1. Целевая аудитория - педагогические работники.
2. Планируемая продолжительность - 120 мин.
Цель мероприятия - внедрение и использование технологии коучингового подхода.
Ожидаемый результат мероприятия
Новые стандарты и форматы работы не спешат приходить в наши школы - педагоги привыкли видеть себя в старых схемах. Выбор всегда делает учитель, он отвечает за результат ученика, в этом его социальная миссия. Однако параллельно с консервативными установками стали заявлять о себе новые образовательные стратегии, обеспечивающие вовлеченность ученика в процесс своего образования. Педагог, внедряя и используя технологии коучингового подхода, способствует росту и развитию личности обучающихся.
Коучинговый подход позволяет создать такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика, способностей, необходимых для нестандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; обеспечить ограждение от негативного влияния на ребенка с разнообразными задатками «обычных» реакций детей; постоянное стимулирование позитивного проявления способностей.
3. План мероприятия. Описание содержания деятельности на каждом этапе.
3.1 Вводная часть.
3.2 Что такое коучинг? Коучинковый подход. Коучинг в образовании. Педагогический коучинг.
3.3 Инструменты коучинга.
3.4 Мастер-классы:
- «Четыре вопроса планирования»;
- «Колесо баланса»;
- «Линия времени».
3.5 Этап завершения (рефлексия).
4. Описание выбранных коучинговых инструментов согласно предложенной структуре
Открытые вопросы.
Не навязчиво выясняющие «да или нет», а провоцирующие на размышления, дискуссии и звучащие в нас потом еще много часов и дней. Вопросы, которые продвигают.
Колесо баланса.
На занятиях оно может покатить нас в разные стороны. Как глубоко мы готовы продвинуться в разных направлениях? Новая тема - отлично, но давайте прикинем, что, как будем изучать, что можно обсудить сейчас, а что оставить на потом или для самостоятельной работы. Для составления колеса баланса нарисуем окружность (на доске, флипчарте, на листе бумаги) и разделим ее на 8-10 равных частей. Эти части могут заполняться самым разным содержанием (разделы в изучении темы, элементы занятия, этапы проекта, главные герои романа и т.д.). Визуализация позволяет выделить главное, найти правильное соотношение, составить план, оценить себя.
Оценочная шкала.
В сочетании с колесом баланса она творит чудеса и позволяет проводить мгновенный анализ готовности к той или иной работе, выбору нового направления. Работает, проверено на себе.
Для определения важности (роли, очередности, уровня освоения) разных сегментов на колесе используем 10-балльную шкалу, где 0 означает наименьшую важность, стартовый уровень, а 10 - максимальную значимость или первоочередность. Оцениваем каждый сегмент не по стандартным требованиям, а исходя из личного либо коллективного мнения и ситуации занятия.
Размечаем шкалу от 0 (в центре круга) до 10 (на его границе), затем указываем «цену» каждого сектора. Чтобы колесо баланса было более понятным, можно применять цветовую разметку. Далее - анализируем полученные результаты: над чем стоит поработать, с чего начать, от чего отказаться и пр. Конечно, шкалирование для измерения и сопоставления проектных шагов, оценки своих достижений, вклада в командную работу и многого другого могут применяться и без колеса.
Линия времени. Учит каждого управлять временем урока и личным временем. Именно так можно устанавливать трафик для разных групп детей - готовить задания на фиксированное время выполнения, организуя урок или целый модуль как согласованную работу в офисе. Линия времени - это удобный визуальный образ для прорисовки целей и определения шагов их реализации. Возьмите какой-нибудь образовательный проект. Представьте себе, каким он будет через месяц, что изменится, какие результаты будут достигнуты? Нарисуйте схематически линию времени. Что будет происходить с вами, вокруг вас, вокруг этого проекта? Как можно нагляднее представьте это. А теперь посмотрите на эту точку - «плюс месяц», мысленно пройдите весь путь до нее и назад и сформулируйте, что вы сделали для того, чтобы добиться этих результатов. Теперь загляните в более отдаленное будущее (на 3, 4, 6 месяцев вперед). Опишите, какой результат хотелось бы иметь к тому времени. Что вы уже сделали для того, чтобы добиться этого результата? Эта техника помогает целостно и эффективно планировать будущее, помня как о краткосрочных, так и долгосрочных целях.
