Содержательная характеристика модели выпускника образовательного учреждения с учетом федерального государственного образовательного стандарта

Разделы: Школьная психологическая служба


Образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт определяет «модель выпускника начальной, основной и средней ступени образовательного учреждения». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

«Портрет выпускника начальной школы»:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

«Портрет выпускника основной школы»:

  • любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

«Портрет выпускника средней школы»:

  • Выпускник школы должен ощущать себя субъектом образования собственной личности, свободно адаптирующейся в информационной и образовательной среде.
  • Это выпускник с универсальной школьной подготовкой, с развитыми коммуникативными качествами, социально мобильный, со стремлением к наиболее полной жизненной самореализации с учетом собственных способностей, способный ставить перед собой цели, выбирать способы и средства их реализации

Гармоничность личности проявляется в развитии:

познавательного потенциала:

  • широкая мотивация к непрерывному образованию, к усвоению общечеловеческой культуры (обучаемость);
  • интерес к научному познанию мира и себя;
  • способность к логическому, продуктивному, творческому мышлению;
  • взвешенность мыслей, слов, поступков.

коммуникативного потенциала:

  • владение навыками культурного общения;
  • сформированность навыков выбора способов адаптивного поведения в обществе, различных жизненных ситуациях;
  • умение решать проблемы в общении с представителями разных возрастных социальных групп людей;
  • развитие социально значимых качеств личности (самостоятельность, инициативность, ответственность, вера в себя);
  • развитие коммуникативных способностей (умение слушать и слышать, терпимость, открытость, искренность, толерантность, уважение к собеседнику).

духовно-нравственного потенциала:

  • осмысление законов мироздания, целей и смысла жизни;
  • усвоение и присвоение ценностей «Природа», «Человек», «Общество», «Семья», «Истина», «Красота», «Жизнь», «Творчество», «Культура»;
  • понимание сущности нравственных качеств и черт характера, проявление их в отношениях с другими людьми;
  • готовность к самосовершенствованию, самопознанию, самоопределению, самореализации;
  • активная жизненная позиция, способность строить жизнь, достойную Человека.

творческого потенциала:

  • умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты;
  • способность к самостоятельному творчеству, духовному самовыражению через трудовую деятельность, науку, искусство.