Формирование информационной культуры младших школьников

Разделы: Начальная школа


Компьютер и информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного младшего школьника.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Использование ИКТ в образовании выполняет следующие задачи:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

В результате изучения предметов выпускники начальной школы должны приобрести первичные навыки работы с информацией, комплекс умений работать с компьютером. Для решения данной задачи в нашей школе созданы необходимые материально-технические условия.

Определяющее значение в формировании информационной культуры моих обучающихся имеет курс внеурочной деятельности «Мир информатики». В ходе преподавания курса столкнулась с проблемой: необходимо, чтобы дети относились к компьютеру и программному обеспечению как к средству обучения, а не развлечения, умели правильно взаимодействовать с информацией, получаемой из сети Интернет, из цифровых ресурсов, не испытывали при взаимодействии информационных перегрузок. Моя цель в обучении информатике - это формирование информационной грамотности как одной из составляющих информационной культуры обучающихся. Объектом педагогической деятельности является процесс обучения младших школьников в условиях информатизации образования. Предметом - процесс формирования информационной грамотности у младших школьников методами информатики и средствами ИКТ. Основные задачи: создание развивающей информационной среды учебного кабинета; повышение учебно-познавательной мотивации обучающихся; формирование базы знаний по предмету «Информатика» и, как следствие, повышение информационной культуры обучающихся; формирование у обучающихся логических умений, умений и навыков исследовательского поиска, коммуникативных навыков (работа в микрогруппах в рамках общей темы).

Для достижения цели я успешно использовала авторские тетради на печатной основе «Изучаем информатику» (2-4 классы). При составлении тетрадей использовала материалы А.В.Горячева, А.В.Могилева, О.А.Холодовой. В структуру тетрадей входят (Приложение 1):

  • задания и игры на формирование умений выполнять логические действия, работать с информацией, упражнения на овладение ИТ-компетенциями;
  • технологическая карта - «путеводитель» для формирования умения самостоятельно работать за компьютером при решении познавательной задачи;
  • блок «Оцени» для развития самооценки обучающихся;
  • блок «Чему учимся», «Подведи итог» для развития рефлексии в форме целеполагания и подведения итогов учебной деятельности на занятии посредством выбора готовых и дополнения незаконченных высказываний;
  • блок «Задания на дом» для развития познавательного интереса к предмету «Информатика», закрепления материала занятия (по желанию), ориентированные на разный уровень познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый и творческий;
  • блок «Проверь себя» для проведения контрольно-измерительных срезов в форме теоретических и практических контрольных работ, тестирования (в том числе компьютерного), проектных и творческих работ.

Занятия по информатике условно делились на теоретическую (20 минут) и практическую (20 минут) части. На теоретической части занятия я использовала игры, учебный диалог, проектные задачи, работу с ТПО «Изучаем информатику», учебником «Информатика» (автор Могилев А.В. и др.); организовывала деятельность в паре, в группе; проводила демонстрацию презентаций, видеофильмов; применяла ресурсы из сети Интернет. На практической части осуществляла компьютерный практикум средствами методической системы развивающих, обучающих и диагностических компьютерных программ, соответствующих психолого-педагогическим требованиям.

На первой части занятия обучающиеся путешествовали по стране Информатика с весёлыми учениками Мишей и Машей, профессором Фортраном, анализировали, сравнивали, классифицировали предметы и явления, выполняли обобщения, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы, работали со схемами, моделями, таблицами, осуществляли проектные задания. В ходе выполнения проектных заданий дети обучались:

  • работе с книгой, электронной детской энциклопедией Кирилла и Мефодия, в сети Интернет;
  • проведению опроса родителей, одноклассников;
  • умениям выбирать главное в собранной информации, представлять ответы на частные вопросы в рисунках, схемах, таблицах, макетах, поделках;
  • оформлять проектную работу с применением ИКТ (большей частью в среде мультимедийной презентационной программы MS PowerPoint);
  • работать в группе;
  • сообщать о результатах деятельности через открытые мероприятия родителям, одноклассникам, обучающимся параллельного класса.

