Одним из главных направлений педагогической работы с детьми дошкольного возраста является познание природы и окружающего мира, так как современная система дошкольного образования ориентирована на последующее школьное обучение детей.
Широта знаний о природе, ее компонентах и явлениях имеет важное значение для формирования и дальнейшего развития личностных качеств ребенка. Представления детей об окружающем мире влияют на содержание игр и общения детей со сверстниками и взрослыми. Можно утверждать, что чем ярче впечатления ребенка от получаемых знаний об окружающем мире, тем интереснее и богаче их жизнь, а также конструктивнее их мироощущение отражается в их активной деятельности.
Ознакомление дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира - системообразующая часть воспитательно-образовательного процесса, в ходе которого происходит их социализация и интеграция в социум. Поэтому последовательность изучения и выбор форм и видов деятельности приобщения детей к природе должно быть подчинено дидактическим принципам научности, доступности, линейности и систематичности.
К формам организации ознакомления дошкольников с окружающим природным миром можно отнести занятия (непосредственно образовательная деятельность - НОД), экскурсии, прогулки, работа в развивающей предметно-пространственной среде, дидактические игры, трудовые мероприятия и словесный метод.
Занятия (НОД) проводятся в соответствии с содержанием Образовательной программой дошкольного образования. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы - наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
На экскурсии дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема. На экскурсиях осуществляется реализация программных задач, усвоение которых обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Выбор места экскурсии зависит от ее задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Ежедневные прогулки эффективно используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе рабочей программы и с учетом местных климатических условий. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала - песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа в развивающей предметно-пространственной среде проводится в часы, отведенные для этого. Дети наблюдают за растениями, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. Дети 2-3 лет только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а дети 3-4 лет сами участвуют в этой работе. В среднем дошкольном возрасте все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В группах 5-6 лет выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В группе 6-7 лет, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями. Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы.
Дидактическая игра - метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят в рамках НОД и совместной деятельности взрослого с детьми, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.
Труд как метод имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.
Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями на игровом участке ив уголке природы, иногда на занятиях (НОД). Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки). У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями. Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность.
Таким образом, осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Использовать этот метод особенно целесообразно с детьми 2-5 лет, постепенно сокращая ее длительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически. Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы. Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.
Список литературы
- Ваш ребенок познает мир. Журнал «Дошкольное воспитание», № 2-2000 г. Зебзеева В.О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет/ Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012. -77 с.
- Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В.Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
- Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников / Т.Б.Комарова. - М.: Просвещение, 2016. - 194 с.