Возрастная группа: старшая.
Образовательные области:
- «Художественно-эстетическое развитие»,
- «Познавательное развитие».
Цель: формирование техник рисования нетрадиционными способами - цветной «граттаж», рисование солью, рисование мыльными пузырями, «ниткография».
Образовательные задачи:
- расширить представления о подвиге народа в ВОВ, который встал на защиту своей Родины в годы ВОВ, формировать патриотические чувства; праздничных традициях в стране.
- совершенствовать умения получения изображения способами цветной «граттаж», рисование солью, рисование мыльными пузырями, «ниткография».
- формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, задуманного сюжета в композиции, применяя изобразительные инструменты, как того требует предлагаемые техники;
Развивающие задачи:
- способствовать: развитию композиционных навыков, пространственных представлений; познавательных способностей;
- умению выделять в рисунке главное и второстепенное;
Воспитательные задачи:
- формировать патриотические чувства; воспитывать гордость, уважение и любовь к Родине и ее защитникам.
Словарная работа: подвиг, память, ветераны, салют.
Планируемые результаты занятия:
- умеет выстраивать композицию на листе бумаги, располагая изображение внизу и вверху листа;
- пользоваться нетрадиционными инструментами при нанесении изображения; проявляет творчество в выборе техники изображения и цветового решения;
- интерес к занятиям изобразительной деятельности.
Подготовительная работа: беседа с детьми о Дне Победы, чтение стихов о ВОВ, просмотр видеосюжетов, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование:
- Мольберты с предложенными образцами салюта изображённых в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.
- Картон (чёрный, фиолетовый, синий - на выбор); загрунтованные листы для выполнения техники «Граттаж»; заготовленные листы с изображением салюта из соли.
- Деревянные палочки с заострённым концом с одной стороны (царапки) и стеки для лепки (используются для процарапывания изображения).
- Силуэты домов, вырезанные заранее (из сиреневой, синей, серой цветной бумаги).
- Гуашь разных цветов; краски акварельные;
- Клей ПВА в тюбиках (для рисования контура); клей ПВА в баночках (для выполнения аппликации);
- Разноцветная мыльная жидкость;
- Индивидуальные карандашницы с набором по ИЗО (ножницы, кисти для рисования и аппликации, цветные карандаши, простой карандаш);
- Емкости с солью;
- Тычки из трубочек для коктейля; ватные палочки; нитки; непроливайки с водой; подставки под кисточки;
- Альбомные листы; тарелочки для мусора; салфетки бумажные для промакивания.
Мультимедиа: Иллюстрации с изображением салюта.
Интеграция ОО:
- художественно-эстетическое,
- социально-коммуникативное, познавательное,
- физическое, речевое развитие.
Методы и приемы по структуре ООД
Вводная: сюрпризный момент, иллюстрации с изображением салюта, памятников, парада Победы; видеоклип «Салют Победы». Рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, вопросы к детям, ответы на вопросы детей.
Основная: Иллюстрации с изображением салюта, памятников, парада Победы; индивидуальные указания и пояснения.
Заключительная: Анализ детских работ. Рефлексия.
Ход ООД
1. Организационный этап
Дети входят в группу, садятся на стульчики.
Воспитатель: - В наш детский сад пришло письмо, давайте его прочтем.
Открываем конверт и читаем.
Здравствуйте дорогие дети!
Пишет вам Буратино!
Я живу в Москве и работаю в детском театре. Сейчас я путешествую по нашей большой стране Россия. Побывал я в разных городах, был и в вашем красивом городе Бавлы! Это было в День Победы 9 мая, я видел ваш парад, смотрел концерт, а вечером наблюдал замечательный салют. Сделал много фотографий, но именно с салютом фото не получились! А так хочется сохранить его изображение на память. Помогите мне пожалуйста, ребята! Поделитесь своими фотографиями или видео!
Ваш друг - Буратино!!!
Воспитатель: - Ребята, сможем ли мы помочь Буратино?
Ответы детей.
Воспитатель (постепенно подводит детей к тому, что салют можно нарисовать): предлагаю вам сегодня нарисовать салют для Буратино. Увидев ваши рисунки, он будет очень рад, что вы изобразите для него праздничный салют и поможете сохранить ему его приятные воспоминания.
2. Основной этап
Воспитатель: - Давайте вспомним, как выглядит салют Победы, в Москве. (Видеопрезентация салюта)
«Праздничный салют»
Алые букеты,
В небе расцветают.
Искорками света
Лепестки сверкают.
Вспыхивают астрами
Голубыми, красными,
Синими, лиловыми -
Каждый раз всё новыми!
А потом рекою золотой текут.
Что это такое? - Праздничный салют!
