Члены предложения. Второстепенные члены предложения. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», члены предложения, второстепенные члены предложения


Цели урока: дать общее представление о второстепенных членах предложения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения, осознавать их значение в предложении.

1. Организационный момент

Правильно сели и записали число и классную работу.

2. Актуализация знаний

Словарный диктант.

1. Зверек отряда грызунов с длинными ушами.
2. Группа учеников одного года обучения
3. Огородные плоды и зелень
4. Продукт питания получаемый от домашних коров.
5. Горизонтальное движение воздуха.

Заяц, класс, овощи, молоко, ветер

рисунок, рисовать - новые словарные словарные.

Запишите разделив для переноса: ри-сунок, рису-нок, ри-совать, рисо-вать

3. Самоопределение к деятельности

Придумайте со словом рисунок предложение. (Записываю на доске)

Рисунок висит.

Красивый рисунок висит на стене.

Запишите в тетрадь. Выделите основу предложения. Докажите, что это основа предложения. (о чем говорится в предложении?, что говорится о рисунке?)

Рисунок висит. - главные члены.

- Чем отличаются эти предложения?

- Что узнали из первого предложения? Из второго?

- В каком предложении больше информации? При помощи каких слов больше узнали? (красивый, на стене)

- Какую роль они выполняют?

Если рисунок, висит - главные члены, как же будут называться другие члены предложения - красивый, на стене?

Предложите ваши варианты.

4. Работа по теме урока

1) Тема нашего урока «Предложение».

Какая задача стоит перед нами? (узнать как называются другие члены предложения)

- Давайте откроем учебник на стр. 31.

Что же нам сообщает мудрая сова, проверим наши предположения. (чтение хором)

- Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами.

- Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?

- Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Давайте посмотрим и обозначим стрелками, какие главный члены поясняют второстепенные члены

красивый (рисунок), на стене - (висит)

2) Прочитайте стихотворение.

Наступила осень.
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
золотом горят.
Не слыхать веселых
песен соловья.
Улетели птицы
в дальние края.
(А.Ерикеев)

- Прочитайте предложение, которое состоит из главных членов.

- Дополните его второстепенными членами. (Наступила золотая осень)

- Прочитайте предложение, в которых есть второстепенные члены.

Спишите 3 предложения и выделите главные члены.

5. Физкультминутка

Мы листики осенние,
На ветках не сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих, и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать.

6. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа.

1 вариант

Используя слова для справок, дополните предложения второстепенными членами.

Дует …..ветер. …. листья падают….. . Ребята собирают …...

Слова для справок: холодный, осенний букет, желтые, на землю.

2 вариант

Используя слова для справок, дополните предложения второстепенными членами.

Медведь готовится…. .Он ест корешки …. . …..осенью Мишка делает …...

Слова для справок: берлогу, трав,к зиме,поздней

7. Домашнее задание

Упражнение 34, стр.31.

8. Подведение итогов урока

Давайте вернемся к стихотворению. Я убрала второстепенные члены, посмотрите,что получилось. Прочитаем хором

Наступила осень.
Пожелтел сад.
Листья горят.
Не слыхать песен.
Улетели птицы.

Нравится вам такое стихотворение? Куда делась красота предложения?

Какую роль играют в предложении второстепенные члены? (дополняют, украшают), поясняют главные члены.