Cпецкурс "Решение практико-ориентированных задач" позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Данный курс направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в математике. Содержание курса углубляет «линию текстовых задач» в школьном курсе математики. Именно поэтому при изучении данного элективного курса у девятиклассников повысится возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании. Элективный курс «Решение практико-ориентированных задач» может научить их применять свои умения в нестандартных ситуациях и позволить выпускнику основной школы приобрести достаточный набор умений по решению задач и лучше подготовиться к экзамену.
Спецкурс «Решение практико-ориентированных задач» позитивно влияет на мотивацию девятиклассника к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам естественно-математического цикла. Задания, предлагаемые программой данного элективного курса, носят исследовательский характер и способствуют развитию навыков рационального мышления.
Все занятия направлены на то, чтобы развивать интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, порешать интересные задачи.
Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать применение на практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов.
Программа заключается в расширении предметных компетенций по математике за счет практико-ориентированных приёмов познавательной деятельности. Курс выстроен таким образом, чтобы развить самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить, выполнить широкий спектр различных операций и действий.
Цели и задачи курса
Спецкурс по математике «Решение практико-ориентированных задач» направлен на:
- углубление знаний учащихся о различных методах решения задач и базовых математических понятий, используемых при обосновании того или иного метода решения;
- формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.
Цель курса:
- создать эффективное выстраивание систематического повторения курса математики, с целью приобретения обучающимися опыта решения разнообразного класса задач, для успешной сдачи итогового тестирования по типу ОГЭ;
- научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни.
Задачи курса:
- повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-9 классах;
- приобретение практических навыков при решении заданий ОГЭ как базового, так и повышенного уровня;
- выработка умений решать текстовые и практико-ориентированные задачи;
- совершенствовать развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, и обобщать;
- совершенствовать навыки работы с тестами.
Программа рассчитана на 1 год. Общий объем аудиторных занятий составляет 34 академических часа. Количество академических часов - 34.
Образовательные технологии
В целях реализации коммуникативного и компетентностного подхода предусматривается использование в учебном процессе презентаций, лекций, практикумов.
Планируемые результаты освоения программы
В процессе занятий на основе организованного общения в группе с использованием разнообразных видов решения практико - ориентированных задач обучающиеся получают стимул для общего математического развития. Обеспечивается целенаправленная работа на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов изучения математики.
Личностными результатами изучения курса математики являются:
- формирование мотивации к изучению математики и стремление к самосовершенствованию в области изучения математики;
- формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- стремление точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры;
- стремление к умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Метапредметными результами изучения курса являются:
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
- развитие умений выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить;
- умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- осуществление самоконтроля, самооценки в процессе работы над решением практико-ориентированных задач.
В ходе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности спецкурс по математике «Решение практико-ориентированных задач» обучающиеся приобретут следующие предметные умения и навыки:
- умение работать с математическим текстом, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), доказывать математические утверждения;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач;
- умение решать текстовые задачи, составляя математические модели;
- умение строить логические рассуждения;
- умение определять методы решения конкретных задач и выбирать из всех наиболее оптимальный;
- умение применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
- умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, аргументации;
- умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Материально-техническое обеспечение программы
- компьютер;
- интерактивная доска;
- принтер.
Данный перечень представляет собой требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые при реализации образовательных услуг. Помещение кабинета оснащено типовым оборудованием, техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к реализации программы.
Тематическое планирование
Тема занятия
|
Кол-во часов |
Форма занятий |
Знакомство с кодификатором, спецификатором и демоверсией ОГЭ |
1 |
Мини-лекция,
|
Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления |
1 |
Мини-лекция,
|
Моделирование задач математического содержания на товарно-денежные отношения. (расчет количества стройматериала) |
1 |
Практикум |
Задачи о покупках. (приобретение стройматериала) |
1 |
Практикум |
Задачи на расчет площадей комбинированных фигур
|
2 |
Практикум |
Про земельные участки, про преимущества газового отопления перед электрическим обогревом помещения |
2 |
Практикум |
Про устройство террас-грядок на горном склоне и урожайность сельскохозяйственных культур |
2 |
Практикум |
Задачи про стоимость мобильной связи, про выбор оптимального тарифа в зависимости от минут и гигабайт |
2 |
Практикум |
Задачи про теплицу |
2 |
Практикум |
Про установку печи в бане, дровяная печь в эксплуатации обойдется дешевле электрической |
2 |
Практикум |
Задачи про автомобильные шины |
2 |
Практикум |
Задачи про формат листов А4 |
2 |
Практикум |
Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта |
2 |
Практикум |
Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта |
2 |
Практикум |
Задачи по план-схеме двухкомнатной квартиры, нахождение и сравнение площадей разных комнат |
2 |
Практикум |
Задачи про ОСАГО, страховые случаи дорожных ситуаций и автолюбителей |
2 |
Практикум |
Про схемы метро, вычисление длины кольцевой линии и отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой поездки по различным видам проездных карт |
2 |
Практикум |
Задачи на переливания |
1 |
Практикум |
Условие определения необходимого количества жидкости с использованием двух сосудов |
1 |
Практикум |
Моделирование различных способов при переливании жидкости с наличием n-сосудов. |
2 |
Практикум |
Итого |
34 |
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методические пособия обеспечивают уровень подготовки, сочетая практику выполнения заданий с интенсивным интеллектуальным, речевым и эмоциональным развитием обучающихся, делая процесс занятий увлекательным, разнообразным, отличающимся многочисленными и разнообразными формами работы:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- видеофильмы, таблицы, схемы, презентации, математические модели в электронном формате;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике.
Формы оценки и контроля освоения программы
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности спецкурс по математике «Решение практико - ориентированных задач»:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии)
- периодический (проводится в форме проверочных работ)
- итоговый (в конце курса) проводится в форме тестирования по типу ОГЭ.
Список литературы
- "Математика. Краткий справочник в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ"/ Л.И.Слонимский, И.С.Слонимская; под ред. Н.А.Шармай. - М.: Издательство: АСТ, 2023. - 384 с.
- ОГЭ 2020. Математика. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ/ И.Р.Высоцкий, Л.О.Рослова и др.; под ред. И.В.Ященко. - М.: Издательство «Экзамен», 2023. - 278 с.
- "ОГЭ-2023. Математика. 9 класс. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия"/ Е.Г.Коннова, С.О.Иванов, Г.Л.Нужа; под ред. Ф.Ф.Лысенко. - М.: Издательство «Легион», 2022. - 240 с.
Интернет-ресурсы
- Математика. Открытый банк заданий. https://fipi.ru/
- Математика. Решу ОГЭ. https://oge.sdamgia.ru/
- Тренировочные варианты ОГЭ. Сайт А.А.Ларин. https://alexlarin.net/ege20.html
- Тренировочные варианты ОГЭ. https://neznaika.info/oge/math_oge/
- Видеоуроки по подготовке к ОГЭ. https://www.youtube.com/
- Методические рекомендации, видеоуроки и конспекты по подготовке к ОГЭ. https://videouroki.net