Урок на тему «Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы» разработан для учащихся 8 класса, изучающих информатику по основному учебному плану, в котором изучение информатики рассчитано на 1 час в неделю. Данный урок входит в раздел «Исполнители и алгоритмы». Урок комбинированный.
В ходе поставленной проблемной ситуации, учащиеся должны сформулировать тему урока, и поставить цели урока. На следующем этапе у учащихся закрепляются, систематизируются и углубляются знания, полученные при работе с исполнителями «водолей», «черепашка», «робот». Урок работает на последующее успешное выполнение работ выполненных в программе Кумир.
На уроке использовались следующие методы обучения: частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся самостоятельно рассуждали, анализировали, обобщали, выполнили практическую работу и сделали выводы.
Ключевые слова: правила, публикация, педагогический журнал.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Урок информатики. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.
Цели урока:
-
предметные:
- получение представлений об алгоритмической конструкции «повторение (цикл)»;
- умений исполнять алгоритм содержащий цикл с заданным условием работы;
- умений составлять простые (короткие) алгоритмы с повторением для исполнителя робот с заданной системой команд;
- метапредметные - умение выделять алгоритмы с повторением в различных процессах;
- личностные - развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
Техническое оснащение: компьютеры для учащихся, программа Кумир, раздаточный материал
Решаемые учебные задачи:
- обобщить представления об алгоритмической конструкции «цикл»;
- получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы;
- получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя робот;
- получить навыки разработки циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя робот с заданной системой команд.
Ход урока
Приложение 1
Задание 1. Деление 8 л поровну, имея сосуды 8, 5 и 3 л.
Разделить на две равные части воду, находящуюся в полном 8 литровом сосуде, пользуясь этим и пустыми 5- и 3-литровыми сосудами.
Задание 2. Какое наименьшее количество переливаний потребуется?
|
Сосуд 8 л |
Сосуд 5 л |
Сосуд 3 л |
До переливания |
|
|
|
Первое переливание |
|
|
|
Второе переливание |
|
|
|
Третье переливание |
|
|
|
Четвертое переливание |
|
|
|
Пятое переливание |
|
|
|
Шестое переливание |
|
|
|
Седьмое переливание |
|
|
|
Задание 3.
Задание 4. Исполнителю Черепашка был дан для исполнения следующий алгоритм:
ПОВТОРИ 10 [ВПЕРЕД 10 НАПРАВО 72]
Какая фигура появится на экране?
Практическая работа
1 вариант
На бесконечном поле есть стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её левого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и левее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным (см. рисунок). Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Сохраните алгоритм в папке под своим именем и номером варианта. Например Алина2
2 вариант
На бесконечном поле есть стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и правее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. (см. рисунок). Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Сохраните алгоритм в папке под своим именем и номером варианта. Например Алина2
Список литературы
- «Учебник информатика 8 класс». Босова Л.Л., Босова А.Ю.
- «Решу ОГЭ». Тренировочные варианты.