Т.Шорыгина
Воспитатель: - Салют - это незабываемое зрелище. Как вы думаете, с чем можно сравнить салют? На что он похож? (на цветные брызги, на красивый букет, на серебристые искры)
Воспитатель: - В какое время проводится салют и почему? (в вечернее время, чтобы его было хорошо видно на темном небе)
Воспитатель: - Какими цветами представлен салют? (розовым, зелёным, красным, синим, жёлтым, оранжевым)
Воспитатель: - Какое чувство вы испытываете, глядя на салют? (радость, волнение, счастье)
3. Поисковый этап
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть приготовленные мною заранее иллюстрации с изображением салюта. Они все выполнены в разнообразных нетрадиционных техниках рисования. Ранее мы уже ознакомились с ними.
На моих рисунках салют является главным объектом и будет занимать большую часть будущей композиции. Второстепенное место отводится изображению домов, которые расположены в нижней части листа. В своей работе мы будем использовать разного вида материалы:
В нижней части листа расположим силуэты домов, закрасим их внутри контура, или представим аппликацией.
На оставшейся, верхней части листа изобразим разного вида и цвета пучки салюта, состоящие из линий, исходящих из одной точки в произвольном направлении (по кругу - как лучики солнышка, в виде полукруга - как веер), на концах лучей нарисуем карандашами огоньки в виде звёздочек, снежинок и кружков, с помощью тычков-штампов или ватных палочек, процарапывания по гуаши «граттаж» - это французское слово, что означает царапать по грунтованному слою бумаги, а фонтаны из соли раскрасим яркими разноцветными акварельными красками.
В нашем рисунке салют является главным объектом и будет занимать большую часть композиции.
Физкультминутка: «Салют»
Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.
И вдруг - салют! Салют! Поднять руки вверх.
Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером,
И там, и тут! помахать руками над головой влево - вправо.
Над площадью, над крышами, Присесть, встать, руки с раскрытыми
Над праздничной Москвой пальчиками поднять вверх (2-3 раза)
Взвивается все выше
Огней фонтан живой.
На улицу, на улицу легкий бег на месте
Все радостно бегут,
Кричат: " Ура!" Поднять руки вверх, крикнуть «Ура»
Любуются Раскрыть пальчики веером,
на праздничный салют! руками над головой влево - вправо.
4. Практический этап
Воспитатель: - сейчас каждый из вам решит, в какой технике будет выполнять свою работу. Приготовьте свои рабочие места и приступайте к выполнению. Сначала продумайте вашу композицию, прежде чем начнете работать. Вспомните, как рисовали салют красками, это вам поможет.
Вспомните и расскажите, как мы готовили такую бумагу-заготовку для техники «Граттаж»?
Дети: - Мы сначала прокрасили листы белого картона цветными восковыми мелками, натёрли свечой, а затем нанесли чёрную гуашь смешанную с жидким мылом.
- Процарапывать задуманный рисунок можно заостренной деревянной палочкой. После того как мы процарапаем черную краску, увидим цветную, она и будет изображать наш салют.
Воспитатель: - Как выполняется техника «Ниткография».
Дети: - Сначала промакиваем нитку в краске, потом располагаем её на листе бумаги и тянем вниз. Получатся забавные фонтанчики.
Воспитатель: Ррасскажите о технике рисования мыльными пузырями.
Дети: - Надо надуть мыльный пузырь и плавно опустить его на лист, от него останется круглый цветной след. А потом подрисовываем детали.
Воспитатель: - кто выбрал технику рисования солью? Расскажите в каком порядке вы наносите изображение?
Дети: - Сначала надо нанести на лист клей по линиям, а потом засыпать их солью. Когда соль приклеится, то лишнюю с листа аккуратно стряхиваем. После высыхания раскрашиваем соль красками.
5. Рефлексия. Обобщение
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось рисовать салют? (ответы детей)
Воспитатель: - Для кого мы рисовали праздничный салют и для чего? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята скажите, какие салюты больше вам понравились, оцените друг друга, почему именно эти, отметьте понравившийся рисунок фишкой.
Воспитатель: - Что вы узнали нового на занятии? (ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы, правильно отвечали, внимательно слушали, творчески работали на занятии. Красивые, разноцветные получились у вас праздничные Салюты!
Воспитатель: - Наше занятие заканчивается, а ваши композиции с салютом украсят нашу выставку.
Здравствуйте дорогие дети!
Пишет вам Буратино!
Я живу в Москве и работаю в детском театре. Сейчас я путешествую по нашей большой стране Россия.
Побывал я в разных городах, был и в вашем красивом городе Бавлы! Это было в День Победы 9 мая, я видел ваш парад, смотрел концерт, а вечером наблюдал замечательный салют. Сделал много фотографий, но именно с салютом фото не получились! А так хочется сохранить его изображение на память.
Помогите мне пожалуйста, ребята! Поделитесь своими фотографиями или видео!
Ваш друг - Буратино!!!