В приведенных выше способах актуализации субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе на основе коучингового подхода предметом ценностного для личности осмысления являлось изучаемое предметное и метапредметное содержание и приобретаемые при этом новые смыслы, как когнитивная и компетентностная основа творческого потенциала личности. При этом важно, чтобы и смысловая ценность самой субъектной творческой деятельности была предметом ценностного осмысления обучающихся с позиций значимости для личностного саморазвития и успешной самореализации.
Тренинговое занятие для педагогов
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Коучинг - это умение личности, создавая осознанность и ответственность в другом человеке, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.
Основой взаимодействия в коучинге является уважение и принятие человека, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанности вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.
Для организации нашего взаимодействия произнесите фразу «Я - педагог» по цепочке с разными интонациями, в зависимости от эмоций, изображенных на картинке в вашей группе.
Как вы понимаете высказывание: «Люди хорошо и с удовольствием работают, учатся и дают ожидаемый результат не когда должны, а когда хотят».
То, что человек чувствует оказывает больше влияние на результаты его работы, чем то, что он умеет делать.
Новые ФГОС меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоит не столько в передаче знаний, умений и навыков, а в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Главная задача обучения в школе состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Концепции современного образования максимально соответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Коучинг - это умение личности, создавая осознанность и ответственность в другом человеке, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.
Основой взаимодействия в коучинге является уважение и принятие человека, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанности вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.
Коучинг в образовании - инновационная технология актуализации внутренних ресурсов обучающегося в достижении планируемого результата. Коучинг является также инновационной технологией поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся, что особенно актуально в условиях личностно-ориентированного образования.
Педагогический коучинг - это целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования. Технология педагогического коучинга является базовой моделью тьюторства для сопровождения процесса индивидуального образования в школе. На коучинг-занятиях происходит мотивирование учащихся на осознание необходимости постоянного саморазвития.
Главным на занятиях по принципу коучинга являются инструменты коучинга «Четыре вопроса планирования», «Колесо баланса», «Линия времени». Посредством использования данных приемов коучинга происходит стимуляция обучающимися своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, способствующего индивидуально-личностному саморазвитию.
Четыре вопроса планирования помогают учащимся определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего им необходима учебная деятельность.
«Колесо баланса» позволяет воспитать у учащихся способность самостоятельно анализировать свои сильные и слабые стороны, определять зоны развития, разрабатывать шаги на пути к изменениям. Колесо содержит 6 или более спиц, каждая из которых означает отдельную область, тему.
Оси колеса - это шкалы от 1 до 10 баллов. При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» - только знание о его существовании. Глядя на полученную фигуру, можно увидеть какие трудности испытывают учащиеся при изучении темы.
«Линия времени» представляет собой векторную стрелку из прошлого в будущее через осознание настоящего. Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей учащегося. Эта линия помогает выстроить индивидуальный маршрут восстановления пробелов в знаниях, умениях, изучения нового, прояснения непонятого. Возможности информационно-коммуникационной среды позволяют организовать дальнейшую работу по выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий учащихся Уважаемые коллеги, ваши ожидания от нашего занятия?
«Четыре вопроса планирования»
Я надеюсь, вы получите основные идеи о новых коуч-инструментах в работе педагога, о прогрессивной методике воспитания. Надеюсь, что мой мастер-класс поддержит вас, придаст уверенность в том, что вы уникальны и именно наша профессия одна из наиболее востребованных сегодня.
В стандарте нового поколения образования основными результатами обучения считаются формирование универсальных способов, действий, умения учиться, которые проявляются через способность к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию. Требования ФГОС ориентируют на формирование у школьников регулятивных метапредметных умений, составляющих основу учебной деятельности (умения учиться). Регулятивные умения учащихся включают в себя умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, рефлексии, что полностью коррелирует с конструктивными педагогическими умениями. Педагоги, освоившие приёмы коучинг-технологии при формировании собственных конструктивных умений осознанно применяют полученные знания в своей дальнейшей педагогической практике для формирования у младших школьников регулятивных умений и диагностики их развития.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам поработать с «Колесом достижений».
