Многому я научился у своих наставников,
еще больше - у своих товарищей,
но больше всего - у своих учеников.
Талму́д (ивр. תַּלְמוּד, «учение, учёба»)
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которым ты сейчас занимаешься, и является самым главным.
Любой урок должен быть уроком добра и свободы.
… Звенит звонок. Волнующий, трепетный. Он звенит не только для детей, но и для меня. Вот уже больше 30 лет я каждый день хожу в школу на работу.
Я - учитель. Первый учитель и классный руководитель маленького человека, который только открывает для себя большой и непонятный мир. Поэтому я хочу быть КЛАССНЫМ руководителем. Учусь сама и учу детей, еще и воспитываю, как когда то «лепили» меня. Я с большой благодарностью вспоминаю учителей Старокрещенской школы и преподавателей Оршанского педколледжа.
За каждые четыре года к ребятам прикипаешь душой. И смеешься вместе с ними, и плачешь, и играешь, и многому учишься с ними и у них. И пожуришь, и пожалеешь, как своих.
Моя задача и цель не только учить, но и воспитывать. А это самое сложное.
Поэтому, свою деятельность осуществляю по проверенным заповедям: «Быть примером для воспитанников - не цель, а средство воздействия на него», «Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом», «Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети», « Быть честным», «Быть с ребятами рядом и чуть впереди»
В школе основным структурным элементом является класс. Именно в классе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учениками. Здесь осуществляется забота о благополучии ребенка, решаются проблемы досуга детей, первичного сплочения коллектива, формируется эмоциональная атмосфера. Классный руководитель ежедневным трудом создает условия для решения этих задач.
И для меня каждый раз первый класс - это новое испытание. Дети такие разные. Один раз в четыре года я встречаюсь впервые с маленькими человечками с широко распахнутыми глазами, которым все интересно и увлекательно. И передо мной встает вопрос: «Как воспитать в них человечность и доброту, научить разделять радость и горе другого человека, как сделать общечеловеческие ценности их собственными убеждениями»? Я, как и все педагоги, мечтаю вырастить хороших детей. «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Эти слова В.А.Сухомлинского актуальны и сегодня. Именно от нас во многом зависит будущее наших учеников и именно поэтому профессия педагога обретает такой глубокий смысл и значение.
Веду занятия в «Школе будущего первоклассника» и наблюдаю за малышами. Пока у нас царит принцип выстраивания отношений. У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому предстоит помочь раскрыться. У выпускного класса - принцип понимания с полуслова. Приятно осознавать, что видишь результат своего труда. Это не пустые слова. Это победы детей в олимпиадах, творческих, проектных конкурсах разного уровня, и выступления детей на концертах. И коллектив, в котором дети помогают друг другу.
Классный руководитель подобен волшебнику. Он может сделать трудные вещи легкими, всегда молод душой и шагает в ногу со временем. Он постоянно совершенствуется сам и развивает способности ребенка. В своей работе стараюсь помочь детям принять окружающий мир и найти себя в этом мире. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, которая является естественным наглядным материалом и книгой открытий удивительного и неизведанного. Каким вырастет ребёнок? Это во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта и душевной щедрости. Для реализации этих задач я опираюсь на воспитательную программу «Росток» и помогают занятия на кружке «Изи шушпык» при Центре культуры. За четыре года дети стали настоящими артистами. Пробовали свои силы на Международном конкурсе «Ты - артист» и получили диплом участника, в районном конкурсе «Самырык тукым» заняли 2 место. Во время дистанционного обучения научились участвовать в онлайн конкурсах на платформе «Учи.ру». При активном участии и помощи родителей мои ученики становятся участниками, призерами и победителями творческих конкурсов, олимпиад, по итогам участия в которых ребята получают грамоты, благодарности, дипломы, сертификаты, которые хранятся в портфолио каждого ученика. Этими победами дорожат и гордятся не только дети, но и их родители, и в том числе я - классный руководитель. Награды становятся семейными ценностями, являются стимулом к новым достижениям, что, на мой взгляд, немаловажно в воспитании ребенка.
Мы всегда принимаем участие в школьных, районных мероприятиях. Выступаем на мероприятиях посвященных: Новому году, Дню матери, 9 мая, и др. В нашем классе есть свои традиции: проводим праздники для мальчиков на 23 февраля, для девочек на 8 марта, на день рождения. Проводим разные конкурсы в классе, акции. В воспитательной программе я уделяю особое внимание развитию патриотизма, любви к большой и малой Родине, к своей истории; для реализации всех этих качеств мы просматриваем разные фильмы на военную тематику, читаем стихи наизусть о подвигах героев ВОВ, поем песни. Нам очень нравятся экскурсии на природу, участие в акции «Чистое село».
Пока писала о своей педагогической деятельности, вспоминались только радостные моменты из школьной жизни. Значит, я - счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая работа, общественные поручения, и завтра я снова встречусь со своими неугомонными учениками…