Язык возник и существует как средство общения людей, прежде всего в звуковой устной форме. Чтение - условное звуковая форма языка. Чтобы овладеть языком, необходимо овладеть его звуковой формой, его фонетическим строем, т.е. системой звуков, словесным ударением и интонацией.
Произношение как материальная сторона языка является основой всех видов иноязычной речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения и письма. Главной целью обучения фонетике является формирование фонетических или слухо-произносительных навыков.
Приступать к формированию фонетических навыков целесообразнее в начальной школе, когда ребенок формирует условный языковой запас. Сформированность произносительных фонетических навыков учащихся напрямую влияет на быстроту и прочность усвоения получаемого материала, понимания и осознания информации, а так же способствует выработке устной речи, чтения и письма. Обучение фонетическим навыкам не представляется самоцелью, а формируется в тесной взаимосвязи с навыками чтения, говорения и письма, речевыми умениями.
Актуальность изучения фонетики и фонетических навыков зависит от ряда факторов. Во-первых, необходимостью поиска наиболее продуктивных методов формирования фонетических навыков у учащихся, так как эффективность процесса обучения сопровождается определенными трудностями и выбором средств, для повышения мотивации учащихся к изучаемому материалу и активизации их работоспособности в течение всего урока. Во-вторых, необходимостью в пересмотре современных технологий, способствующих увеличению уровня результативности образовательного процесса.
Для начинающих изучать английский язык представляет сложность из-за большого количества правил произношения, которые придется запомнить. Первым помощником в этом нелегком деле станет транскрипция. Она необходима в связи с серьезными расхождениями между тем, как слово выглядит на письме, и тем, как оно произносится. Для английского языка характерно наличие нечитаемых букв и многочисленных исключений.
По опыту изучения фонетических единиц использование современных технологий позволит сделать процесс развития фонетических навыков у учащихся на уроках английского языка более успешным.
На начальном этапе обучения первое знакомство ученика с английским языком происходит на фонетическом (звуковом) уровне, поэтому формирование произносительных навыков является одной из основных задач. При изучении английского языка учащиеся должны постепенно, но полностью освоить графический способ фиксации звука - транскрипцию - так как в противном случае они не смогут из словарей получить представление о звучании слов. В отличие от русского, где все гласные произносятся одинаково по длительности, в английском есть долгие и краткие звуки. В некоторых словах от этого зависит их значение:
- sport (спорт) - произносится как [spɔ:t];
- fox (лиса) - произносится кратким [foks].
В транскрипции этот параметр обязательно отражается. Зная, как записываются долгие и краткие звуки, вы сможете правильно произносить слова, не искажая их смысла. Именно поэтому фонетика английского языка так важна для начинающих, иначе на первом этапе изучения можно допустить промахи, избавиться от которых будет очень сложно.
Трудно приходится ученикам начальной школы и при освоении звуков [θ] и [ð], ведь в русском языке нет таких фонем. Нежелание освоить артикуляцию, которая необходима в этом случае, приводит к часто звучащим в речи [с], [з] [ф], [в]. Необходимо приложить усилия и запомнить, как правильно произносятся слова the, that,thin и многие другие.
В английском языке 26 букв, с помощью которых надо обозначить 44 английских звука. Поэтому для передачи некоторых звуков используются одни и те же буквы, в разных положениях и буквосочетаниях.Например: Буквосочетание «ch» обычно звучит как [ʧ], но в некоторых случаях - как [k].Другой пример - обычное английское слово «father» («jntw») - пишется шесть букв, а произносится только четыре звука: [ˈfɑːðə].
Овладение правильным произношением возможно только при усвоении фонетической базы иностранного языка на уровне слога, словесного ударения, интонации. Учащиеся должны усвоить специфику артикуляционной базы иностранного языка, а также характерные особенности ударения и интонации.
На начальном этапе происходит формирование слухо-произносительных навыков, базы; на последующих этапах она должна только укрепляться. Если на начальном этапе будет что-либо упущено, возникнут неправильные произносительные привычки, то исправить их впоследствии очень трудно.
Современном мире существует множество актуальных, интересных методик обучению фонетическим навыкам. Используя все современные методы можно без стресса и с увлечением научить и обучить чтению, письму.
Самый актуальный для общеобразовательных школ проведение фонетических зарядок на уроках английского языка. Фонетическая зарядка способствует нейтрализации влияния звуковой среды родного языка; способствует созданию атмосферы иноязычного общения, предупреждает появление фонетических ошибок по материалу всего урока. Также фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи, например: развитие речевого аппарата; снятие напряжения; учет индивидуальных особенностей учащихся.
