Образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт определяет «модель выпускника начальной, основной и средней ступени образовательного учреждения». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.
«Портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
«Портрет выпускника основной школы»:
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
«Портрет выпускника средней школы»:
- Выпускник школы должен ощущать себя субъектом образования собственной личности, свободно адаптирующейся в информационной и образовательной среде.
- Это выпускник с универсальной школьной подготовкой, с развитыми коммуникативными качествами, социально мобильный, со стремлением к наиболее полной жизненной самореализации с учетом собственных способностей, способный ставить перед собой цели, выбирать способы и средства их реализации
Гармоничность личности проявляется в развитии:
познавательного потенциала:
- широкая мотивация к непрерывному образованию, к усвоению общечеловеческой культуры (обучаемость);
- интерес к научному познанию мира и себя;
- способность к логическому, продуктивному, творческому мышлению;
- взвешенность мыслей, слов, поступков.
коммуникативного потенциала:
- владение навыками культурного общения;
- сформированность навыков выбора способов адаптивного поведения в обществе, различных жизненных ситуациях;
- умение решать проблемы в общении с представителями разных возрастных социальных групп людей;
- развитие социально значимых качеств личности (самостоятельность, инициативность, ответственность, вера в себя);
- развитие коммуникативных способностей (умение слушать и слышать, терпимость, открытость, искренность, толерантность, уважение к собеседнику).
духовно-нравственного потенциала:
- осмысление законов мироздания, целей и смысла жизни;
- усвоение и присвоение ценностей «Природа», «Человек», «Общество», «Семья», «Истина», «Красота», «Жизнь», «Творчество», «Культура»;
- понимание сущности нравственных качеств и черт характера, проявление их в отношениях с другими людьми;
- готовность к самосовершенствованию, самопознанию, самоопределению, самореализации;
- активная жизненная позиция, способность строить жизнь, достойную Человека.
творческого потенциала:
- умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты;
- способность к самостоятельному творчеству, духовному самовыражению через трудовую деятельность, науку, искусство.