По сформированности умений самостоятельно находить информацию в различных, в том числе электронных, источниках и её обрабатывать в соответствии с проблемой % обучающихся увеличился с 24% в 2020 г. до 48% в 2023 г. Данные получены по результатам выполнения проектных заданий.

На второй части занятия обучающиеся осваивали в активной мыслительной деятельности при помощи технологической карты операционную систему Windows, графический редактор Paint, текстовые редакторы WordPad, MS Word, презентационную программу MS PowerPoint, среды программирования «ПервоЛого», «ЛогоМиры», ПМК «Мир информатики», «Академия младшего школьника» и т.д.; овладевали умениями формировать поисковые запросы в браузерах, находить и обрабатывать информацию из сети Интернет.

Итоги проведения контрольных срезов по внеурочному курсу «Мир информатики» (работа включала мониторинг базы знаний и практических умений работы за компьютером в графическом редакторе Paint, в текстовом редакторе MS Word):

Таблица 1

Учебный год

Показатели

% успеваем. (25 чел.)

% качества (25 чел.)

2020-2021

100

64

2021/2022

100

68

2022/2023

100

72

По итогам мониторинга логических умений % обучающихся с высоким уровнем повысился с 20% в 2020 г. до 40% в 2023 г., с низким уровнем сократился от 16% до 0%.

На уроках, индивидуально-групповых занятиях использовала возможности компьютера и компьютерных программ для формирования у детей базы знаний по предметам учебного плана, логических умений, действий с информационными объектами, вычислительных навыков, умений решать математические задачи, орфографических умений, совершенствования навыка чтения, развития читательских умений, письменной речи, внимания, памяти, повышения учебно-познавательной мотивации, осуществления проектной деятельности. Имею большой банк конспектов уроков по многим предметам учебного плана с применением ИКТ на разных этапах урока; с использованием мобильного класса, интерактивной доски, ПК в специализированном кабинете информатики.

Урок математики. 2 класс. Тема: "Путешествие в мир чисел (основы логики, счет в пределах 100)". Данный урок условно разделен на две части: теоретическую (20 минут) и практическую (20 минут). На теоретической части урока обучающиеся выполняют задания с числами различного уровня сложности, сотрудничают в паре в игре-головоломке «Магический квадрат». На практической части урока по плану-алгоритму работают за компьютером в программах «Занимательная математика» (в этой программе дети выполняют два задания: 1) найти числовое выражение и его значение (снеп); 2) на выбор складывают или вычитают числа в блокноте, пользуясь клавишей <Enter> и числовой клавиатурой), «Магический квадрат» (собирают квадрат самостоятельно).

Урок обучения грамоте. Тема: "Работа букв гласных и согласных на письме и при чтении". Обучающиеся вместе с родителями отправляются в путешествие по волшебному лесу. У волшебного дерева, в гостях у гласиков, Тима и Тома, на поляне Дружбы, у коварной Бабы Яги обобщают знания о работе букв гласных и согласных на письме и при чтении; совершенствуют умения звукового анализа, навык чтения; развивают логику мышления; сотрудничают при выполнении заданий с родителями; обучаются по плану-алгоритму самостоятельно работать за компьютером в программе «Баба Яга учится читать» («МедиаХауз»).

Урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Полезные ископаемые". На заключительном этапе урока в ходе групповой деятельности на ноутбуках в программе MS Word обучающиеся заполняют карточку-описание полезного ископаемого по плану, применяя в качестве информационного источника атлас-определитель А.А.Плешакова в электронном виде.

Приобретенные на занятиях по внеурочному курсу «Мир информатики» умения работать за компьютером, в сети Интернет, с электронными энциклопедиями, с информацией мои обучающиеся реализовывали на уроках при работе с интерактивной доской и мобильным классом, электронными предметными приложениями. Таким образом, процесс формирования информационной культуры младших школьников осуществляла последовательно на уроках и занятиях кружка.