Образцы речевых зарядок
Опираясь на перечень тем, можно предложить некоторые из них для организации речевых зарядок:
со звуком [a:]
I t's a shark
Swimming in a park
In the dark
for a lark
со звуком [æ]:
A little cat, a little cat,
A little cat is not very fat.
It is not fat, because it is sad.
It is very, very sad.
Следующий актуальный метод работы со звуками и обучение чтению - это Сказки.
Использование сказок на уроках английского языка способствует развитию фонетических навыков младших школьников. Во-первых, сказки - это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен в начальной школе, а, следовательно, работа с ними положительно сказывается на состоянии ученика и содействует лучшему усвоению материала. Во-вторых, сказки являются прекрасным материалом для отработки интонации иноязычной речи. В-третьих, при работе со сказками мы решаем проблему многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Сказки небольшого обьема на звуки помогают запомнить произношение слов.
Образцы сказок на звуки
1. Жили-были два неразлучных друга o и r (a и r). Подарили друзьям мячик. Друзья не могли поделить мячик, не хотели делиться друг с другом и играть вместе.Они поругались и так сильно, что буковка r обиделась на буковку щ, перестала разговаривать с ней. Поэтому когда они стоят вместе в слове буковка r всегда молчит, не разговаривает …поэтому ее никогда не произносят.
2. Однажды ночью разыгралось ненастье. Дул сильный северный ветер: [u-u-u]. Mr Tongue проснулся от того, что сильно громыхали входные двери: [w-w-w]. Он плотно закрыл двери и пытался заснуть.
Пошел сильный дождь, и его капли застучали по стеклу: [b-b-b], [р-р-р]. Mr Tongue слушал, как стучат капли, и незаметно заснул…..
Нельзя также забывать про дифференциация звуков на слух.. Прослушайте звуки и поднимите руку тогда, когда услышите отрабатываемый звук. Учитель произносит звуки, например: [I, i:, e, u, u:]. При звуке [i] дети должны поднять руку.
В методике преподавания также различают имитативный и аналитико-имитативный способы ознакомления с новым фонетическим материалом. Имитативный способ предложен прямистами, когда упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Это оправдывает себя в детской аудитории, но к пятому классу дети частично утрачивают навыки имитации, поскольку не могут правильно подражать. Простая имитация без осознания особенности иноязычного звука недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны воспринимать иноязычную речь. Звуки, сквозь призму произносительной базы родного языка. В отношении некоторых звуков это безопасно, однако в связи с идиоматическими звуками такая подмена недопустима, так как это чревато нарушением коммуникации. При аналитико-имитативном подходе сочетаются различные способы создания новых звуковых образов: и описание артикуляции, и имитация. В ходе выполнения правил-инструкций, которые дает учитель, учащиеся осваивают понятия альвеолы, межзубный звук, придыхание и так далее. Благодаря такой подготовке имитация становится более доступной и действенной. Этот подход принят в большинстве учебных заведении. Если ухо ребенка не тренировано, и он не может верно, воспроизвести звук, учитель использует правило-инструкцию, часто подсказываемую от какого русского звука нужно отталкиваться. Кроме этого, при ознакомлении со звуком необходимо учитывать методическую типологию звуков, речь о которой шла выше. Звуки первой группы, как правило, вводятся имитативно. Объяснение 2-й и 3-й групп состоит из 4-х компонентов, последовательность которых может варьироваться:
- Демонстрация звука;
- Объяснение способа его произнесения;
- Упражнения в дифференциации;
- Воспроизведение нового звука учащимися.
Здесь важно учитывать то, что речь учителя на этапе объяснения, как правило, слегка утрирована и демонстративна. Упражнения в дифференциации помогает установить отличительные особенности нового звука. Для этого учитель произносить звуки изучаемого языка и родного, с которыми можно спутать изучаемый звук.
При обучении фонетике немаловажную роль играет использование песенного материала. Народные песни имеют неоценимое значение в воспитании личности молодых людей. Их мудрость, мелодика и заразительность прививают высокий эстетический вкус, учат дружбе, доброте, коллективизму, толерантности, помогают познавать историю и культуру народа страны изучаемого языка. Известно, что песня, особенно аутентичная, является важным элементом любого языка и поэтому заслуживает самого пристального внимания. Кроме того, песня - это великолепное средство повышения интереса как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а также весьма эффективный способ повторения языкового материала. Эта практика интересна ребятам, обогащает их язык новыми лексическими единицами, позволяет изучить новые идиомы и без особого труда ввести в оборот новый или трудный для усвоения грамматический материал; помогает привить школьникам вкус к настоящей мелодике, подлинно народному творчеству. Например, при изучении модального глагола must учащимся начального звена предлагается песенка "You mustn't drink cola in your school…", при изучении цифр - "One little monkey…", при изучении темы «Семья» - "Mother-finger, mother-finger, where are you?.." и др.
