Цели урока: дать общее представление о второстепенных членах предложения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения, осознавать их значение в предложении.
1. Организационный момент
Правильно сели и записали число и классную работу.
2. Актуализация знаний
Словарный диктант.
1. Зверек отряда грызунов с длинными ушами.
2. Группа учеников одного года обучения
3. Огородные плоды и зелень
4. Продукт питания получаемый от домашних коров.
5. Горизонтальное движение воздуха.
Заяц, класс, овощи, молоко, ветер
рисунок, рисовать - новые словарные словарные.
Запишите разделив для переноса: ри-сунок, рису-нок, ри-совать, рисо-вать
3. Самоопределение к деятельности
Придумайте со словом рисунок предложение. (Записываю на доске)
Рисунок висит.
Красивый рисунок висит на стене.
Запишите в тетрадь. Выделите основу предложения. Докажите, что это основа предложения. (о чем говорится в предложении?, что говорится о рисунке?)
Рисунок висит. - главные члены.
- Чем отличаются эти предложения?
- Что узнали из первого предложения? Из второго?
- В каком предложении больше информации? При помощи каких слов больше узнали? (красивый, на стене)
- Какую роль они выполняют?
Если рисунок, висит - главные члены, как же будут называться другие члены предложения - красивый, на стене?
Предложите ваши варианты.
4. Работа по теме урока
1) Тема нашего урока «Предложение».
Какая задача стоит перед нами? (узнать как называются другие члены предложения)
- Давайте откроем учебник на стр. 31.
Что же нам сообщает мудрая сова, проверим наши предположения. (чтение хором)
- Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами.
- Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?
- Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
Давайте посмотрим и обозначим стрелками, какие главный члены поясняют второстепенные члены
красивый (рисунок), на стене - (висит)
2) Прочитайте стихотворение.
Наступила осень.
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
золотом горят.
Не слыхать веселых
песен соловья.
Улетели птицы
в дальние края.
(А.Ерикеев)
- Прочитайте предложение, которое состоит из главных членов.
- Дополните его второстепенными членами. (Наступила золотая осень)
- Прочитайте предложение, в которых есть второстепенные члены.
Спишите 3 предложения и выделите главные члены.
5. Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках не сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих, и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать.
6. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа.
1 вариант Используя слова для справок, дополните предложения второстепенными членами. Дует …..ветер. …. листья падают….. . Ребята собирают …... Слова для справок: холодный, осенний букет, желтые, на землю. |
2 вариант Используя слова для справок, дополните предложения второстепенными членами. Медведь готовится…. .Он ест корешки …. . …..осенью Мишка делает …... Слова для справок: берлогу, трав,к зиме,поздней |
7. Домашнее задание
Упражнение 34, стр.31.
8. Подведение итогов урока
Давайте вернемся к стихотворению. Я убрала второстепенные члены, посмотрите,что получилось. Прочитаем хором
Наступила осень.
Пожелтел сад.
Листья горят.
Не слыхать песен.
Улетели птицы.
Нравится вам такое стихотворение? Куда делась красота предложения?
Какую роль играют в предложении второстепенные члены? (дополняют, украшают), поясняют главные члены.