«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Проект «Школа - много вопросов!»
Информационная карта проекта
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе. Но у них недостаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах. Некоторые дети не знают, какие кабинеты и помещения находятся в здании школы.
Результаты беседы на тему «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.
Проблема: не полная, а порой не достоверная информация у дошкольников о школе.
Цель проекта: способствовать формированию знаний о школе.
Задачи проекта:
для детей:
- закрепить понятие «школа», расширить представление о школе;
- вызвать интерес и желание идти в школу;
- развивать речевую активность детей;
- продолжать способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
- продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.
для педагогов:
- повысить компетентность педагога по данной теме за счет реализации проектной деятельности;
- пополнить предметно пространственную развивающую среду для самостоятельной деятельности детей.
для родителей:
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Основные направления реализации проекта:
- социально-нравственное развитие;
- развитие продуктивной деятельности;
- познавательно-исследовательское развитие;
- приобщение к художественной литературе.
Продукт проекта:
- создание книги о школе;
- оформление выставки совместно с детьми «Школьные принадлежности»;
- встреча с ребятами старшей группы с целью рассказа о школе.
Предполагаемый результат:
- сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
- накопление знаний о школе;
- снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
- нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- у детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения;
- обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания;
- родители уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- проведения мониторинга мотивации к школьному обучению;
- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;
- подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности;
- обсуждение будущей темы с детьми;
- определение целей, задач для совместной деятельности детей и педагогов;
- выявление интересов детей (модель трех вопросов);
- совместное планирование. План-паутинка;
- консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»;
- анкетирование родителей.
Основной этап:
- подготовка и постоянное пополнение педагогами совместно с родителями развивающей предметно-пространственной среды;
- отслеживание ежедневных результатов;
- цикл «План. Дело. Анализ» (утренний сбор, презентация материалов педагогом, деятельность в центрах, итоговый сбор);
- деятельность детей в центрах активности;
- экскурсия в школу;
- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;
- оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
- «Готовим руку к письму»;
- памятка для родителей, будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет».
-
«Советы родителям будущих первоклассников»;
Итоговый этап
Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
Для детей по инициативе педагогов:
- создание книги о школе;
- встреча с ребятами старшей группы с целью рассказа о школе;
- оформление выставки совместно с детьми «Школьные принадлежности».
Для педагогов:
- оценка эффективности реализации проекта;
- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
Для родителей:
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Список литературы
- Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я - 2007. - № 5. - с. 139-142.
- АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр "Академия", 2003. - 96с.
- Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - с. 336.
- Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 5. - с. 100-106.
- Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А.Лебедева, И.В.Могильникова, А.В. Чепурин. - Соликамск, СГПИ, 2004.
- Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2004.
- Свирская Л. Утро радостных встреч: Издательство «Линка-Пресс», 2010.
- Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. - 2003. - № 4. - с. 33-36.