Очень интересный и часто используемый метод в обучении фонетике - это Ассоциативный метод. Ассоциативный метод помогает, когда есть звуковые ассоциации с родным языком (computer - компьютер).
Существует метод - «Правило семи повторений». Перечитывать слова с временным интервалом 7 раз. Например, два раза в течение первого дня, 1 раз - три последующих дня, затем - через день и через неделю. Слова запишутся на подкорку, даже если вы не будете прилагать усилий для их запоминания.
Игры на формирование фонематичного слуха являются важным методом в формировании фонетических навыков.
Образцы игр
1. Слышу - не слышу.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
2. Широкие и узкие гласные.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
3. Кто правильнее прочитает?
Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.
Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Говоря об обучении фонетике английского языка в начальной школе, можно упомянуть, к примеру, следующие мобильные приложения и интернет-ресурсы,екоторы можно использоватьб в режиме онлацй или при повторении звуков дома:
- https://www.theschoolrun.com/phonics-teaching-step-step
Сайт, на котором представлен ряд уроков по фонетике английского языка. Можно распечатать список фонем для практики, прослушать отдельные звуки и проработать их с помощью специально разработанных рабочих листов. Данный интернет-ресурс может быть полезен как для учителей при обучении детей начальной школы, так и для родителей, для контроля успеваемости.
Следующий интернет-ресурс - это красочный сайт для обучения фонетике. На нём можно найти 7 уроков, в каждом - упражнения на отработку отдельных звуков английского языка. Также здесь представлены фонетические игры и рабочие тетради, соответствующие содержанию уроков. Использование рабочих тетрадей позволяет проработать не только фонетические навыки обучающихся, но и навыки письма.
В заключение хочется сказать о несомненной важности развития фонетических навыков английского у школьников в начальной стадии обучения. Способ организации занятий по отработке фонетических навыков особенно важен на начальных этапах обучения, когда дети сталкиваются с иноязычным звучанием, по большому счёту, впервые. Погружение в фонетику английского языка может являться стрессообразующим фактором, поэтому необходимо давать положительную психологическую установку на иноязычную речь. Применение интерактивных методов обучения, в особенности - игровой метод, создаёт вектор положительной мотивации, вовлекая и заинтересовывая школьников.
Обучение фонетической стороне английской речи должно носить систематический характер на протяжении всего срока обучения, при этом не стоит забывать и о развитии остальных речевых навыков. Фонетика не должна идти изолированно от изучения лексики и грамматики, в соответствии с планом обучения.
Список использованной литературы
- Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками// Иностранная литература в школе. − №2, 1986. − С. 52.
- Биболетова М.З., Денисенко О.А., Добрынина Н.В. Английский язык. Учебник для 3 класса. Книга для учителя. − М.: Просвещение, 2021. − 255 с.
- Биболетова М.З., Денисенко О.А., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Enjoy English 2: Книга для учителя к учебнику Enjoy English 2. − Обнинск: Просвещение, 1996. − 331с.
- Емельянова Е.Ю., Кузовлев В.П. и др. Привет, американский английский!: Книга для учителя. − М.: Академия, 1994. − 256 с.
- Клементьева Т.Б. Времена английского глагола в картинках и играх. − М., 1989. −С. 35-37.
- Клементьева Т.Б., Монк Б. Счастливый английский. − М.: 1992. − С.96-97.
- Кувшинкин В.И. Методика обучения иностранному языку. − М.: Просвещение, 2000. −250 с.
- Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе. − М., 1999. − С. 29.
- Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Английский язык: Книга для учителя. − М.: Просвещение, 1992. −189 с.
- Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Артамонова И.А. Английский язык: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. − М.: Просвещение, 1994. − 143 с.
- Никитенко З.Н., Негневицкая Е.И., Ленская Е.А. Английский язык: Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учреждений. − М.: Дрофа, 1996. − 85 с.
- Пассов Е.И., Кузовлев В.П., и др. Учитель иностранного языка. − М., 1993. − С. 37.
- https://www.freeed.com/articles/803/step-by-step-guide-to-the-shadowing-technique
- https://www.theschoolrun.com/phonics-teaching-step-step
- https://www.phonics.com/