Урок по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Охрана природы". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир


Цель:

  • Образовательные:
    • познакомить с новым словарем, связанным с темой природы и ее охраны человеком;
    • продолжать учить выполнять задания в форме игры.
  • Воспитательные: формировать навыки межличностного общения при решении единой задачи в условиях совместной коллективной работы, воспитывать чувство сострадания, бережливости, воспитывать чувство уважения к природе.
  • Коррекционные: Учить считывать с губ знакомый речевой материал, развивать «догадку», уметь переносить полученные знания на жизненную ситуацию.

Формирование УУД:

Познавательные

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
  • Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты.

Коммуникативные

  • Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Формулировать собственное мнение и позицию.
  • Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
  • Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные

  • Осознавать смысл и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.
  • Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Предметные:

  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде.
  • Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Планируемый результат:

  • Учащиеся научатся узнавать объекты живой и неживой природы, анализировать иллюстрации на слайдах, делать выводы из изученного материала.

Основные понятия: Природа, охрана, очистительные сооружения.

Ресурсы:

  • основные: учебник «Окружающий мир» Плешаков 4 класс 2 часть, 2010 год.
  • дополнительные: кроссворд, журналы, карандаши, листы бумаги, ИД, презентация, рабочие тетради, учебник, тест для индивидуальной работы.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в паре.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Прозвенел звонок, начался урок.
Сядьте прямо, внимательно слушайте, хорошо говорите.

Приветствие гостей. Учащиеся настраиваются на работу.

2.Создание мотивации

- Какой будет урок?
- Почему, так думаете, что будет урок природоведение?

Отвечают на вопросы без зрительной опоры.

3.Проверка домашнего задания

Найти 4 лишний и объяснить вывод.
Песок, дом, вода, воздух.
Кот, собака, человек, вода.
Ромашка, рябина, сирень, воздух

Ответы детей.

4. Актуализация опорных знаний Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы «Природа». Познакомимся с влиянием человека на природу, узнаем, как нужно ее охранять.
Давайте вспомним, что такое природа?
Слухо-зрительное восприятие.
Отвечают на вопросы, в случае затруднения обращаются к записям в тетрадях.
Природа - это вода, земля, воздух, солнце, камни, растения (трава, цветы, кусты, деревья), животные (птицы, звери, змеи, рыбы, насекомые - бабочки, жуки...), человек (люди). К природе не относят то, что сделал человек (тетради, одежда, мебель, телефон...). Человек не может жить без природы. Он должен её хорошо знать и охранять!
Какая она бывает? Природа бывает живая и неживая.
5. Определение темы урока Давайте поиграем, игра называется «А что если…»
- Я буду говорить фразу: «А что если» и добавлять ситуацию, ваша задача ответить на неё.
Например: А что, если на Земле исчезнут растения? А вы мне отвечаете, что будет с планетой.
- Всем понятно?
- Тогда начнём.
А что если…
- Да.

- На планете днём температура будет равна + 100°C?
- Исчезнут грызуны, насекомые?
- Земля покроется ледяной пустыней?
- Будет дуть сильный ветер
- Скажите, а может ли на самом деле произойти всё то, о чём мы только что говорили?
- А почему?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Будет жарко, люди не смогут жить.
- Не чем будет питаться животным.
- Люди замёрзнут, не чего будет есть.
- Ветер разрушит почву, здания.
- Человек должен заботиться о природе и других людях.
О природе.
- Перед вами темы, выберите тему урока:
«Домашние животные», «Перелетные птицы», «Охрана природы»
Охрана природы
6. Фонетическая ритмика очистные
о-чист-ные о-чист-ны-е
очистные
со-ору-же-ния соо-руже-ния
Дети проговаривают за учителем, сопряженное проговаривание, индивидуальное проговаривание

7.Подготовка к восприятию темы

8. Физминутка

Выступление учителя
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.
Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра - сточные воды с различными вредными веществами…
- Рассматривание иллюстраций «Природа в опасности»
Дети говорят о том, что грозит природе
Нельзя мусорить. Необходимо убирать за собой мусор в лесу, на пляже, в городе.
Нужно сажать много деревьев. Воздух будет чистый!
Нельзя загрязнять воду.
Нужно строить очистные сооружения воздуха и воды на заводах и фабриках.
9.Восприятие материала Рассматривание слайда с комментариями, «Защита природы» Ответы детей
Игра «Наборщик»
Из разрезанных слов нужно собрать предложение.
Дети у доски подбирают предложения к картинкам

10. Закрепление материала

- Нельзя мусорить.
- Необходимо убирать за собой мусор в лесу, на пляже, в городе.
- Нужно сажать много деревьев.
- Нельзя загрязнять воду.
- Нужно строить очистные сооружения воздуха и воды на заводах и фабриках.

В выходные дни люди часто отдыхают в лесу, на речке. После этого отдыха природа остается в опасности. Рассматривание слайда.

Игра «Назови правило»

- Не разжигай костров.
- Не рви цветы.
- Нельзя рубить деревья.
- Нельзя ломать ветки.
- Не разрушай муравейник.
- Не бросай мусор в лесу.

11.Итог урока Что узнали на уроке?

Люди наносят природе вред.
Нужно охранять природу

Дети показывают солнышко, капельку, вопрос

12.Рефлексия

- Я всё понял(а) на уроке и запомнил(а).
- Мне было не понятно.
- Я хочу узнавать об охране природы.