Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: ОВЗ


На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство - прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения:

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья - это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Выгодский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

Выгодский ввел понятие «Структура дефекта».

Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии.

При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.

Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

  • дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
  • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушениями речи;
  • дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР);
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

  • пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
  • натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
  • постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера - это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь - имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Рассмотрим некоторые психологические характеристики развития детей с ограниченными возможностями.

Дети с нарушением слуха

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

  • Неслышащие - дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.
  • Слабослышащие - дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике.

У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.

Дети с нарушением зрения

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.

Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с соматическими заболеваниями

Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

Дети с умственной отсталостью

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них - олигофрены.

Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4-5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции - коммуникативной.

Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются.

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.

Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич - болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга - внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП

  1. Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.
  2. Выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.
  3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Дети с расстройствами раннего детского аутизма

Аутизм - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

  • полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
  • обособленность от окружающего мира;
  • слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
  • дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
  • речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм - ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
  • характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.

Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.

Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.

Всеми специалистами детского дома разработана система сопровождения, комплекс коррекционно-реабилитационных мероприятий по социально-средовой адаптации детей с ОВЗ.

В учреждении создана коррекционно-развивающая среда, обеспечивающая формирование навыков адаптивного и коммуникационного поведения воспитанников, способствующая их социальной реабилитации. Осуществляется обучение детей с особыми образовательными потребностями элементарным основам школьных знаний и подготовка к доступной трудовой деятельности. Овладевая трудовыми навыками, ребенок приобретает навык предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции и существенно обогащает собственные морально-этический опыт. У детей возникают самые первые реальные мотивы поведения.

Жизнь в условиях детского дома имеет существенные особенности. Дети имеют дело с готовыми результатами труда, а не с трудовыми процессами. У них закрепляются потребительские тенденции, не всегда возникает позитивное отношение к труду. Помочь ребенку приспособиться к реальной жизни в условиях государственного учреждения очень сложно, так как существующие программы содержат много общей информации и не рассчитаны на детей с проблемами в развитии, лишенных семьи. Для воспитанников детского дома с ОВЗ необходим расширенный объем и конкретизация знаний по социальной адаптации, ознакомлению с окружающей средой и предметным миром.

Один из этапов включает подготовку воспитанников к профессиональной деятельности путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества. Воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая, экологическая, правовая культура и т.д.).

При всем многообразии форм реабилитации подростка с ограниченными возможностями (медицинская, педагогическая, психологическая, социальная) особое место отводится коррекционной работе, направленной на то, чтобы дать детям возможность самореализации, максимального использования способностей, помочь им ощутить чувство радости в жизни.

«Особые» дети лишены возможности полномерно мыслить, запоминать, по-особому воспринимают окружающий мир. Они имеют недостатки речи, внимания, нарушения в моторике. Наиболее «сохранны» у таких детей эмоции. Они могут выражать страх и гнев, радость и грусть. К 14−18 годам у таких детей развиваются личностные качества. Они могут критично оценить свою трудовую, учебную и творческую деятельность. Оценка в трудовой деятельности, творчестве и спорте обычно совпадает с оценкой педагога. Развивать личность через эти виды деятельности − задача программ психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития подростков в условиях детского дома.

Основными задачами детского дома для детей с ограниченными возможностями являются

  • сбор информации об основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье;
  • разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы реабилитации каждого ребенка с ограниченными возможностями;
  • обеспечение реализации указанных программ и координация в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных специалистов, способствующих реабилитации детей;

Цель работы педагогического коллектива, содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего ОВЗ, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Задачи:

  • Развитие творческих возможностей;
  • Пробуждение социальной активности, деятельности подростка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей;
  • Воспитание чувства собственного достоинства;
  • Стремление к самоопределению;
  • Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

Специфика и направления деятельности психолога с детьми с ограниченными возможностями

Реабилитация детей в силу их особого положения - это длительный, многолетний процесс, который требует постоянных усилий со стороны ребенка и со стороны педагогов. Трудности ребенка с ОВЗ заключаются не только и не сколько в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что у него нет простого мира детства, ребенок отделен и отдален от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.

Психическое (и физическое) здоровье человека сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. Чувство собственной ценности, ответственности за свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче преодолевать неизбежные жизненные трудности.

По мере взросления у детей появляется необходимость в дополнительных знаниях и навыках. Большое значение для адаптации детей имеет образование. Последствия «ущербности» могут быть сведены к минимуму при наличии специальных обучающих программ.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей. Коррекционно-развивающая работа проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.

Создание благоприятных условий способствует включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволяет привлечь и удерживать его внимание, создавать положительный эмоциональный настрой, вызывает живой интерес к себе и происходящему.

В коррекционную работу с детьми, имеющими ОВЗ, педагогом-психологом включаются элементы сказкотерапии, арт-терапии, так как успешность познавательного развития зависит от эмоционального благополучия ребенка в процессе обучения.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства.

