что планета - общий дом для человека (клянёмся).
Итог
- Ребята, вы вступили в ряды юных эколят. Теперь вы являетесь защитниками природы. Я вас поздравляю и вручаю эмблемы.
- Давайте повторим: чем мы занимались и о чём говорили на занятии.
Рефлексия
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Сейчас я вам раздам смайлики, нарисуйте человечка, который отражает ваше настроение. (Дети рисуют лицо смайлику)