Дороги сапера Егорова

Разделы: Патриотическое воспитание, Конкурс «Они сражались за Родину»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Война. Какое страшное слово. Война - это слезы, горе и смерть. Я не хочу войны. Я хочу жить в мире, учиться в школе, хочу, чтобы у меня было много друзей. А над нашей землей всегда было чистое голубое небо, яркое солнце.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память - наша совесть,
Она как сила нам нужна...

Пусть никогда не прервется связь поколений во имя МИРА НА ЗЕМЛЕ!

О Великой Отечественной войне написано много книг, поставлены фильмы. Но самыми яркими и правдивыми в нашей памяти останутся рассказы близких людей о войне. Каждое лето мы с мамой гостим у моей бабушки в поселке Сосновоборск Пензенской области, которая и рассказала мне о моем прапрадеде Егорове Григории Дмитриевиче и о той страшной войне, на которой он был. Об этом и будет мой рассказ.

Детство и юность прадеда

В Пензенской области, Сосновоборском районе в селе Большая Садовка прошли детские и юношеские годы моего прадеда Егорова Григория Дмитриевича. Он родился в многодетной крестьянской семье 14 августа 1922 года. Детей, а их было семеро, с раннего возраста приучали к посильному труду, каждый помогал родителям. Он успешно закончил семь классов сельской школы, которая находилась в восьми километрах от села, поступил в ветеринарный техникум.

Война ворвалась в жизнь моего прадеда, когда он учился на втором курсе. Ему было 18 лет. Сентябрьским днем 1941 года он пришел в военкомат с просьбой об отправке на фронт добровольцем. И начались для Григория Егорова долгие трудные, суровые фронтовые дороги от Москвы до Кенигсберга.

Фронтовые дороги. Западный фронт (сентябрь 1941 - сентябрь 1943)

Зима 41-го. Подмосковье. Враг рвется к сердцу России. В это время сапер сержант Егоров Г.Д. минировал поля и дороги в районе Волоколамского шоссе. За бои под Москвой мой прадед получил свою первую награду: медаль "За оборону Москвы".

Часть, где служил сапер Егоров Г.Д., перебросили в район города Великие Луки, где шли ожесточенные бои. Из рук в руки переходили даже отдельные дома. Мой прадед вспоминал: - Бывало и такое - первый этаж занимаем мы, а на втором фрицы. Днем они нас вышибут, вечером мы их. В 1942 году, воюя под Ржевом, прадед писал родным: "видя, как фашисты топчут нашу землю, буду бороться с врагом до полной победы». Здесь же его наградили боевым орденом "Красной звезды".

1 августа 1942 года мой прадед Егоров Григорий Дмитриевич получил звание младшего лейтенанта и был назначен помощником командира саперного взвода. В этот день делали переправу через Вазузу. Наводили мост под непрерывным огнем противника. В боях за Брянск мой прадед был награжден медалью "За боевые заслуги". А впереди была Белоруссия.

3-й Белорусский фронт. 11-я гвардейская армия (1943-1945)

26 июня 1944 года город Витебск был очищен от фашистов. Помощник командира саперного взвода Егоров с группой своих солдат выполнял специальное задание командования по разминированию секретных бункеров гитлеровцев, за что и был награжден медалью "За отвагу".

Вскоре Григорий Дмитриевич попал под Оршу. "Сапер ошибается один раз" - эту истину он хорошо усвоил. Но в ту летнюю ночь, когда пришлось обезвреживать около 200 вражеских мин, сказалась неимоверная усталость. Неожиданно из немецких блиндажей раздались выстрелы. Сапер отвлекся на какие-то доли секунды. Раздался взрыв. Осколком рассекло лицо. Окровавленный, Григорий с трудом дополз до своих. Но в медсанбат идти наотрез отказался. Выздоравливал, можно сказать, в боях. Наши войска окончательно сломили сопротивление врага и освободили Оршу. Здесь за мужество и героизм в боях с гитлеровцами мой прадед был награжден "Орденом Славы III степени".

Литва и Восточная Пруссия

В 1944 году часть, где воевал Егоров Г.Д., освобождала Литву, вела бои на берегах Немана. Когда делали переправу через Неман, - вспоминал прадед, - приходилось по нескольку раз минировать и разминировать ее, потому что немцы предпринимали контратаки.
Фронтовые дороги младшего лейтенанта Егорова привели в Восточную Пруссию к окраинам Кенигсберга. Немецкие минеры применяли здесь мины новой модификации, которые имели по шесть капсулей. Из взвода Егорова на них подорвалось восемь человек. Устройство "адских машин" приходилось изучать на ходу. Москва 10 апреля 1945 года салютовала доблести героев штурма Кенигсберга. Г.Д.Егоров был награжден вторым орденом "Красной звезды" и медалью "За взятие Кенигсберга". После разминирования крепости Пиллау (Балтийск) 30 апреля для сапера Егорова и его боевых друзей окончилась война. Здесь он был награжден орденом "Отечественной войны I степени", медалью "За победу над Германией" и благодарственными письмами от командования.

Послевоенные годы

Война закончилась, а служба продолжалась. Егорову пришлось очищать от немецких мин и неразорвавшихся авиабомб побережье Балтийского моря. В 1947 году Григорий Дмитриевич демобилизовался. Семь лет не видел дома. Он работал заведующим клубом, ревизором в сберегательной кассе. И на всех должностях относился к своим обязанностям ответственно. За долголетний добросовестный труд мой прадед награжден медалью "Ветеран труда", почетными грамотами, благодарственными письмами и юбилейными медалями.

В 1992 году мой прапрадед заболел. Сказались контузии и ранения. Умер Григорий Дмитриевич 1 августа 1995 года. Ему было 73 года. К сожалению, я не застал его в живых. Но у меня появился настоящий герой - мой прапрадедушка Егоров Григорий Дмитриевич. Человек живет до тех пор, пока его помнят. Мы: дети, внуки и правнуки будем помнить его всегда. Вот уже несколько лет в день Великой Победы по улицам наших городов проходит «Бессмертный полк». В этом строю теперь и я с моим героическим прапрадедом Григорием Дмитриевичем Егоровым.