Музыкотерапия эффективна в коррекции нарушений общения, позволяет создать условия для эмоционального диалога.

Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи и напряженность.

Проводятся релаксационные паузы, музыка способствует развитию и обогащению слухового восприятия, активизации зрительных образов, нормализации физического и психического состояния ребенка («3вуки леса», «Морской прибой»; классические музыкальные произведения). Так же музыкотерапия эффективна для детей с ДЦП, у которых проявляются повышенная утомляемость и агрессивность.

Проводятся так же игры с водой, с сухим бассейном.

Данная серия игр направлена на творческое самовыражение ребенка и на ослабление негативных эмоций, а также способствует развитию кинестетических ощущений, мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта.

Приведем примеры форм и методов работы психолога, применяемых в следующих видах деятельности: групповые (и индивидуальные) занятия в сенсорной комнате, коррекционная работа с психологом, тренинги с детьми, проводимые психологом.

Упражнения на сенсорном мяче наиболее эффективны во время занятий в сенсорной комнате.

Цель таких упражнений: гармонизация внутренней энергии ребенка, снятие мышечных зажимов, растяжка позвоночника.

Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха.

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей.

Игротерапия - занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения психолога- педагога в процесс игровой деятельности. Игра - это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация - в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

Песочная терапия - занятия проводятся с применением центра песка и воды.

Психогимнастика - включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый - грустный» и др.

Арт-терапия - это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Как правило, используются разнообразные методики, оборудование, приемы. Некоторые из них известны. Например, пальчиковый театр - работа с пальчиковыми куклами, - приём, направленный на развитие мелкой моторики, коррекции эмоциональной сферы ребенка. Также возможно использование специального развивающее оборудование "Психомоторика". Оно позволяет педагогу-психологу помогать детям развивать мелкую и крупную моторику, координацию, корректировать когнитивные функции, развивать самооценку, навыки взаимопомощи (часто дети помогают друг другу на занятиях), навыки слаженных действий группы, чувство ответственности и т.д.

Заключение

Для каждого ребенка, у которого свой диагноз, необходим индивидуальный подход и своя форма работы с соответствующими методиками, которые будут способствовать его реабилитации и адаптации в обществе, которые будут способствовать формированию позитивной адекватной самооценки.

Взаимодействие психолога с детьми с ОВЗ может состоять в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Не смотря на все перечисленные разнообразные формы и методы работы психолога, следует помнить что каждому диагнозу соответствует свои методы и формы работы. Но только в комплексе они принесут максимальную пользу.

Литература

  1. Жданов, В.В. Школа-центр для детей-инвалидов как один из путей развития специального образования: журнал дефектология [Текст]/ В.В.Жданов. -1996 - №6- 37 с.
  2. Информационные ресурсы сети Internet (http://psychology.net, http://amazon-kat1.narod.ru/tipy_uchr_dlia_OV.htm )
  3. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками [Текст] / И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, А.А.Гусейнова. - М.: «Книголюб», 2008. - 176с.
  4. Ляпидиевская, Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями: журнал вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы [Текст]/ Г.В.Ляпидиевская. - 1997 - №1. - 37с.
  5. Малкина - Пых, И.Г. Телесная терапия: справочник практического психолога [Текст]/ И.Г.Малкина - Пых. - М.: Эксмо, 2007. - 752 с.
  6. Никулина, В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка: журнал воспитание и обучение детей с нарушениями развития [Текст] / В.Д.Никулина. - 2002. - № 4. - С. 40-47.
  7. Пономарева Г.А., «Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты» Сб. ДО г. Москвы ЮОУО «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья». (Из опыта работа специалистов Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения): документ [Текст]/ Г.А.Пономарева.- М: Москва, 2008.
  8. Психологическая служба школы [Текст]: учебное пособие// Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1995.- 234с.
  9. Сергеева, О.П. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IX вида» /О.П.Сергеева// Актуальные проблемы преподавания гуманитарных, естественно-научных и математических дисциплин в школе, в вузе; материалы научно-практ. конференции Вып.8/ Сост. А.Ю.Околелов; науч. ред. П.А.Гончаров. - Мичуринск: МГПИ, 2011-С.124-128.
  10. Сергеева, Т.А. Школа - центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии : журнал дефектология [Текст]/ Т.А.Сергеева. -1993 - №5 - 37 с.
  11. Статьи Е.С. Стангрита, методиста отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО», статьи психолога С.Немковой.
  12. Устинова, Е.В. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками [Текст]: методическое пособие/ Е.В.Устинова. - М.: Книголюб, 2008. - 185с.

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Как можно чаще общаться с ребенком.
  3. Избегать переутомления.
  4. Использовать упражнения на релаксацию.
  5. Не сравнивать ребенка с окружающими.
  6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  7. Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
  8. Обращаться к ребенку по имени.
  9. Не предъявлять ребенку повышенных требований.
  10. Стараться делать замечания как можно реже.
  11. Оставаться спокойным в любой ситуации.