«Колесо достижений»
Каждый сектор этого колеса соответствует конструктивным умениям современного педагога и содержит оценочные шкалы от 1 до 10 по каждому умению: 1 - знаю о существовании такого умения; 2 - понимаю сущностное содержание термина; 3 - могу сформулировать определение понятия целеполагание, планирование, прогнозирование и т.д.; 4 - понимаю, зачем мне необходимо это умение; 5 - умею выполнять данное действие; 6 - умею самостоятельно выполнять данное действие в рамках своей учебной дисциплины; 7 - владею данным умением в рамках любых учебных дисциплин; 8 - владею различными способами целеполагания, планирования, прогнозирования и т.д.; 9 - могу обучить другого человека данному умению;
10 - систематически применяю данное умение в любых жизненных ситуациях.
Отметьте на каждой из спиц точку, которая соответствует степени вашей удовлетворенности состоянием дел в обозначенной области. Соедините все точки, чтобы получилась фигура.
- Взгляните на то, что у вас получилось? В идеале должен получиться круг.
- Если бы данный круг действительно был колесом, то какие ощущения вызвала бы езда на таком колесе.
- Какие мысли приходят вам в голову?
Глядя на фигуру, можно увидеть проблемные зоны, на решение которых и надо направить усилия педагога.
- Посмотрите внимательно. И найдите тот сектор, изменения в котором сразу же повлекут за собой изменения к лучшему во всех секторах.
- Когда эти изменения произойдут, как будет выглядеть ваше колесо?
- Проведите проверку. Посмотрите конкретно, как изменения в этом секторе повлияют на каждый из ваших секторов. Отметьте пунктиром новые значения.
А как, по вашему мнению, можно решить проблему «пробелов»?
Посоветовавшись, наметьте в группе ваши ближайшие действия на «Линии времени».
Укажите на линии времени, в конце, момент, когда вы сможете достичь этой цели. А теперь посмотрите из будущего на пройденный путь. Напишите, какие 3 первых шага, которые вы можете сделать в самое ближайшее время, чтобы сдвинуть эту область. И соответственно сдвинутся все остальные.
Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают людям открыться, думать о себе - одна из важнейших компетентностей коуча. Используя сильные вопросы, коуч в совместной интенсивной работе подводит человека к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет внимание на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах.
- Что конкретно будете делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный? - Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?
Применяя линию времени, мы не навязываем свою позицию. Наоборот, мы вдохновляем на новые шаги. Учащиеся получают импульс двигаться, делать это ответственно и сообща.
Похлопайте в ладоши те, кто чувствует себя сейчас особенным, оцененным и верящим в себя.
Коучинг является кладезем полезных педагогических приемов. Они помогают работать не против (напротив) учащихся, а вместе с ними, ради взаимного развития и вдохновляющего результата. Визуализация позволяет выделить главное, найти правильное соотношение, составить план, оценить себя.
Педагоги, освоившие приёмы коучинг-технологии при формировании собственных конструктивных умений, осознанно применяют полученные знания в своей дальнейшей педагогической практике для формирования у школьников регулятивных умений и диагностики их развития.
Продолжите фразу: «Спасибо, я сегодня научилась у вас...».
Итак, мы сегодня действовали рука об руку, стремясь к личностному и профессиональному росту. Никакие современные технологии не могут заменить человеческого общения. Меняют школу люди - носители нового. И учителя, и методисты, и авторы учебников и программ… Все мы, объединившись, сможем реально сделать шаг к новому.
Пусть же каждый из нас будет метеорологом, предвидящим погоду в классе. Пусть изменчивый характер носит методика преподавания, но неизменными остаются профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность. Пусть никогда «не грянет буря» в школе. Пусть всегда в наших школах будет много солнечного света. А источником этого света должны стать мы с вами, дорогие коллеги.
Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия.